Теория конкурентного преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации и её поведение в конкурентной среде.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
- проведение стратегического анализа на материалах ОАО «Пинский винодельческий завод»;
- разработка рекомендаций по формированию стратегических решений для увеличения конкурентных преимуществ ОАО «Пинский винодельческий завод».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ
1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера
1.3. Классификация конкурентных преимуществ организации
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский винодельческий завод»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 634.97 Кб (Скачать файл)

С экологической точки  зрения, ОАО «Пинский винодельческий завод» по своим техническим характеристикам является малоотходным предприятием.

Предприятие имеет разрешение Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками с перечнем и количеством основных загрязняющих веществ.

Вредные выбросы в атмосферу  при осуществлении производственного  процесса являются незначительными  и не превышают предельно допустимые концентрации.

Финансовое состояние  предприятия является основой его  хозяйственной деятельности, так как от обеспеченности финансовыми ресурсами и их рационального использования зависят конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве

Основные финансово-экономические  показатели деятельности ОАО «Пинский винодельческий завод» представлены в таблице 2.4.

Представленная таблица 2.4 показывает, что годовой объем  производства за 2012 год вырос на 14,5 %, но полные издержки на производство продукции выросли на 26,9 % по сравнению с 2011 годом. Выручка от реализации продукции снизилась на 1786 млн, рублей, что на 4,7% ниже, чем в 2011 году и составила 29612 млн.руб. Количество налогов и сборов увеличилось на 3,8 %. Таким образом, рост издержек производства повлиял на снижение чистого дохода от реализации на 1322 млн.руб.  и коэффициента рентабельности реализованной продукции на -10,6 %.

 

 

 

Таблица 2.4 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за  2010-2012 гг

 

Наименование показателей

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение, 2011г. от 2012г. (+,-)

Отклонение, 2012г. от 2011г. (+,-)

Темп роста, 2011г. от 2010г., %

Темп роста, 2012г. от 2011г., %

1 Годовой объем производства  в стоимостном выражении (в действующих ценах)

 

 

 

 

17983

 

 

 

 

22176

 

 

 

 

25387

4193,0

3211,0

123,3

114,5

2 Полные издержки на произведенную продукцию - всего.                              В том числе:   

 

 

 

15003

 

 

 

17405

 

 

 

22088

2402,0

4683,0

116,0

126,9

2.1материальные затраты

 

11833

 

13117

 

17130

1284,0

4013,0

110,9

130,6

2.2 расходы на оплату труда

 

1154

 

1777

 

2061

623,0

284,0

154,0

116,0

2.3 отчисления на социальные  нужды

 

415

 

684

 

757

269,0

73,0

164,8

110,7

2.4 амортизация основных средств и нематериальных активов

 

 

 

720

 

 

 

966

 

 

 

881

246,0

-85,0

134,2

91,2

2.5 прочие затраты

 

881

 

861

 

1259

-20,0

398,0

97,7

146,2

3 Выручка от реализации продукции

 

27840

 

36641

 

34855

8801,0

-1786,0

131,6

95,1

4 Выручка от реализации продукции (без НДС)

 

 

23696

 

 

31280

 

 

29612

7584,0

-1668,0

132,0

94,7

5 Налоги, сборы, платежи 

 

9604

 

11616

 

12062

2012,0

446,0

120,9

103,8

6 Чистый доход от реализации  продукции

 

-563

 

982

 

-340

1545,0

-1322,0

-174,4

-34,6

7 Рентабельность реализованной  продукции

 

 

9,5

 

 

18,1

 

 

7,5

8,6

-10,6

-

-

8 Рентабельность продаж

 

8,7

 

15,3

 

7

6,6

-8,3

-

-


П р и м е ч а н и е – Источник: [Приложение В]

 

В таблице 2.5 представлены показатели платежеспособности предприятия.

Таблица 2.5 – Показатели финансовой зависимости ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2010-2012 гг.

