Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа
Решение – одна из центральных составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы принятия решений менеджером…………………………………...5
1.1. Сущность и виды принятия решения………………………………………………………5
1.2. Принятие решений менеджером, как основная функция управления……………….…11
1.3. Основные подходы менеджера к принятию решений………………………………..…16
1.4. Выводы по главе……………………………………………………………………………………..………19
2. Организация процесса принятия решений как важная
функция менеджера…………………………………………………………………….………20
2.1. Основные этапы принятия решений…………………………………………..………….20
2.2. Методы разработки управленческих решений…………………………………………..24
2.3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности………………………..........29
3. Анализ принятия управленческих решений на примере
ООО «КосТол-Сервис»……………………………………………………………….………..31
3.1. Анализ ассортимента продукции предприятия………………………………………...31
3.2. Принятие решений менеджером по поставке нового оборудования с применением теории игр……………………………………………………………………...……………….33
Заключение…………………………………………………………………...…………………39
Список использованных источников…………………………………………...……………..41
Сущность японской кольцевой системы принятия решений «кингсе» состоит в том, на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и представить свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое, как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.
К количественным методам относятся способы, используемые при выборе решения, наилучшим образом соответствующего выбранному критерию (максимальная прибыль, доход, лучшее качество, минимальные затраты, минимальный ущерб и т.д.). При этом широко используются экономико-математические методы и модели (линейного, нелинейного, динамического, параметрического программирования, теории массового обслуживания и др.), достаточно полно описанные в литературе по менеджменту и принятию управленческих решений.
Применение моделей
при принятии решений
- описательная модель
изображает предмет или
- аналоговая модель изображает предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающимися формой и свойствами (например, озеро на карте изображается голубым цветом, изображение денежного потока компании вертикальной диаграммой). Уровень абстракции здесь более высокий;
- символьная модель изображает различные свойства и элементы ситуации символами (например, математическая модель, в которой различные элементы ситуации выражаются в форме уравнений и неравенств).
Далее подробно рассмотрим некоторые широко распространенные модели, используемые в процессе принятия управленческих решений.
Теорию массового обслуживания (теорию очередей) используют в случаях, когда требуется удовлетворить спрос, который в какой-то части является нерегулярным, т.е. не поддается управлению и не может быть точно предсказан (например, очередь грузовиков под разгрузку на склад, справочная 09) [22, с. 68]. Теория массового обслуживания представляет собой широкую совокупность различных средств и методов, основанных на оценке:
- объема обслуживаемой группы (конечный или бесконечный);
- «терпеливости» элементов группы, требующей обслуживания;
- характера распределения времени ожидания и времени обслуживания (два наиболее общих предположения — постоянное время обслуживания или изменяющееся по экспоненциальному закону);
- характеристик поступления запросов на обслуживание (их временного распределения);
- числа мест (или приборов) обслуживания.
Оптимальное решение задач такого класса дает возможность определить мощность оборудования, которое необходимо добавить к оборудованию, обеспечивающему обслуживание заявок со средней скоростью их поступления, чтобы минимизировать стоимость установки дополнительного оборудования и стоимость ожидания обслуживания.
Теория игр — моделирование таких ситуаций, принятие решений в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений. Это метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр позволяет оценить, как изменение цен, предложения, введение дополнительного обслуживания, модификация и освоение новой продукции повлияют на поведение конкурентов.
Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов. Последние имеют место при исчерпании запасов. В этом случае продажа готовой продукции или предоставление обслуживания становятся невозможными, а также возникают потери от простоя оборудования. Однако при высоком уровне запасов возникают дополнительные издержки типа расходов на хранение, перегрузку, выплату процентов, затрат на страхование, потерь от порчи и воровства и т.д. Кроме того, излишние запасы означают связывание оборотных средств, что препятствует вложению капитала в развитие организации.
Существуют также другие методы, такие как имитационное моделирование, экономический анализ, анализ безубыточности.
В дополнение к моделированию имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения. К ним относятся:
- дерево решений — схематическое представление проблемы принятия решений. Учитываются различные направления деятельности, соотносятся с финансовыми результатами, которые корректируются с учетом вероятности их получения, а затем сравниваются альтернативы;
- платежная матрица — метод статистической теории решении, основанный на разработке различных вариантов развития событий. По каждому варианту оценивается полезность (выгода) в сочетании с вероятностью конкретных обстоятельств.
