Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации и её поведение в конкурентной среде.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
- проведение стратегического анализа на материалах ОАО «Пинский винодельческий завод»;
- разработка рекомендаций по формированию стратегических решений для увеличения конкурентных преимуществ ОАО «Пинский винодельческий завод».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ
1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера
1.3. Классификация конкурентных преимуществ организации
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский винодельческий завод»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИЕРАТУРА
С экологической точки зрения, ОАО «Пинский винодельческий завод» по своим техническим характеристикам является малоотходным предприятием.
Предприятие имеет разрешение Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками с перечнем и количеством основных загрязняющих веществ.
Вредные выбросы в атмосферу
при осуществлении
Финансовое состояние предприятия является основой его хозяйственной деятельности, так как от обеспеченности финансовыми ресурсами и их рационального использования зависят конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве
Основные финансово-
Представленная таблица 2.4 показывает, что годовой объем производства за 2012 год вырос на 14,5 %, но полные издержки на производство продукции выросли на 26,9 % по сравнению с 2011 годом. Выручка от реализации продукции снизилась на 1786 млн, рублей, что на 4,7% ниже, чем в 2011 году и составила 29612 млн.руб. Количество налогов и сборов увеличилось на 3,8 %. Таким образом, рост издержек производства повлиял на снижение чистого дохода от реализации на 1322 млн.руб. и коэффициента рентабельности реализованной продукции на -10,6 %.
Таблица 2.4 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2010-2012 гг
Наименование показателей |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, 2011г. от 2012г. (+,-) |
Отклонение, 2012г. от 2011г. (+,-) |
Темп роста, 2011г. от 2010г., % |
Темп роста, 2012г. от 2011г., % |
1 Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) |
17983 |
22176 |
25387 |
4193,0 |
3211,0 |
123,3 |
114,5 |
2 Полные издержки на произведенную
продукцию - всего. |
15003 |
17405 |
22088 |
2402,0 |
4683,0 |
116,0 |
126,9 |
2.1материальные затраты |
11833 |
13117 |
17130 |
1284,0 |
4013,0 |
110,9 |
130,6 |
2.2 расходы на оплату труда |
1154 |
1777 |
2061 |
623,0 |
284,0 |
154,0 |
116,0 |
2.3 отчисления на социальные нужды |
415 |
684 |
757 |
269,0 |
73,0 |
164,8 |
110,7 |
2.4 амортизация основных средств и нематериальных активов |
720 |
966 |
881 |
246,0 |
-85,0 |
134,2 |
91,2 |
2.5 прочие затраты |
881 |
861 |
1259 |
-20,0 |
398,0 |
97,7 |
146,2 |
3 Выручка от реализации продукции |
27840 |
36641 |
34855 |
8801,0 |
-1786,0 |
131,6 |
95,1 |
4 Выручка от реализации продукции (без НДС) |
23696 |
31280 |
29612 |
7584,0 |
-1668,0 |
132,0 |
94,7 |
5 Налоги, сборы, платежи |
9604 |
11616 |
12062 |
2012,0 |
446,0 |
120,9 |
103,8 |
6 Чистый доход от реализации продукции |
-563 |
982 |
-340 |
1545,0 |
-1322,0 |
-174,4 |
-34,6 |
7 Рентабельность реализованной продукции |
9,5 |
18,1 |
7,5 |
8,6 |
-10,6 |
- |
- |
8 Рентабельность продаж |
8,7 |
15,3 |
7 |
6,6 |
-8,3 |
- |
- |
П р и м е ч а н и е – Источник: [Приложение В]
В таблице 2.5 представлены показатели платежеспособности предприятия.
Таблица 2.5 – Показатели финансовой зависимости ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, 2011г. от 2010г. (+,-) |
Отклонение, 2012г. от 2011г. (+,-) |
1 Коэффициент текущей ликвидности (1.7) |
1,18 |
1,34 |
1,2 |
0,2 |
-0,1 |
2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (0.3) |
-0,38 |
-0,28 |
-0,19 |
0,1 |
0,1 |
3 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (0.85) |
0,68 |
0,58 |
0,66 |
-0,1 |
0,1 |
4 Коэффициент структуры капитала |
0,33 |
0,42 |
0,34 |
0,1 |
-0,1 |
5 Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции, % |
74,2 |
48,3 |
70,1 |
-25,9 |
21,8 |
6 Срок оборачиваемости капитала, в днях |
575 |
464 |
519 |
-111,0 |
55,0 |
7 Срок оборачиваемости готовой продукции, в днях |
17 |
11 |
25 |
-6,0 |
14,0 |
8 Срок оборачиваемости дебиторской задолженности, в днях |
163 |
116 |
102 |
-47,0 |
-14,0 |
9 Срок оборачиваемости кредиторской задолженности, в днях |
197 |
115 |
114 |
-82,0 |
-1,0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение В]
Таблица 2.5 свидетельствует о неплатежеспособности ОАО «Пинский винодельческий завод» так как финансовые показатели не соответствуют нормативным значениям и значительно ниже. Так коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение и это говорит об отсутствии собственных оборотных средств, а коэффициент ликвидности свидетельствует о неспособности погашения текущих обязательств, значит предприятие пользуется заемными средствами. Показатели оборачиваемости капитала к 2012 году снижают количество оборотов. Следовательно ОАО «Пинский винодельческий завод» неплатежеспособно.
Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия.
