Теоретические основы школ стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных понятий школ стратегического менеджмента для дальнейшего применения на практике в различных отраслях и сферах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть историческое развитие школ управления;
 изучить классификацию школ стратегического менеджмента;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Историческое развитие школ управления …………………………………. 6
1.2. Классификация школ стратегического менеджмента ………………. 7
1.3. Обзор школ стратегического управления …………………………………… 11
ГЛАВА 2. ОПЫТ ТУРФИРМЫ «РИО» В ПРИМЕНЕНИИ ИДЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Краткая характеристика турфирмы ……………………………………………… 17
2.2. Особенности применения школы дизайна в турфирме……………. 21
2.3. Характеристика работы турфирмы «РИО» в применении идей школы культуры ………………………………………………………………………………. 23
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРФИРМЕ
3.1. Рекомендации по повышению ответственности руководства. Внедрение школы власти ………………………………………………………………… 27
3.2. Рекомендации по устранению недостатков школы-дизайна в турфирме ……………………………………………………………………………………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая наташа.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Историческое развитие школ управления …………………………………. 6

1.2. Классификация школ стратегического менеджмента ………………. 7

1.3. Обзор школ стратегического управления …………………………………… 11

ГЛАВА 2. ОПЫТ ТУРФИРМЫ «РИО» В ПРИМЕНЕНИИ ИДЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Краткая характеристика  турфирмы ……………………………………………… 17

2.2. Особенности применения школы дизайна в турфирме……………. 21

2.3. Характеристика работы  турфирмы «РИО» в применении  идей школы культуры ………………………………………………………………………………. 23

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРФИРМЕ

3.1. Рекомендации по повышению ответственности руководства. Внедрение школы власти ………………………………………………………………… 27

3.2. Рекомендации по устранению недостатков школы-дизайна в турфирме ……………………………………………………………………………………………… 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………………….. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегический менеджмент - недавняя концепция, появившаяся в практике общего менеджмента. Одной из главных  задач, которую решает стратегический менеджмент - это проблемы роста  и выживания предприятий и  организаций любых размеров и форм собственности, и сегодня, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребностью в стратегическом менеджменте нельзя пренебрегать.

В стратегическом менеджменте главная  задача характеризуется двумя основными  принципами: формирование стратегии развития предприятия и ее применением в реальных рыночных условиях. Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления - школами стратегического менеджмента.

Тема курсовой работы «Школы стратегического менеджмента» несомненно актуальна до настоящего времени, поскольку все современные направления менеджмента безусловно взяли своё начало от определённых истоков, каковыми непосредственно и являются школы менеджмента и их ведущие представители.

Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Целью курсовой работы является изучение основных понятий школ стратегического менеджмента для дальнейшего применения на практике в различных отраслях и сферах деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть историческое развитие школ управления;
  • изучить классификацию школ стратегического менеджмента;
  • провести обзор школ стратегического управления;
  • проанализировать опыт турфирмы «РИО» в применении идей стратегических школ менеджмента;
  • предложить рекомендации по улучшению применения стратегических школ менеджмента в турфирме и устранению недостатков.

Объектом курсовой работы выступила туристическая фирма «РИО».

Предмет курсовой работы – школы стратегического менеджмента.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава раскрывает теоретические основы школ стратегического менеджмента, а в частности: историческое развитие школ управления, классификацию школ стратегического менеджмента, обзор школ стратегического управления.

Во второй главе проведено  исследование опыта турфирмы «РИО»  в применении идей стратегических школ менеджмента, и подробно рассмотрена  школа дизайна и школа культуры.

В третьей главе предложены рекомендации по повышению ответственности руководства, то есть внедрение школы власти и представлены рекомендации по устранению недостатков школы-дизайна в турфирме «РИО».

В работе использованы труды  зарубежных авторов: Йеннер Т, Клементовичус Я., Хейнце Н., Метцер Й., Томпсон А., Дж. Стрикленд. А также Российских авторов: Федоренко В., Тарасов В., Смирнов С.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. Историческое развитие школ управления

 

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства1.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без  эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

– административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического  направления менеджмента был  плодотворным – появилась наука  управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

 

1.2. Классификация школ стратегического менеджмента

 

Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые  хотя и разделяют общие базисные принципы, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления - школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997).

Ниже перечислены десять научных  школ и определения, наилучшим образом  описывающие видение их сторонниками стратегического процесса (Приложение 1).