2.3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности
Решения принимаются под влиянием различного рода условий и ограничений. Существует три основных условия, в которых принимаются решения: 1) состояние определенности является одной крайностью, 2) состояние неопределенности — другой, 3) условие риска, которое занимает положение между ними.
Состояние риска существует,
когда менеджеры имеют
Таблица 1
Классификация рисков
Классификационный признак |
Виды рисков |
По месту возникновения |
Экзогенные, эндогенные |
По широте воздействия |
Общий, специальный |
По видам ресурсов |
Сырьевой (качественный, количественный, по срокам), по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу |
По стадиям бизнес-процесса |
На стадии НИОКР, в производстве (в способах, в браке), при хранении, доставке и т.п. |
По сбыту продукции |
При сбыте, в ценах, продукции, гарантиях, оплате |
По возможности калькулирования |
Калькулируемые (специальные единичные риски стоимостного характера), некалькулируемые (общий предпринимательский риск) |
По возможности страхования |
Страхуемые, нестрахуемые |
Состояние неопределенности
имеет место, когда менеджеры
не имеют информации о развитии событий
и поэтому требуется
В случаях, когда менеджер не имеет объективной основы для задания вероятности наступления того или иного события, предлагается подход с использованием одного из четырех отборочных критериев:
- критерия Лапласа, который предполагает, что не существует оправданных причин полагать, что одно событие имеет большую вероятность наступления, чем другое. Это ведет к предположению о равной вероятности наступления каждого события;
- критерия пессимизма, который используется, когда обосновывается решение, основанное на предположении, что случится самое худшее, и выбирается вариант наиболее прибыльный;
- критерия оптимизма, когда предполагается благоприятное развитие событий;
- критерия сожаления, предлагающего способ выбора варианта, который минимизирует максимум возможного сожаления. Сожаление из-за выбранного варианта — это эффект, полученный при любом развитии события, вычтенный из максимально возможного эффекта, который мог быть получен в этих условиях. Максимальное ожидание каждого варианта определяется простым выбором самого высокого фактора сожаления каждого варианта и их сравнением.
Итак, подводя итог второй главе работы сделаем, следующие выводы. Этапами принятия решений являются: определение проблемы; установка целей; разработка альтернативных решений; выбор альтернативы; осуществление решения; оценка результатов. Выделяют различные методы выработки решений: эвристические, экспертные, количественные.
3. Анализ принятия
управленческих решений на
ООО «КосТол-Сервис»
3.1. Анализ ассортимента продукции предприятия
Номенклатура товаров ООО «КосТол-Сервис» на 10 июня 2010 г. насчитывала около 3657 товарных единиц. Данное число характеризует насыщенность номенклатуры. Общий ассортимент продукции представлен в таблице 2.
Таблица 2
Структурированные данные по продукции ООО «КосТол-Сервис» за 2010 г.
