Теоретические основы школ стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных понятий школ стратегического менеджмента для дальнейшего применения на практике в различных отраслях и сферах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть историческое развитие школ управления;
 изучить классификацию школ стратегического менеджмента;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Историческое развитие школ управления …………………………………. 6
1.2. Классификация школ стратегического менеджмента ………………. 7
1.3. Обзор школ стратегического управления …………………………………… 11
ГЛАВА 2. ОПЫТ ТУРФИРМЫ «РИО» В ПРИМЕНЕНИИ ИДЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Краткая характеристика турфирмы ……………………………………………… 17
2.2. Особенности применения школы дизайна в турфирме……………. 21
2.3. Характеристика работы турфирмы «РИО» в применении идей школы культуры ………………………………………………………………………………. 23
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРФИРМЕ
3.1. Рекомендации по повышению ответственности руководства. Внедрение школы власти ………………………………………………………………… 27
3.2. Рекомендации по устранению недостатков школы-дизайна в турфирме ……………………………………………………………………………………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая наташа.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Однако, как замечает Г. Минцберг, самые  последние сведения об успешности функционирования организаций в современных условиях не укладываются в рамки какой-либо одной школы стратегического управления. Более того, в некоторой степени отсутствие стратегии может рассматриваться  как некое благо в  силу нескольких причин: во-первых, повышению стратегической гибкости организации способствуют (и без разработки стратегии) продуманные действия руководителя; во-вторых, жесткое следование стратегическому курсу ведет к утрате способности к инновациям (стратегия «как догма» убивает способность к обучению и адаптации); в-третьих, отсутствие формальных элементов стратегии обеспечивает свободу от бюрократии.

Теоретиков, занимающихся управлением, в большей степени интересуют процессы и этапы стратегического  развития организаций, в то время как для практиков важны процедуры стратегических изменений, а также макроподход школы власти (изучение союзов, коллективной стратегии) и изыскания когнитивной школы. В последние годы возрастает популярность подходов школы обучения в части так называемых самообучающихся организаций и ключевых факторов успеха (стержневых компетенций).

Основные вопросы заключаются  в определении содержания стратегии  и в степени контроля процесса ее создания. Здесь необходимо рассмотреть  восемь основных проблем. Первые три  затрагивают проблемы содержания стратегии, остальные связаны с процессом ее формирования.

1. Проблема сложности кроется  в ответе на вопрос: насколько  сложной должна быть хорошая  стратегия? С одной стороны,  она должна отражать многообразие  окружающей нас действительности, а с другой – как и все идеальное, должна быть простой. Истина там, где обеспечивается оптимальная степень обобщения.

2. Проблема интеграции стратегии  заключается в том, что школа  позиционирования и планирования  в своей основе содержит набор  слабо связанных между собой компонентов. Сторонники иных школ считают стратегию единой, полностью интегрированной перспективой. Интегрирование стратегий осуществляется либо формально (интегрированные планы), либо мысленно (воображаемое видение), либо нормативно (нормы культуры), либо через взаимное приспособление (сплоченность коллектива) и т. д.

3. Проблема стандартизации стратегии  затрагивает аспекты новизны  и уникальности стратегии: стратегии  школы предпринимательства и  культуры – уникальны и выражают  специфическую позицию человека; все стратегии школы обучения являются продуктами индивидуальных адаптивных процессов; стратегии дизайна – уникальны, так как создаются в ходе личностного процесса их разработки и т. д.

По оценкам специалистов, новые  стратегии сложнее типовых, более интегрированы и потому менее пластичны. Получение новых стратегий требует концентрации внимания менеджеров на уникальных свойствах организации.

Типовые же стратегии содержательно  проще (их легче формулировать, центром  становится содержание) и отличаются большей гибкостью, универсальностью.

4. Проблема контроля за процессом  создания эффективной стратегии  (с точки зрения степени ее  продуманности или формирования  деятельности организации). Важно  представить, насколько этот процесс  предначертан, продуман, интеллектуален, централизован и поддается контролю. Иапример, все предписывающие школы и школа предпринимательства продвигают идею о предначертанности, продуманности стратегий, в то время как школа обучения отдает предпочтение формированию стратегии «по ходу».

5. Проблема коллективного взаимодействия  отражает взаимодействие лидера (стратега), коллектива и внешней  среды организации.

По мнению представителей школы  дизайна и предпринимательства, стратег – это один человек, а  представители школы обучения, политических сил и культуры рассматривают создание стратегии как коллективный процесс. Представители иных школ считают, что стратегию формируют силы внешнего окружения (школа внешней среды), методика (школа планирования), анализ (школа позиционирования) или разум как явление биологическое (школа познания).

То есть важно определить: является ли формирование стратегии индивидуальным, техническим, физиологическим или  коллективным процессом и процесс  ли это вообще?

6. Проблема изменений распадается на три части (табл. 1): проблему источника изменений, наличия этих изменений в организации и проблему определения характера изменений (при каких условиях они происходят).

Указанные проблемы вызваны тем  обстоятельством, что организации  одновременно должны развиваться и оставаться стабильными. Поэтому важно определить, как организации обеспечивают сочетание порядка и адаптации к изменениям внешней среды, эффективности организационной структуры и внутренних новаций работников. Побудительным мотивом разработки стратегии (модели изменения организации) выступает стремление работников обеспечить стабильность и устойчивость организации, что также является противоречием.

Очевидно, что в силу различия организаций  стратегические изменения, проводимые в них, всегда разнообразны, как и условия внедрения таких изменений, что обусловливает сложности определения содержания самих изменений.

 

Таблица 1. Распределение проблем стратегических изменений.

