Теоретические основы принятия решений менеджером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Решение – одна из центральных составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы принятия решений менеджером…………………………………...5
1.1. Сущность и виды принятия решения………………………………………………………5
1.2. Принятие решений менеджером, как основная функция управления……………….…11
1.3. Основные подходы менеджера к принятию решений………………………………..…16
1.4. Выводы по главе……………………………………………………………………………………..………19
2. Организация процесса принятия решений как важная
функция менеджера…………………………………………………………………….………20
2.1. Основные этапы принятия решений…………………………………………..………….20
2.2. Методы разработки управленческих решений…………………………………………..24
2.3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности………………………..........29
3. Анализ принятия управленческих решений на примере
ООО «КосТол-Сервис»……………………………………………………………….………..31
3.1. Анализ ассортимента продукции предприятия………………………………………...31
3.2. Принятие решений менеджером по поставке нового оборудования с применением теории игр……………………………………………………………………...……………….33
Заключение…………………………………………………………………...…………………39
Список использованных источников…………………………………………...……………..41

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Инновационные решения  в основе своей предполагают управленческие способности, определенные черты характера и высокое должностное положение, т.е., как правило, это решения, принимаемые на самом верхнем уровне управления.

По содержанию решения делятся на имеющие количественные характеристики и не имеющие количественных характеристик.

Решения, имеющие количественные характеристики (достижение определенного объема производства, уровень рентабельности, вложение определенных средств в маркетинговые исследования), могут быть приняты с помощью различного рода математических и статистических методов. Оценка качества этих решений значительно облегчается тем, что можно сопоставить достигнутый уровень с тем, который был запланирован.

Решения, которые не имеют  количественных характеристик (например, формирование психологического климата в коллективе, многие кадровые проблемы), принимаются другими методами. Эти решения носят субъективный характер, так как определяются личностью субъекта, принимающего решения. Оценка качества этих решений также носит во многом субъективный характер; такие решения могут быть использованы в практике других руководителей с большим трудом.

Классификация решений  в зависимости от поля их принятия (функции управления) определяет решения как экономические, организационные, социальные и технические или как относящиеся к функциям стратегического планирования, делегирования, мотивации и контроля.

Отнесение решения к  определенной области или функции  управления предопределяет, во-первых, критерии и ограничения, которые возникнут при принятии этого решения, и, во-вторых, особенности, которые необходимо учитывать, выбирая альтернативу из нескольких возможных. Так, в частности, принимая решения, связанные с осуществлением делегирования и мотивации (социальные), следует особенно внимательно отнестись к тем отрицательным последствиям, которые возможны при их осуществлении.

По степени регламентации решения делятся на директивные (нормативные), ориентирующие и рекомендующие.

Директивные (нормативные) решения требуют обязательного выполнения, не предполагающего никакой инициативы. Нормативные решения устанавливают четкую взаимосвязь между определенными параметрами организации и конкретными вариантами решения: например, определение величины учебной группы в зависимости от наличного аудиторного фонда учебного заведения.

Ориентирующие решения  определяют возможную деятельность сотрудников организации в настоящем или будущем, при наступлении определенных обстоятельств.

Рекомендующие решения  обозначают возможные направления деятельности подчиненных, не предоставляя им конкретной схемы действий.

В зависимости от системы оценки эффективности различают однокритериальные и многокритериальные решения.

Однокритериальные решения, как следует из их названия, позволяют  оценивать альтернативы на основе одного «главного» показателя, степень важности которого может вытекать из объективных условий или определяться субъективно лицом, принимающим решение (прибыль, доля рынка, первое место на товарной выставке и т.п.) [9, с. 110].

Многокритериальные решения  требуют для оценки системы показателей, что создает дополнительные трудности, так как необходимо выбрать показатели и оценить их влияние на конечный результат. Как правило, к многокритериальным решениям относятся стратегические решения (выбор поставщика, покупателя, определение оптимума реализации по критериям цены и объема и т.п.).

Можно назвать и другие принципы классификации, предлагаемые разными авторами: одно- и многоцелевые, инновационные и традиционные, детерминированные и вероятностные и т.п.

 

1.2. Принятие решений менеджером, как основная функция управления

Рассмотрим задачи принятия решения, составляющие основу работы менеджера[8, с. 64].

Прогнозирование - это  взгляд в будущее, оценка возможных  путей развития, последствий тех  или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого, завершающаяся принятием управленческого решения. В работе менеджера они тесно связаны.

При прогнозировании  перед менеджером встают следующие  проблемы прогнозирования (неопределенности):

- неопределенности, связанные с недостаточными знаниями о природе (например, нам неизвестен точный объем полезных ископаемых в конкретном месторождении, а потому мы не можем точно предсказать развитие добывающей промышленности и объем налоговых поступлений от ее предприятий),

- неопределенности природных  явлений, таких, как погода, влияющая  на урожайность, на затраты  на отопление, на туризм, на  загрузку транспортных путей  и др.

- неопределенности, связанные  с осуществлением действующих  (неожиданные аварии) и проектируемых (возможные ошибки разработчиков или физическая невозможность осуществления процесса, которую заранее не удалось предсказать) технологических процессов.