Сторонники каждой из этих школ придерживаются уникальных воззрений на один и тот  же основной аспект процесса построения стратегии.

Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы  имеют предписывающий характер - их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии.

Первые три школы имеют предписывающий характер - их приверженцев, скорее, интересует то, как должны формироваться стратегии, нежели то, как они в действительности разрабатываются.

Внимание сторонников первой из школ, на базе которой в 1960-х годах  образовались две другие, концентрируется  на построении стратегии как на процессе неформального дизайна (в смысле конструирования, проектирования, моделирования), а по сути - процессе осмысления и проработки.

Вторая школа, расцвет которой (в  виде волны публикаций и обращения  к ней практиков) пришелся на 1970-е  годы, формализовала первые теоретические "побеги". В ней создание стратегии  рассматривается как относительно изолированный систематический процесс формального планирования.

Сторонники третьей, примкнувшей  к первым двум в 1980-х годах, перспективной  школы заняты не столько процессом  формирования стратегий, сколько актуальным их содержанием. Школа получила название школы позиционирования, так как внимание ее учителей и учеников концентрируется на выборе стратегических рыночных позиций фирмы.

Следующие шесть школ рассматривают  специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их сторонников  интересуют не столько предписания идеального стратегического поведения, сколько описание реальных процессов разработки стратегий.

Стремясь связать стратегию  с предпринимательством, некоторые  известные авторы рассматривали  процесс ее построения как попытку  проникновения в будущее, озарение, посетившее выдающегося менеджера, и принятие им риска. Но если стратегию представляют как индивидуализированное видение, то ее формирование также следует рассматривать как происходящий в голове человека процесс постижения идей и принципов. Соответственно возникла хотя и не самая крупная, но весьма важная когнитивная школа, которая, опираясь на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега.

Четыре следующие школы в  объяснении принципов построения стратегии  попытались приподняться над индивидуальным уровнем, они обращаются к другим силам и действующим лицам. По мнению сторонников школы обучения, мир слишком сложен, поэтому выстраивание стратегии от первого шага до конца - бессмысленно в отличие, например, от планов. Стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как организация развивается, "обучается". В том же ключе, но под другим углом зрения рассматривает формирование стратегии школа власти. Ее представители рассматривают стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и противостоящим ей окружением.

Согласно еще одной научной  школе принципы формирования стратегии  определяются культурой организации, и, следовательно, стратегический процесс  является процессом коллективным. И наконец, теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс, инициируемый не изнутри организации, а под влиянием внешних обстоятельств. Соответственно они пытаются осмыслить испытываемое организацией давление извне.

В последней группе всего одна школа, но она фактически вбирает в себя все остальные подходы. Школа, которая  названа Г. Минцбергом и другими "школой конфигурации", представляет собой подход, который стремится  объединить разрозненные элементы - процесс построения стратегии, содержания стратегии, организационную структуру и ее окружение - в отдельные последовательно составляющие жизненный цикл организации стадии, например роста или стабильной зрелости.

Но если организация вступает, к  примеру, в состояние стабильности, то разработка стратегии полагает анализ перехода из одного состояния в другое. Значит, с другой стороны, эта школа, опираясь на богатую литературу и практику "стратегических изменений", описывает формирование стратегии как процесс трансформации.

Возникновение школ стратегий во многом связано с различными этапами  развития стратегического управления. Одни пережили пору расцвета и находятся  в упадке, другие только "набирают обороты", третьи "пробиваются  на поверхность" в виде тоненьких, но важных "ручейков" публикаций и сообщений о практическом применении предлагаемых концепций.

На рисунке 1 показаны места, занимаемые различными школами вокруг и внутри единого процесса формирования стратегии. В центре в черной рамке - процесс реального создания стратегии. Стрелки и линии показывают его взаимосвязь с другими школами.

Только когнитивная школа пытается понять суть процесса, но, к сожалению, без особого успеха.

Таким образом, каждая из школ сугубо индивидуально рассматривает один и тот же процесс.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Обзор школ стратегического управления

 

Стратегическое управление представляет собой циклический процесс,  состоящий  из процедур формулировки, внедрения  и контроля.

Стратегические неудачи современных  российских организаций во многом обусловлены поверхностными знаниями их руководителей в области стратегического менеджмента и отсутствием опыта проведения стратегических изменений в организации.

Информация о работе Теоретические основы школ стратегического менеджмента