Теоретические основы принятия решений менеджером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Решение – одна из центральных составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы принятия решений менеджером…………………………………...5
1.1. Сущность и виды принятия решения………………………………………………………5
1.2. Принятие решений менеджером, как основная функция управления……………….…11
1.3. Основные подходы менеджера к принятию решений………………………………..…16
1.4. Выводы по главе……………………………………………………………………………………..………19
2. Организация процесса принятия решений как важная
функция менеджера…………………………………………………………………….………20
2.1. Основные этапы принятия решений…………………………………………..………….20
2.2. Методы разработки управленческих решений…………………………………………..24
2.3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности………………………..........29
3. Анализ принятия управленческих решений на примере
ООО «КосТол-Сервис»……………………………………………………………….………..31
3.1. Анализ ассортимента продукции предприятия………………………………………...31
3.2. Принятие решений менеджером по поставке нового оборудования с применением теории игр……………………………………………………………………...……………….33
Заключение…………………………………………………………………...…………………39
Список использованных источников…………………………………………...……………..41

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Принятие решения менеджером по оптимизации объема реализации возможно с помощью методов линейного программирования. В данной ситуации предлагается использовать теорию игр.

Обозначим три вида витрин как A1, A2, A3. Состояния спроса обозначим B1, B2, B3, B4. Каждому j-тому состоянию спроса соответствует размер прибыли (в условных единицах) от реализации i-го вида продукции.

Построим платежную  матрицу, исходя из данных таблицы 3.

Таблица 3

Плановая прибыль от реализации единицы продукции

 

Рынок сбыта

Игрок 2

Товар

B1

B2

B3

B4

A1

16

8

12

10

 

A2

4

6

6

8

 

A3

8

10

6

12

 

Игрок 1

         

В данной игре в качестве игроков выступают, предприятие против спроса на каждом рынке сбыта. Столбцы матрицы характеризуют стратегию предприятия на конкретном рынке. Тогда платежная матрица будет иметь вид

 (1)

Необходимо определить максимальную прибыль для 1-го игрока. Найдем нижнюю и верхнюю цены данной игры.

 (2)

, ,

 (3)

, , ,

Так как нижняя цена игры не равна верхней цене игры (седловая точка отсутствует), то необходимо найти компромисс между стратегиями, то есть различные виды продукции будут реализовываться на различных рынках сбыта. Необходимо найти некоторую смешанную стратегию для продукции

 (4)

и смешанную стратегию для рынка сбыта

 (5)

где pi и qj – вероятности применения стратегии.

Для оптимальной стратегии  предприятия все средние выигрыши должны быть не менее цены игры , которая находится в диапазоне между и .

Сформируем экономико-математическую модель.

 (6)

Разделим каждое неравенство  системы на некоторую величину , которая больше 0.

 (7)

Введем новые переменные для упрощения модели:  (8)

Тогда

 (9)

Получили модель линейного  программирования, которую можно  решить симплекс методом, применяя теорию вероятностей: сумма вероятностей свершения  всех событий равна 1, то есть

p1 + p2 + … + pm = 1.  (10)

Тогда  (11)

Следовательно, задача сводится к взаимно двойственной задаче линейного  программирования. Имея основной вид  модели, можно сформировать необходимую  модель.

 (12)

 (13)

Тогда

 (14)

 (15)

Решим задачу на максимум симплекс методом.

Таблица 4

Определение оптимального решения симплекс методом

№ итерации

Баз. перемен-е

y1

y2

y3

y4

y5

y6

y7

ai0

aio/aip

Опорное решение

Исх. система

y5

16

8

12

10

1

0

0

1,00

0,0625

Y0=(0;0;0;0;1;1;1)

y6

4

6

6

8

0

1

0

1,00

0,2500

y7

8

10

6

12

0

0

1

1,00

0,1250

Z0

1

1

1

1

0

0

0

0,00

Свободный член

I

y1

1

  1/2

  3/4

  5/8

  1/16

0

0

  1/16

0,1250

Y1=(1/16;0;0;0;0;3/4;1/2)

y6

0

4

3

5   1/2 

-  1/4

1

0

  3/4

0,1875

y7

0

  6  

0

7

-  1/2

0

1

  1/2

0,0833

Z1

0

  1/2

  1/4

  3/8

-  1/16

0

0

  1/16

Свободный член

II

y1

1

0

3/4

  1/24

  5/48

0

-  1/12

  1/48

0,0278

Y2=(1/48;1/12;0;0;0;5/12;0)

y6

0

0

3

  5/6

  1/12

1

-  2/3

  5/12

0,1389

y2

0

1

0

1  1/6

-  1/12

0

  1/6

  1/12

-

Z2

0

0

   1/4 

-  5/24

-  1/48

0

-  1/12

  5/48

Свободный член

III

y3

1  1/3

0

1

  1/18

  5/36

0

-  1/9

  1/36

-

Y3=(0;1/12;1/36;0;0;1/3;0)

y6

-4

0

0

  2/3

-  1/3

1

-  1/3

  1/3

-

y2

0

1

0

1  1/6

-  1/12

0

  1/6

  1/12

-

Z3

-  1/3

0

0

-  2/9

-  1/18

0

-  1/18

  1/9

Свободный член


 

Оптимальное решение  следующее:

;

.

По соответствию переменных в двойственных задачах оптимальное  решение исходной задачи следующее:

;

.

Тогда

(усл. ед.), то есть это та  гарантированная прибыль, которую  предприятие получит при определенных условиях.

Далее.