Многие возможные неопределенности связаны с ближайшим окружением фирмы, менеджер которой занимается прогнозированием:

- неопределенности, связанные  с деятельностью участников экономической  жизни (прежде всего партнеров  и конкурентов нашей фирмы), в  частности, с их деловой активностью,  финансовым положением,  соблюдением обязательств,

- неопределенности, связанные  с социальными и административными  факторами в конкретных регионах, в которых наша фирма имеет  деловые интересы.

Большое значение  имеют и неопределенности на уровне страны, в частности[19, с. 78]:

- неопределенность будущей рыночной ситуации в стране, в том числе отсутствие достоверной информации о будущих действиях поставщиков в связи с меняющимися предпочтениями потребителей,

- неопределенности, связанные  с колебаниями цен (динамикой  инфляции), нормы процента, валютных курсов и других макроэкономических показателей,

- неопределенности, порожденные  нестабильностью законодательства  и текущей экономической политики (т.е. с деятельностью руководства  страны, министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией,  действиями партий, профсоюзов, экологических и других организаций в масштабе страны.

Часто приходится учитывать  и внешнеэкономические неопределенности, связанные с ситуацией в зарубежных странах и международных организациях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.

Таким образом, менеджеру  приходится прогнозировать будущее, принимать  решения и действовать, в большом количестве неопределенностей.

Учет нежелательных  тенденций, выявленных при прогнозировании, позволяет наметить необходимые  меры для их предупреждения, принять и выполнить соответствующие решения, а тем самым помешать осуществлению прогноза. Прогнозирование - частный вид моделирования как основы познания и управления.

Для прогнозирования  менеджером могут использоваться следующие  методы: статистические, эконометрические, экономико-математические модели, а также создаваться специальные компьютерные системы.

Согласно концепции  немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее  систематический процесс принятия решений. Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей[16, с. 54]. 

Выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и  оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать  разными способами. Какой из них  представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня  необходимых действий. Что конкретно  нужно сделать, чтобы осуществить  выбранный на предыдущем этапе вариант  достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный  план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением  плана, внесение необходимых изменений  в случае необходимости.

Менеджер принимает решения по оперативным вопросам и  управляет путем распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Эти приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресата с помощью компьютера и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими. Иногда нужна вводная часть, разъясняющая необходимость данного приказа.

Важные приказы, особенно касающиеся сложных проблем, необходимо оформлять письменно. Связано это требование, прежде всего с тем, что каждый из собеседников запоминает разговор по-своему. Обычно в памяти остается то, что выгодно данному лицу. Приказы оформляются по правилам, принятым в делопроизводстве[17, с. 41].

Одно из основных условий  успешной деятельности организации - согласованность  действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить  друг другу, напротив, необходимо, чтобы  они дополняли друг друга и  вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Поэтому необходимы регулярные совещания менеджеров. Для того чтобы легко грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений, менеджеру необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д. Это - наука и искусство, которыми должен владеть менеджер. Менеджер должен быть уверен в своей точке зрения и уметь ее отстаивать.

Координация действий менеджеров происходит и при подготовке документов - планов, приказов, предложений, направляемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей  и др. Управленческие решения обычно оформляются в виде подобных документов.

При планировании собственной  работы менеджеру следует предусмотреть  регулярные проверки деятельности своих  подчиненных, причем не только членов своей команды, но и всех остальных. Могут применяться как официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы.

 

1.3. Основные  подходы менеджера к принятию решений

 

Менеджер в своей  работе должен различать решения  по видам, а организация в целом  должна иметь определенный подход к  принятию решений[14, с. 112].

Централизованный подход призывает к тому, чтобы как  можно большее число решений  принималось главным управлением. Децентрализованный подход поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на самый низкий управленческий уровень.

Одно из очевидных преимуществ децентрализованного подхода состоит в том, что он дает большую ответственность и власть в принятии решений людям из более низких уровней управления. Степень децентрализации в процессе принятия решений есть функция от нескольких переменных. Они включают в себя предпочтения отдельных менеджеров, организационную динамику и даже влияние культуры.

В групповом подходе  к принятию решений менеджер и  один или более служащих работают вместе над одной проблемой. Индивидуальный подход — есть принятие решений только менеджером. Индивидуальный подход часто предпочтительнее, когда времени на принятие решения немного или принятие группового решения невозможно чисто физически. С другой стороны, групповое принятие решения лучше тогда, когда у менеджера есть достаточно времени и средств для принятия решения и его осуществления. Важное преимущество группового подхода состоит в том, что он дает человеку, принимающему решение, шанс собрать больше информации из альтернативных вариантов решения. Использование группового подхода базируется на двух предположениях: (1) группа принимает решение легче, чем 1 человек; (2) групповое решение легче осуществляется. Если групповое решение — это управленческое решение, менеджер должен выбрать в каждом конкретном случае, вовлекать ли подчиненных в принятие решения или нет[5, с. 87].

При системе участия  менеджер опрашивает людей, которые  будут задействованы в принятии решения. Менеджер, который размышляет об изменении графика, может спросить мнение рабочих, которые работают по этому графику. Успех системы участия зависит от природы проблемы. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения, которое напрямую затрагивает их интересы, часто увеличивает шанс осуществления этого решения. С другой стороны, если решение не затрагивает таких сторон, которые имели бы отношение к рабочим, то их участие в принятии подобного решения было бы пустой тратой времени.

Информация о работе Теоретические основы принятия решений менеджером