Школа стратегии

Направление изменений  в организациях

Наличие изменений:

1.Изменяются, оста-ваясь стабильными;

2.Постоянно внедря-ют  новшества;

3.Практически не изменяются

Характер изменений:

1.Периодические, но  существенные преоб-

разования;

2.Постепенное прира

щение;

3.Внесение измене-

ний в стратегию про-

лематично

Источник изменений:

1.Органиции обуча-ются  легко;

2.Обучение организа-циям  дается с трудом

3.Организации не спо

собны к обучению

Дизайна

Планирования

Позиционирования

Предпринимательства

Познания

Обучения

Власти

Культуры

Окружения

Конфигурации

 

1

 

 

3

2

2

3

3

1

1

2

 

1

3

2

2

3

 

 

 

 

2

1

 

2

3


 

В процессе выработки стратегических решений и проведения изменений  меняется не только форма, но и содержание организации как самообучаемой системы в процессе деятельности (как утверждает школа обучения); мышления (школа дизайна); нормирования деятельности (школа планирования); анализа внешней и внутренней среды (школа позиционирования) или обсуждения проблем (школа власти). Однако способность систем к самообучению – свойство специфичное и не присуще всем организациям одновременно.

7. Проблема выбора заключается  в наличии не только выбора  как такового, но и количества  альтернативных вариантов стратегического  развития организации. В основе  проблемы выбора находится человеческий фактор: сила проактивного руководства, индивидуальной интуиции, коллективного обучения.

8. Проблема мышления  обусловлена   тем, что, увлекаясь процессом   формирования стратегии, организации  теряют над ним контроль (забывая  о насущной потребности в стратегическом  мышлении в первую очередь,  а во вторую – в конкретных действиях, обеспечивающих развитие организаций не столько в планах, сколько в реальной действительности).

Рассматривая стратегию как  систему, необходимо отметить, что многообразие подходов и школ свидетельствует  о периоде становления стратегического  управления как самостоятельной научной дисциплины и вида деятельности практических работников. Чтобы двигаться вперед, нужны новые обобщающие гипотезы и разработки проблем стратегического управления организациями.

Структурная направленность школ стратегического управления определяется структурой школ стратегий, состоящей из трех подсистем: группы стратегий предписывающего характера, группы исследования процесса формирования стратегий и группы сочетания указанных подходов.

Каждая из названных подсистем  может быть представлена детальными подсистемами (например, предписывающие стратегии состоят из стратегий, в основу которых положены принципы планирования, либо нормирования, стандартизации, а планирование в свою очередь может быть представлено компонентами планирования на основе заранее заданного алгоритма или результатов анализа внешней и внутренней ситуации для конкретной организации).

Основные особенности школ стратегического  управления свидетельствуют о том, что школы возникли в разное время (интервал, ограничен всего 40 годами) и отличаются подходами к определению главных лиц, принимающих стратегические решения; основного содержания, особенностей и стратегического образа самой организации (Приложение 2).

Первые три школы имеют  предписывающий характер  (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии):

  • моделирование на базе осмысления и проработки (дизайна);
  • относительно изолированный процесс формального планирования (школа планирования);
  • выбор стратегических рыночных позиций организации – позиционирования.

Следующие шесть школ основное внимание уделяют специфическим аспектам формирования стратегии (главное – описание реальных процессов разработки стратегии):

  • проникновение в будущее через озарение менеджера (школа предпринимательства);
  • с опорой на логику когнитивной психологии проникновение в сознание стратега (когнитивная школа);
  • разработка стратегии шаг за шагом по мере обучения организации (школа обучения);
  • стратегия – процесс переговоров конфликтующих сторон во вне организации и внутри (школа власти);
  • принципы формирования стратегии определяются культурой (школа культуры);
  • стратегия формируется под влиянием извне (школа внешней среды).

При разработке стратегий полезны  знания различных областей:

  • биологии (нарушение равновесия и приспособление видов);
  • истории (стадии эволюции и революции);
  • математики (теория хаоса);
  • психологии (процесс познания и лидерство в организациях);
  • антропологии (разнообразие культур);
  • экономики (знания о промышленных организациях, процессах планирования);
  • политики (принципы публичной политики);
  • военной истории (стратегии в условиях конфликтов).

 

ГЛАВА 2. ОПЫТ ТУРФИРМЫ «РИО»  В ПРИМЕНЕНИИ ИДЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1. Краткая характеристика турфирмы 

 

Фирма располагается в выгодном месторасположении. В центре города по улице Карла-Либкнехта и это играет большую роль. Во-первых, рядом с центром города. Во-вторых, очень близко находятся обе остановки, супермаркет, небольшая автостоянка для парковки машин, которая позволяет легко добраться клиентам до фирмы. Турфирма «РИО» является Обществом с Ограниченной ответственностью, далее именуемая ООО «РИО».

Офис фирмы  находится в жилом здании, сам  офис располагается на первом этаже. Спроектирован и построен в конце 50-х годов. Был  проведен евроремонт квартиры и после этого стал офисом фирмы «РИО». Офис приобрел домашнюю уютную  обстановку.

Фирма занимается туроператорской  деятельностью, разрабатывает разнообразные  туристские маршруты. Все сотрудники четко соблюдают требования, которые указаны в должностной инструкции (Приложение 2).

Туроператор - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием  комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством  взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставлении услуг, подготавливает рекламно-информационное издание по своим турам, рассчитывает цены на туры, передаёт турагентам для их последующей реализации туристам.

А также фирма, как турагент занимается реализацией готовых туров других туроператорских фирм,предоставляя туристам самые разнообразные услуги (туры, экскурсии) во всем мире.

Турагент - организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором  туров. Турагент приобретает туры у  туроператора и реализует туристский продукт клиенту в виде комплектов (инклюзив -туры), добавляет к приобретенному туру услуг- проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.

Информация о работе Теоретические основы школ стратегического менеджмента