Таблица 2.6 – Структура кадров на ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, 2011г. от 2010г. (+,-) |
Отклонение, 2012г. от 2011г. (+,-) |
Среднесписочная численность, чел. |
416 |
382 |
411 |
-34 |
29 |
работников |
401 |
376 |
390 |
-25 |
14 |
в том числе ППП |
366 |
338 |
349 |
-28 |
11 |
Служащие и руководители |
15 |
8 |
21 |
-7 |
13 |
П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение Е]
Таким образом, среднесписочная численность работников сокращается на протяжении 2010-2012г.г. на 5 человек. Производственно-промышленного персонала стало меньше на 11 человек, тем не менее количество служащих и руководителей увеличивается на 6 человек.
Основным показателем производительности труда является выработка продукции в стоимостном измерении. Основные показатели производительности труда представлены в таблице 2.7.
Таким образом, на предприятии в связи с нестабильным ростом среднесписочной численности производственно-промышленного персонала темп роста производительности труда прослеживается за весь анализируемый период и к 2012 году он составляет 48.0 %.
Таблица 2.7 – Основные показатели производительности труда за
2010-2012 гг на ОАО «Пинский винодельческий завод»
Показатель |
2010 год |
2010 год |
2012 год |
Темп роста, 2012 год к 2010 году, в % |
1. Объем производства, млн.руб. |
17983 |
22176 |
25387 |
141,2 |
2. Среднесписочная численность ППП чел. |
401 |
376 |
390 |
95,4 |
Производительность труда, тыс.руб. (стр.1 / стр.2) |
44,8 |
59,0 |
64,8 |
148,0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение Е]
На основе информации о внешней и внутренней среде ОАО «Пинский винодельческий завод» выделим то самое главное, на чем нужно сосредоточить свое внимание в первую очередь. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что–то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.п. Угроза – это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: копирование уникальных разработок фирмы; появление товаров–заменителей, новых конкурентов и т.п. Если миссия и цель предприятия показывают желаемое направление движения, то для определения исходной точки движения и возможных помех на пути к цели следует провести анализ ситуации на предприятии и во внешнем окружении. В настоящее время разработан ряд методов стратегического анализа, один из которых - метод SWOT.
Для этого проведем SWOT-анализ (“S” – strength – сила, “W” – weakness- слабость, “O” – opportunity – возможность, “T” – threat – угроза) и результаты представим в таблице 2.8
На основании преимуществ
и недостатков предприятия и
внешней среды можно
Таблица 2.8 – SWOT анализ ОАО «Пинский винодельческий завод»
Факторы
Влияние |
Внутренние |
Внешние |
1 |
2 |
3 |
Позитивное |
1) внедрены системы упра вления качеством продукции : СТБ ИСО 9001-2001 и ХАССП; 2) предприятие реализует
свою продукцию на 3) совершенствуется структура управления производством; 4) постоянно повышается
квалификация персонала 5) проводится сертификация продукции; 6) внедряются новые виды продукции и технологии, постоянно; 7) устанавливается новое технологическое оборудование; 8) для более эффективной переработки вторичного сырья пущен в эксплуатацию цех по производству сухих молочных продуктов и казеина. |
1) повышение спроса на продукцию; 2) увеличение поставок продукции на экспорт; 3) рост покупательской способностинаселения; 4) увеличение емкости внутреннего внешних рынков дает возможность наращивания объемов реализации; 5) развитие научно-технического прогресса способствует появлению новых технологий новых видов продукции; 6) повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов. |
Продолжение табицы 2.8 | ||
Негативное |
1) значительная часть
изношенного основного 2) недостаточно рекламируется выпускаемая продукция; 3) неполная загруженность производственных мощностей; 4) небольшой срок хранения отдельных видов продукции; 5) недостаточно развита фирменная торговая сеть; 6) недостаток оборотного капитала. 7) увеличение дебиторской задолженности |
1) рост уровня конкуренции; 2) повышение требования покупателей к качеству продукции; 3) возможность роста цен на закупаемое сырье, материалы; 4) государственное регулирование отпускных цен на продукцию предприятия 5) изменение налогового законодательства. |
П р и м е ч а н и е – [Источник: собственная разработка]
Таким образом, рассмотрев возможности предприятия, его слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить, что ОАО «Пинский винодельческий завод» работает на развивающемся рынке, характеризующимся ростом уровня конкуренции. Но в связи с выявленными негативными внутренними и внешними факторами, необходимо направить деятельность предприятия на их устранение и дальнейшее развитие.
Матрица свидетельствует о том, что позитивных факторов больше чем негативных, таким образом, возможностей больше чем угроз. Ситуация очень хорошая, предприятие имеет больше достоинств, чем слабостей, а рынок открывает перед ним новые возможности при отсутствии угроз.
Таким образом, Учитывая вышеизложенное, можно определить следующие приоритеты развития:
- производство вин плодовых с оптимизацией ассортимента в сторону вин улучшенного качества, вин специальной технологии;
- производство вин виноградных (вторичное виноделие)
- в качестве дополнительного
источника выручки и прибыли
производство и реализация
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
В условиях насыщения рынка и практически равных цен на винную продукцию разных производителей первостепенное значение успешной конкуренции стали играть следующие критерии взаимоотношений производителей и покупателей:
- удовлетворение ассортиментных
запросов получателей, а
- постоянное поддержание высокого качества продукции;
- надлежащее эстетическое оформление продукции;
- предоставление более
выгодных условий поставки
- оперативность и полнота
выполнения заявок торговых
- предоставление дополнительных услуг;
- поддержание высокого
корпоративного имиджа
Маркетинговая деятельность на предприятии должна вестись по нескольким направлениям:
1. Стимулирование сбыта
производимой продукции, ее
- дальнейшее участие завода
в республиканских и