Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации и её поведение в конкурентной среде.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
- проведение стратегического анализа на материалах ОАО «Пинский винодельческий завод»;
- разработка рекомендаций по формированию стратегических решений для увеличения конкурентных преимуществ ОАО «Пинский винодельческий завод».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ
1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера
1.3. Классификация конкурентных преимуществ организации
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский винодельческий завод»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИЕРАТУРА
НОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему: «ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА»
Работу выполнил: Романенко Д.В.
студентка 4 курса
Группа_______
Научный руководитель:
к.э.н., доц. О.П.Петрова
Смоленск
2013
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ 1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера 1.3. Классификация конкурентных преимуществ организации ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ПИНСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский винодельческий завод» 2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ |
Изучение конкурентных преимуществ
организации имеет большое
Ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе принято называть такие факторы, вытекающие из требований рынка, которые могут дать фирме преимущества перед ее конкурентами.
Соперничество среди существующих конкурентов часто сводится к стремлению всеми средствами добиваться выгодного положения, используя тактику ценовой конкуренции, продвижения товара на рынок и интенсивную рекламу.
Знание возможностей компании
и источников конкурентного влияния
позволит выявить направления, где
компания может пойти на открытую
конфронтацию с конкурентами, а где
– избежать её. Если компания является
производителем с низкими издержками,
она будет в состоянии
Достижение конкурентных преимуществ должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента.
Следовательно, тема курсовой
работы является актуальной и важной.
Так как завоевание и сохранение
конкурентных преимуществ являются,
как известно, ключевой функцией управления
предприятием. Особенно важно добиться
преимуществ на насыщенных рынках,
где спрос удовлетворяется
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации и её поведение в конкурентной среде.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение
сущности конкурентных
- проведение стратегического анализа на материалах ОАО «Пинский винодельческий завод»;
- разработка рекомендаций
по формированию
В курсовой работе объектом исследования является ОАО «Пинский винодельческий завод»». Предметом курсовой работы выступает анализ способов достижения конкурентных преимуществ ОАО «Пинский винодельческий завод».
Используются следующие методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические.
Для написания данной курсовой работы использовалась учебная и монографическая литература ведущих отечественных и зарубежных экономистов, статьи в периодических изданиях, статистические сборники и информация из сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Приступая к исследованию стратегий достижения конкурентных преимуществ организации, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в данном параграфе – понятиям конкуренция и конкурентное преимущество.
Конкуренция (от лат. «concure» - бежать к цели) - есть соперничество между людьми в достижении цели. Цель конкурентов на рынке - чтобы покупатель купил их товар. Основное орудие конкуренции - формирование спроса и стимулирование сбыта[9, c. 95].
Так как типичной ошибкой при анализе данной проблемы становится смешение понятий конкурентоспособности и конкурентного преимущества, поэтому уточним эти понятия.
Конкурентоспособность товара - интегральная сравнительная характеристика товара, комплексная оценка его параметров (потребительских, экономических, организационно-коммерческих) относительно требований рынка или параметров схожих товаров. Реальная конкурентоспособность товара определяется только при сравнении его значимых для потребителей параметров с характеристиками и условиями продажи аналогичных товаров-конкурентов.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность компании - способность противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности покупателей, так и по эффективности бизнеса. Она чаще всего оценивается специалистами компании, а конкурентные преимущества оцениваются потребителями, сравнивающими предложения компании и ее конкурентов. В этом смысле понятие конкурентного преимущества также относительно. Конкурентные преимущества позволяют добиться большей приверженности потребителей, соответственно они во многом определяют стратегию конкуренции компании, т.е. то, как она конкурирует.
Конкурентное преимущество - это отличительные особенности компании и ее продукта в глазах потребителей.
Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификацион-ными, управленческими, природно-климатическими и др.
Конкурентное преимущество системы – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая даёт ей превосходство перед конкурентами[9, c. 98].
Ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе принято называть такие факторы, вытекающие из требований рынка, которые могут дать фирме преимущества перед ее конкурентами.
Соперничество среди существующих конкурентов часто сводится к стремлению всеми средствами добиваться выгодного положения, используя тактику ценовой конкуренции, продвижения товара на рынок и интенсивную рекламу.
Знание возможностей компании
и источников конкурентного влияния
позволит выявить направления, где
компания может пойти на открытую
конфронтацию с конкурентами, а где
– избежать её. Если компания является
производителем с низкими издержками,
она будет в состоянии
-на операционной эффективности, т.е. выполнении схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты (качество обслуживания или качество продукции, часы работы и местоположение, скорость обслуживания, преимущество в издержках и т.д.);
-стратегическом позиционировании, т.е. осуществлении от личных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Стратегическое позиционирование основано на преимуществе, недостижимом для конкурентов (ключевое конкурентное преимущество). Это может быть уникальность товара или услуги, имидж торговой марки, технологическое лидерство, уникальная комбинация видов деятельности и т.д[9, c. 99].
Итак, предложение компании должно быть значимым для потребителей, чтобы его можно было классифицировать как конкурентное преимущество. Однако степень значимости бывает разной.
Чтобы определенный
фактор стал конкурентным
Наиболее цитируемым автором в зарубежной и отечественной литературе по теории конкуренции, управления конкурентными преимуществами является М. Портер. В следующем параграфе курсовой работы будет рассмотрена теория конкурентного преимущества Майкла Портера.
Для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами. В последние годы почти в любой книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или конкурентоспособности имеются ссылки на фундаментальную книгу "Международная конкуренция" Майкла Портера.
М. Портер, предложил набор типовых стратегий, в основе которых лежит идея, что каждая из них основана на конкурентном преимуществе и добиться его фирма должна, выбрав свою стратегию. Она должна решить, какой тип конкурентного преимущества хочет получить и в какой сфере.
«Таким образом, первая составляющая стратегического выбора по этой модели - конкурентное преимущество, которое делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товара» [10, c. 187].
Низкие издержки отражают
способность фирмы
Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках обеспечивает большую прибыль[10, c. 189].
Трудно, но все-таки можно получить конкурентное преимущество на основе и более низких издержек, и дифференциации. Тем не менее любая действенная стратегия должна уделять внимание всем типам конкурентного преимущества, хотя и не строго придерживаясь одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна тем не менее обеспечить приемлемые качество и обслуживание Точно так же товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме.
Конкурентное преимущество фирмы определяется тем, насколько четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи, фирма может получить конкурентное преимущество. Регулярные и своевременные поставки могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других.
Связи часто приводят к тому, что дополнительные затраты по "подгонке" отдельных видов деятельности друг к другу окупаются в дальнейшем. Фирмы должны идти на такие издержки в соответствии со своей стратегией во имя конкурентного преимущества[10, c. 191].
М. Портер отмечает, что конкурентное преимущество получают фирмы:
-базирующиеся в тех
странах, которые позволяют
-если в стране базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;
-если возможны постоянные капиталовложения;
-если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала.
Отметим, что конкурентные преимуществ на современных фирм не всегда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финансовых инноваций. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегически)» единиц бизнеса. Рассмотрим особенности основных стратегий достижения конкурентных преимуществ.
Анализ конкурентной обстановки и определение конкурентного положения организации предполагают определение сложности и динамизма конкурентной среды[10, c. 194].
Современная организация – сложная органическая система. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации. Анализ этой среды должен быть системным и многофакторным.
При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации, а также ее отдельные подсистемы и компоненты, по существу, рассматриваются как стратегический ресурс организации. Таким образом, стратегический анализ внутренней среды данной организации в зависимости от конкретной ситуации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом обязательно должно выдерживаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.