№ |
Наименование товара |
Доля в объеме продаж |
Доля в массе прибыли |
Связь с другими товарами |
Стадия ЖЦТ |
Длительность ЖЦТ |
1 |
Аптечный модуль |
2,34 |
2,34 |
Собирается из элементов 4, 5, 11, 16 |
Зрелость |
- |
2 |
Барная стойка |
0,22 |
0,22 |
Независимый |
Зрелость |
5 |
3 |
Вешало |
4,48 |
4,48 |
Взаимозаменяем 14 |
Зрелость |
6 |
4 |
Витрина |
11,55 |
11,55 |
Независимый |
Зрелость |
5 |
5 |
Дверь |
0,40 |
0,40 |
Дополнение к 1 |
Зрелость |
- |
6 |
Зеркало |
0,72 |
0,72 |
Независимый |
Зрелость |
- |
7 |
Кассовая кабина |
0,78 |
0,78 |
Независимый |
Начало спада |
10 |
8 |
Кассовый терминал |
3,72 |
3,72 |
Независимый |
Рост |
6 |
9 |
Морозильный ларь |
6,29 |
6,29 |
Независимый |
Зрелость |
10 |
10 |
Офисная перегородка |
0,48 |
0,48 |
Независимый |
Зрелость |
12 |
11 |
Прилавок |
2,39 |
2,39 |
Независимый |
Зрелость |
8 |
12 |
Примерочная кабина |
0,83 |
0,83 |
Независимый |
Зрелость |
7 |
13 |
Рабочий стол |
1,62 |
1,62 |
Дополнение к 4, 11 |
Зрелость |
8 |
14 |
Система (Joker, Uno, Mister, Tritix) |
2,57 |
2,57 |
Независимый |
Зрелость |
7 |
15 |
Спецстеллаж |
0,71 |
0,71 |
Независимый |
Зрелость |
5 |
16 |
Стеллаж |
35,61 |
35,61 |
Независимый |
Зрелость |
15 |
17 |
Холодильная витрина |
10,17 |
10,17 |
Независимый |
Зрелость |
9 |
18 |
Холодильный шкаф |
7,41 |
7,41 |
Независимый |
Зрелость |
11 |
19 |
Экономпанель |
7,71 |
7,71 |
Дополнение к 14 |
Зрелость |
12 |
И т о г о |
100,00 |
100,00 |
Анализируя данные таблицы, можно сказать следующее. Доля в объеме продаж и доля в массе прибыли по каждой ассортиментной группе товаров совпадают. Это объясняется тем, что на исходные цены продукции организация устанавливает собственную наценку в размере определенного процента от исходной цены. Наибольшую долю в объеме продаж и прибыли составляют основные стеллажные линии – 35,61%. Также значительные доли в продажах имеют витрины и холодильные витрины – 11,55% и 10,17% соответственно. Наименьшую долю в объеме имеет реализация барных стоек – 0,22%. Ассортиментные группы по своему главному назначению в основном являются независимыми. Аптечные модули целиком собираются из прилавков, витрин, стеллажей, а также из индивидуальных шкафов. Ассортиментная группа дверей является сборочным элементом аптечных модулей, но имеет и самостоятельный спрос. «Экономсистема» является независимой группой товаров, но в основном выступает в качестве дополнения к сборным системам «Joker», «Uno», «Mister» и «Tritix». Предлагаемый ассортимент состоит из товаров производственного (торгового) назначения длительного пользования, которые требуют предварительного выбора. Поэтому длительность жизненного цикла каждой ассортиментной группы достаточно велика – пять и более лет. Предлагаемые товары преимущественно находятся в стадии зрелости, так как рынок достаточно насыщен данными товарами, которые приобретаются массовыми потребителями, а конкуренция обостряется. Также можно отметить, что длительность жизненного цикла в данном случае понятие относительное, так как оно относится не к самому товару, а к модельному ряду и модификациям, и в ближайшем будущем в торговом бизнесе не предвидится новаций в сфере преподнесения товаров покупателям, исключая индивидуальные заказы и проекты, которые выполняются в собственных производствах организаций-поставщиков.
Таким образом, можно сделать общие положительные выводы по перспективе товарной политики исследуемой организации. Существующие ассортиментные группы в будущем не будут сниматься с реализации (кроме группы кассовых кабин), но будут постоянно обновляться относительно технических и дизайнерских решений. Также частично запущено собственное изготовление оборудования, что позволит в будущем удовлетворять специфические потребности клиентов в эксклюзивном оснащении своих магазинов.
3.2. Принятие решений менеджером по поставке нового оборудования с применением теории игр
В 2011 г. компания планирует заключить договор с ООО «КС-Русь» на поставку нового оборудования – витрин серии «Кристалл» (с подсветкой) трех видов: прямая, шестигранная и поворотная. Размер первой партии – 20 единиц. Отдел сбыта будет реализовывать торговое оборудование посредством специализированных выставок, контактов с постоянными клиентами, личных продаж и налаживания связей с новыми потребителями через Internet. Таким образом, спрос на предлагаемую продукцию может находиться в четырех различных состояниях. Менеджерам компании необходимо принять решение по оптимальным пропорциям в закупке и реализации товара, которые гарантировали бы получение средней прибыли при любом состоянии спроса, который считается неопределенным.
Информация о работе Теоретические основы принятия решений менеджером