Теории мотивации в практической деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных подходов материального стимулирования, строгого внешнего контроля, и политики поощрений и наказаний. Целью работы является: проанализировать существующие подходы к мотивации персонала и предложить рекомендации, которые могли бы позволить руководителю коммерческого банка повысить удовлетворенность сотрудников трудом и увеличить их уровень мотивации. На примере ОАО «Альфа-Банк».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Изучение теоретических аспектов школы поведенческих наук 5
1.1. Понятие мотивации. Виды мотивации 5
1.2. Содержательные теории мотивации 11
1.3. Процессуальные теории мотивации 17
Глава 2. Анализ применения теории мотивации в практической деятельности коммерческого банка ОАО «Альфа-Банк» 25
2.1. Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк» 25
2.2. Анализ уровня мотивации в коммерческом банке на примере ОАО «Альфа-Банк» 28
Глава 3. Предложения по совершенствованию мотивационного механизма в коммерческом банке. На примере ОАО «Альфа-Банк» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 45
Приложения 46

Файлы: 1 файл

мотивация.docx

— 645.92 Кб (Скачать файл)

Мотивы  разделяют:

  • По генезису – биологические, социальные;
  • По субъекту – личностные, групповые, общественные;
  • По видам человеческой активности – мотивы общения, игры, учения, профессиональной, общественной, спортивной, интеллектуальной деятельности;
  • По временной характеристике – ситуативные, постоянные, периодические;
  • По степени настоятельности – жизненные, второстепенные;
  • По форме выражения – абстрактные, конкретные;
  • По степени осознания – реально действующие, неосознанные;
  • По знаку – положительные (вызывающие деятельность), отрицательные (не вызывающие действий);
  • По силе проявления – сильные, умеренные, слабые;
  • По степени устойчивости – сильно, средне, слабоустойчивые;
  • По проявлению в поведении – реальные (актуальные), потенциальные.

Поведение человека обычно определяется не одним  мотивом, а их совокупностью – мотивационная структура, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.

Мотивационная структура – соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей9. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и т.д.

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к конкретным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов10.

Типы  мотивированности:

  • Трудовой тип – тип, ориентированный на заработок;
  • Профессиональный тип – тип, заинтересованный в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении;
  • Властный тип – тип мотивированности ориентирован на приобретение высокой должности;
  • Идейный тип – тип, готовый трудиться ради общего блага;
  • Хозяйский тип – тип, стремящийся к самостоятельности, возможность приумножения богатства;
  • Творческий тип – тип мотивированности, направленный на поиск нового;
  • Коллективистский тип – тип, ставящий во главу работу в команде;
  • Люмпенизированный тип – тип, делающий упор на уравнительность.

Все рассмотренные  понятия и определения позволяют  перейти к обзору существующих теорий мотиваций.

1.2. Содержательные теории мотивации

 

Содержательные теории мотивации (теории содержания) – базируются на изучении потребностей человека, которые являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности (Рисунок №2: Содержательные теории мотивации).

 

Содержательные теории мотивации

 


 


Рисунок №2: Содержательные теории мотивации

 

Теория мотивации А. Маслоу

 

Начало  современным содержательным теориям  мотивации положил американский психолог Абрахам Маслоу предположивший, что человек мотивируется удовлетворением  своих потребностей, выстроенных  в пирамиду из пяти уровней (Рисунок №3: Пирамида А. Маслоу).

 

Рисунок №3: Пирамида А. Маслоу

 

1. Физиологические потребности — потребности, необходимые для выживания человека: еда, вода отдых и т.д.

2. Потребности в безопасности — потребность уверенности в будущем, защита от физических, эмоциональных и других опасностей со стороны окружающего мира и т.д.

3. Потребности в принадлежности  и любви — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, «чувство локтя» и поддержка и т.д.

4. Потребности в уважении — необходимость в признании окружающих и стремление к личным достижениям, компетенции и т.д.

5. Потребности в самовыражении — стремление к росту и реализации своих потенциальных возможностей и т.д.

Первые  две группы потребностей составляют первичные потребности, а следующие три – вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается  в том, что как только потребность  более низкого уровня реализуется, то она выступает стимулом для  удовлетворения потребности более  высокого уровня.

Модель Маслоу имеет следующие недостатки:

1.  Категории  Маслоу непригодны для решения  практических задач. Мы не можем  безоговорочно объяснить наблюдаемое  поведение тем или иным мотивом.  Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу  в качестве гипотезы, трудно уяснить,  какие наблюдения необходимо  провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится  ко всем видам мотивов. Мотив  не всегда может быть логически  выведен из поведения, так как  между ними нет однозначного  соответствия: один мотив может  быть удовлетворен различными  действиями. Так, поведение согласованное  и поведение конкурируещее могут  вызываться одним и тем же  мотивом.

2.  Можно  указать на поведение, которое  не согласуется с теорией Маслоу. Так, предполагая, что долг  принадлежит одному из высших  уровней, иерархия игнорирует  тот факт, что люди готовы умереть,  выполняя долг, и часто ставят  гордость выше безопасности или  физиологической потребности.

3.  Хотя  данная иерархия имеет вид  модели процесса, механизм перехода  с одного уровня на другой  не вскрывается

 

Теория мотивации Д. МакКлеланда

 

С развитием  экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям высоких уровней. Согласно теории Дэвида МакКлеланда структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам.

