Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа
Для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных подходов материального стимулирования, строгого внешнего контроля, и политики поощрений и наказаний. Целью работы является: проанализировать существующие подходы к мотивации персонала и предложить рекомендации, которые могли бы позволить руководителю коммерческого банка повысить удовлетворенность сотрудников трудом и увеличить их уровень мотивации. На примере ОАО «Альфа-Банк».
Введение 3
Глава 1. Изучение теоретических аспектов школы поведенческих наук 5
1.1. Понятие мотивации. Виды мотивации 5
1.2. Содержательные теории мотивации 11
1.3. Процессуальные теории мотивации 17
Глава 2. Анализ применения теории мотивации в практической деятельности коммерческого банка ОАО «Альфа-Банк» 25
2.1. Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк» 25
2.2. Анализ уровня мотивации в коммерческом банке на примере ОАО «Альфа-Банк» 28
Глава 3. Предложения по совершенствованию мотивационного механизма в коммерческом банке. На примере ОАО «Альфа-Банк» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 45
Приложения 46
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди. При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности и т.д.
Процессуальные теории мотивации
Рисунок №5: Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания В. Врума
В своей
теории Виктор Врумм установил, что
поведение сотрудников
В теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании Рисунок №6: Модель В. Врума
повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет сотруднику реально удовлетворить свою потребность.
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека для выполнения определенной работы. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению его потребностей или приобретению желаемого.
Исходя
из теории ожиданий, можно сделать
вывод, что работник должен иметь
такие потребности, которые могут
быть в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать такие
поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность
Основные понятия модели В. Врума:
Валентность (ценность, ожидаемая полезность) – устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Валентность будет положительной, если человек из двух вариантов — «добиваться результата» или «не добиваться» — отдает предпочтение первому. Валентность равна нулю, если человек равнодушно относится к результату; отрицательной валентность является в том случае, когда человек предпочитает не добиваться результата, вместо того, чтобы постараться его достичь.
Инструментальность (значимость) – полезность определенного поведения или результата с точки зрения достижения какой-либо другой значимой цели; эта переменная отражает веру в то, что между поведением (результатом) и достижением этой цели существует связь (корреляция).
Ожидание – субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы.
Каждый
человек характеризуется
Теория справедливости С. Адамса
Теория справедливости показывает, что основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе. Теория Стейси Адамса базируется на утверждении, что при определении своего поведения сотрудники ищут ответы на два вопроса:
1. Что я даю организации?
2. Какое
вознаграждение я получу, особенно
по сравнению с
Вознаграждение осуществляется по состоянию «входа» и «выхода».
Трудовой вход – образование, опыт, прилагаемые усилия, способности и т.д..
Трудовой выход – заработная плата, признание, продвижение по службе и т.д.
Индивидуальное соотношение входа и выхода сравнивается с аналогичными пропорциями входа и выхода других сотрудников.
Ощущение справедливости возникает тогда, когда соотношение индивидуальных параметров примерно равно параметрам его коллег. Если баланс соотношений входа и выхода нарушается, у сотрудника возникает ощущение несправедливости.
К наиболее распространенным способам устранения неравенства относятся: изменение выхода (увеличения зарплаты, предоставление более просторного офиса); изменение входа (уменьшение прилагаемых в процессе труда усилий); изменение представлений (искусственное завышение статуса своей работы, влияние на представления других людей о своем заработке); уход с работы (если человек чувствует, что к нему относятся несправедливо, он может принять решение об уходе с работы, рассчитывая найти новую, с более благоприятным балансом входа и выхода)15.
Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости (Рисунок №7: Модель Л. Портера – Э. Лоулера).
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
1. Затраченные усилия;
2. Личностные качества человека;
3. Осознание своей роли в
Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям.
Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и, соответственно, и степень удовлетворения. Следовательно, именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.
В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных Рисунок №7: Модель Л. Портера – Э. Лоулера
сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий, т.е. затрат труда, действительно повлечет за
собой вполне
определенное вознаграждение, удовлетворяющее
работника. Кроме этого, в теории
Портера—Лоулера
Теория также рассматривает возможные связи между результатами труда и вознаграждением (внешним и справедливым), которые могут означать, что в первом случае результативность труда определенного сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение зависят от возможностей, определяемых руководителем для конкретного сотрудника и всей организации в целом. Во втором случае — что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение выступает в качестве измерителя того, насколько ценно вознаграждение для конкретного работника. Это оценка будет влиять на восприятие сотрудником организации ситуаций, которые будут возникать в дальнейшем процессе работы.
Один из наиболее важных выводов теории Портера—Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда16.
Теория мотивации Д. МакГрегора
В своей теории Дуглас МакГрегор проанализировал деятельность руководителя и выявил, что он может контролировать различные параметры, определяющие действия исполнителя.
На основе этих факторов МакГрегор разработал два подхода, которые являются следствием двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории У).
Теория Х:
1. Работники
генетически ненавидят работу
и, если есть возможность,
2. Так
как работники ненавидят
3. Работники
избегают ответственности и
4. Превыше
всего работниками ценится
Теория У:
1. Работники воспринимают труд как такой же естественный для человека процесс как отдых или игра.
2. Люди способны к самоорганизации и самоконтролю, если они заинтересованы в своей деятельности.
3. Все
работники стремятся к
4. Все
работники наделены высоким
Консорциум «Альфа-Групп»
ОАО «Альфа-Банк» входит в один из крупнейших в России финансово-промышленный консорциум «Альфа-Групп». Наряду с ОАО «Альфа-Банк» в его состав входят компании, сфера деятельности которых распространяется на такие области, как добыча нефти и газа, торговля сырьем, управление активами, новые технологии, розничная торговля и телекоммуникации, страхование, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность. В состав консорциума входят компании, осуществляющие деятельность в различных географических регионах, включая Россию, Восточную и Западную Европу и Соединенные Штаты Америки.
Основные факты ОАО «Альфа-
Информация о работе Теории мотивации в практической деятельности коммерческого банка