Тогда

Следовательно, принятие данного решения, которое позволит предприятию получить максимальную прибыль, будет выглядеть следующим образом:

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать  вывод, что предприятию целесообразно  заключить договор с партнером  на поставку 50% продукции A1 и 50% продукции A3 (витрины серии «Кристалл» с подсветкой прямая и поворотная соответственно) и отказаться от работы с товаром A2 (витрина серии «Кристалл» с подсветкой шестигранная).

Рассмотрим действия игрока 2, то есть в данном случае спрос  на различных рынках сбыта.

Тогда

Следовательно, оптимальным  является спрос на продукцию первого  и третьего вида на рынках B2 и B3.

Таким образом, организации  целесообразно заключить договор с ООО «КС-Русь» на поставку витрин только двух видов: прямая и поворотная. Витрин обоих видов необходимо закупать по 50% от общей партии (по 10 единиц). При этом предприятие гарантированно будет получать прибыль с единицы продукции в размере 9 усл. ед. (1 усл. ед. = 30 руб.). Спрос является оптимальным при работе с постоянными клиентами и применении личных продаж – 75% и 25% соответственно.

Следовательно, в процессе решения данной задачи были определены оптимальные пропорции в реализации торгового оборудования, которые гарантируют получение средней прибыли на единицу продукции в размере 9 усл. ед. при любом состоянии спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление как процесс  представляет собой непрерывную  цепь разработки, принятия и реализации решений. Под управленческим решением понимается творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятельности коллектива по решению назревшей проблемы. Он основан на выборе одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому. Менеджеру приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать, в большом количестве неопределенностей.

Одно из основных условий  успешной деятельности организации - согласованность  действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.

Менеджер принимает  решения по оперативным вопросам и  управляет путем распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Он должен различать решения по видам, а организация в целом должна иметь определенный подход к принятию решений.

Этапами принятия решений  являются: определение проблемы; установка  целей; разработка альтернативных решений; выбор альтернативы;  осуществление  решения; оценка результатов. Выделяют различные методы выработки решений: эвристические, экспертные, количественные.

Проведенный анализ ассортиментной политики предприятия в третьей главе работы показал, что существующие ассортиментные группы в будущем не будут сниматься с реализации (кроме группы кассовых кабин), но будут постоянно обновляться относительно технических и дизайнерских решений. Также частично запущено собственное изготовление оборудования, что позволит в будущем удовлетворять специфические потребности клиентов в эксклюзивном оснащении своих магазинов.

Менеджерам компании необходимо принять решение по оптимальным пропорциям в закупке и реализации товара, которые гарантировали бы получение средней прибыли при любом состоянии спроса, который считается неопределенным.

Исходя из полученных данных в третьей главе работы, можно сделать вывод, что организации целесообразно заключить договор с ООО «КС-Русь» на поставку витрин только двух видов: прямая и поворотная. Витрин обоих видов необходимо закупать по 50% от общей партии (по 10 единиц). При этом предприятие гарантированно будет получать прибыль с единицы продукции в размере 9 усл. ед. (1 усл. ед. = 30 руб.). Спрос является оптимальным при работе с постоянными клиентами и применении личных продаж – 75% и 25% соответственно.

Следовательно, в процессе решения данной задачи были определены оптимальные пропорции в реализации торгового оборудования, которые гарантируют получение средней прибыли на единицу продукции в размере 9 усл. ед. при любом состоянии спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 248 с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 384с.

3. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения.  - М.: Дашков и К, 2006. — 496 с. 

4. Бирман Л.А. Управленческие  решения: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2006. – 208 с. 

5. Боумэн К. Основы  стратегического менеджмента /Пер,  с англ. под ред. Л.Г. Зайцева,  М.И. Соколовой. — М.: Банки и  биржи, ЮНИТИ, 2007. — 175 с.

6. Веснин В.Р. Менеджмент.   - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 504 с. 

7. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006. — 670 с. 

8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб.  и доп. — М.: Банки и биржи,  ЮНИТИ, 2007. - с. 701.

9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2009. – 400 с.

10. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 334 с.

11. Дорофеев В.Д., Шмелева  А.Н., Шестопал Н.Ю.  Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2008. — 440 с. 

12. Ефремов B.C. Стратегия  бизнеса. Концепции и методы  планирования /Учеб. пособие. — М.: Изд. «Финпресс», 2006. — 192 с.

13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2009. — 336 с. 

14. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: пер. с англ./ под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2007. – 896 с.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга /Под обш. ред. Е.М.Пеньковой, - Спб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера плюс», 2008. — 698 с.

16. Ларичев О.И. Теория  и методы принятия решений:  Учебник. – М.: Логос, 2006. – 296 с.

17. Литвак Б.Г. Разработка  управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2010. – 392 с.

18. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента  - М.: «Дело», 2006. - с. 501.

19. Основы менеджмента.  / Под ред. Афоничкина А.И.- СПб.: Питер, 2007. — 528 с. 

20. Переверзев М.Р., Шайденко  Н.А., Басовский Л.Е.  Менеджмент.  - М.: Инфра-М, 2008. — 330 с. 

21. Полукаров В.Л. Основы менеджмента.- М.: Кнорус, 2008. — 240 с. 

22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие  – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2009. – 704 с.

23. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента.  - М.: Дашков и К, 2008. — 556 с.

24. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 2006. – 231 с.

25. Чудновская С.Н. Управленческие  решения: учебник / С.Н. Чудновская. – М.: Эксимо, 2007. – 368 с.

26. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – 2001. – 356 с.

Информация о работе Теоретические основы принятия решений менеджером