1. Потребность в успехе и достижении  целей – желание решить сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей, стремление к достижению поставленных целей.

2. Потребность в причастности – стремление человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими, налаживание связей и взаимоотношений, стремление к недопущению конфликтов, оказание помощи другим людям.

3. Потребность во власти – желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.

Исходя  из теории, успех расценивается для  сотрудника не как похвала или  признание со стороны коллег, а  как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений и нести за них персональную ответственность.

Стремление  к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию –  его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное  мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности Люди, стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту  свою потребность, и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять  такими потребностями можно, подготавливая  работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью  их аттестации и направления на курсы  повышения квалификации 11.

Основным  недостатком этой теории является то, что она исследует то, как человек мыслит, не учитывая его действия.

 

Теория мотивации Ф. Герцберга

 

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию  человека. Теория была создана Фредериком Герцбергом на основе интервью, взятых на различных местах, в разных профессиональных группах и разных странах. Для  получения данных использовался  метод критической ситуации. Работникам задавали два вопроса: 1. Когда Вы испытывали наиболее полное удовлетворение от своей работы, и что его порождало? 2. Когда Вы относились к работе хуже всего, и что породило это отношение12?

Расположив  полученные высказывания в виде таблицы, Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность  связана с содержанием работы, а неудовлетворенность — с  ее контекстом. Факторы, вызывающие удовлетворение он назвал мотиваторы, а неудовлетворение — гигиеническими факторами.

Вместе  взятые, мотиваторы и гигиенические  факторы образовали основу двухфакторной  теории мотивации Ф. Герцберга (Таблица №3: Факторы мотивации).

 

Гигиенические факторы

Мотиваторы

Политика компании и администрации

Влияние работы на личную жизнь 

Заработная плата

Неуверенность в стабильности работы

Условия труда

Межличностные отношения  на рабочем месте

Достижения, квалификация

Признание, успех

Работа как таковая (интерес)

Ответственность

Продвижение по службе

Возможность профессионального  роста


Таблица №3: Факторы мотивации

 

По мнению Ф. Герцберга факторы, вызывающие удовлетворенность  и неудовлетворенность работой  не являются противоположностями в  одном и том же измерении (Рисунок №4: Двухфаторная теория Ф. Герцберга).

 

Удовлетворенность Неудовлетворенность

Традиционный взгляд

 

 

 

Удовлетворенность Отсутствие удовлетворенности

 

 

 

Отсутствие неудовлетворенности  Неудовлетворенность

Взгляд Ф. Герцберга

 

Рисунок №4: Двухфаторная теория Ф. Герцберга

 

Каждый  фактор находится в собственной  шкале измерений, где один действует  в диапазоне от минуса до нуля, а  второй — от нуля до плюса. Эти факторы  не определяют автоматически положительную  мотивацию работников.

Отсутствие  или недостаточная степень присутствия  гигиенических факторов вызывает у  человека неудовлетворение работой, которую  он выполняет. Если же эти факторы  достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут  мотивировать человека на какие-либо поступки. Но, их наличие в полной мере снимает  неудовлетворенность в процессе трудовой деятельности.

Отсутствие  или неадекватность факторов мотивации  не приводит к неудовлетворенности  работой, но наличие этих факторов приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

Недостатком данной теории является то, что нет доказательства, что удовлетворение ведет к действию. Так же эту теорию вкратце можно охарактеризовать так: искать удовольствия и избегать огорчений, тогда как мы можем лишь выбрать курс действий, следствием которого явились бы удовольствия или огорчения.

 

Теория мотивации К. Альдерфера

 

Клейтон Альдерфер выделил три группы основных потребностей:

1. Экзистенциальные потребности  (existence) – потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие) и удовлетворение базовых потребностей.

2. Социальные потребности (relatedness) – потребности в связях подчеркивают значимость межличностных, социальных взаимоотношений.

3. Потребности развития (growth) – потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию.

Ключевыми компонентами теории являются: последовательность – удовлетворение, разочарование (фрустрация), обратная последовательность – разочарование, устремление.

Последовательность:

Удовлетворение – согласуется с положением Маслоу о том, что потребности высших уровней приобретают возрастающую важность по мере того, как удовлетворяются потребности более низких уровней.

Разочарование – проявляется тогда, когда индивид попытался удовлетворить некоторые конкретные потребности, но потерпел неудачу.

Обратная последовательность:

Разочарование – может привести человека, потерпевшую повторное разочарование, к сдвигу внимания в сторону потребностей более низкого уровня, более конкретных и достоверных.

Устремление – фиксирует, что рост представляет собой внутренний фактор удовлетворения.

В отличие  от теории Маслоу, Альдерфер утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором не только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что  лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности13.

1.3. Процессуальные теории мотивации

 

Очевидно, что поведение человека зависит  от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремиться, чего хочет получить и какие у  него для этого есть возможности. Даже если предположить, что все  это хорошо известно (хотя, это утопическое  предположение), то все равно нет  гарантии, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека.

Существует  ряд теорий, в которых описывается, как строится процесс мотивации, и как можно осуществить мотивирование  людей на достижение желаемых результатов. Это описывают процессуальные теории мотивации (Рисунок №5: Процессуальные теории мотивации).

Информация о работе Теории мотивации в практической деятельности коммерческого банка