 

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение, 2011г. от 2010г. (+,-)

Отклонение, 2012г. от 2011г. (+,-)

1 Коэффициент текущей  ликвидности (1.7)

 

1,18

 

1,34

 

1,2

0,2

-0,1

2 Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами (0.3)

 

 

 

 

-0,38

 

 

 

 

-0,28

 

 

 

 

-0,19

0,1

0,1

3 Коэффициент обеспеченности  финансовых обязательств активами (0.85)

 

 

0,68

 

 

0,58

 

 

0,66

-0,1

0,1

4 Коэффициент структуры  капитала

 

0,33

 

0,42

 

0,34

0,1

-0,1

5 Удельный вес краткосрочных  и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции, %

 

 

 

 

74,2

 

 

 

 

48,3

 

 

 

 

70,1

-25,9

21,8

6 Срок оборачиваемости  капитала, в днях

575

464

519

-111,0

55,0

7 Срок оборачиваемости  готовой продукции, в днях

 

17

 

11

 

25

-6,0

14,0

8 Срок оборачиваемости  дебиторской задолженности, в днях

 

163

 

116

 

102

-47,0

-14,0

9 Срок оборачиваемости  кредиторской задолженности, в днях

 

197

 

115

 

114

-82,0

-1,0


П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение В]

 

Таблица 2.5 свидетельствует  о неплатежеспособности ОАО «Пинский винодельческий завод» так как финансовые показатели не соответствуют нормативным значениям и значительно ниже. Так коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение и это говорит об отсутствии собственных оборотных средств, а коэффициент ликвидности свидетельствует о неспособности погашения текущих обязательств, значит предприятие пользуется заемными средствами. Показатели оборачиваемости капитала к 2012 году снижают количество оборотов. Следовательно ОАО «Пинский винодельческий завод» неплатежеспособно.

Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия.

 

Таблица 2.6 – Структура  кадров на ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2010-2012 гг.

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение, 2011г. от 2010г. (+,-)

Отклонение, 2012г. от 2011г. (+,-)

Среднесписочная численность, чел.

 

416

 

382

 

411

 

-34

29

работников                  

401

376

390

-25

14

в том числе ППП             

366

338

349

-28

11

Служащие и руководители

15

8

21

-7

13


П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение Е] 

 

Таким образом, среднесписочная  численность работников сокращается  на протяжении 2010-2012г.г. на 5 человек. Производственно-промышленного  персонала стало меньше на 11 человек, тем не менее количество служащих и руководителей увеличивается на 6 человек.

Основным показателем  производительности труда является выработка продукции в стоимостном измерении. Основные показатели производительности труда представлены в таблице 2.7.

Таким образом, на предприятии  в связи с нестабильным ростом среднесписочной численности производственно-промышленного персонала темп роста производительности труда прослеживается за весь анализируемый период и к 2012 году он составляет 48.0 %.

 

Таблица 2.7 – Основные показатели производительности труда за

2010-2012 гг на ОАО «Пинский винодельческий завод»

Показатель

2010 год

2010 год

2012 год

Темп роста, 2012 год  к 2010 году, в %

1. Объем производства, млн.руб.

17983

22176

25387

141,2

2. Среднесписочная численность ППП чел.

 

401

 

376

 

390

95,4

Производительность труда, тыс.руб. (стр.1 / стр.2)

 

44,8

 

59,0

64,8

 

148,0


       П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение Е]

На основе информации о  внешней и внутренней среде ОАО  «Пинский винодельческий завод» выделим то самое главное, на чем нужно сосредоточить свое внимание в первую очередь. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что–то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.п. Угроза – это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: копирование уникальных разработок фирмы; появление товаров–заменителей, новых конкурентов и т.п. Если миссия и цель предприятия показывают желаемое направление движения, то для определения исходной точки движения и возможных помех на пути к цели следует провести анализ ситуации на предприятии и во внешнем окружении. В настоящее время разработан ряд методов стратегического анализа, один из которых - метод SWOT.

Для этого проведем  SWOT-анализ (“S” – strength – сила, “W” – weakness- слабость, “O” – opportunity – возможность, “T” – threat – угроза)  и результаты представим в таблице 2.8

На основании преимуществ  и недостатков предприятия и  внешней среды можно представить  матрицу SWOT следующего вида:

Таблица 2.8 – SWOT анализ ОАО «Пинский винодельческий завод»

 

   Факторы

 

Влияние

Внутренние

Внешние

1

2

3

Позитивное

1) внедрены системы упра

вления качеством продукции : СТБ ИСО 9001-2001 и ХАССП;

2) предприятие реализует  свою продукцию на международном рынке (Россия, страны СНГ и Западной Европы)

3) совершенствуется структура  управления производством;

4) постоянно повышается  квалификация персонала предприятия;

5) проводится сертификация продукции;

6) внедряются новые виды  продукции и технологии, постоянно;

7) устанавливается новое  технологическое оборудование;

8) для более эффективной  переработки вторичного сырья пущен в эксплуатацию цех по производству сухих молочных продуктов и казеина.

1) повышение спроса на  продукцию;

2) увеличение поставок  продукции на экспорт;

3) рост покупательской способностинаселения;

4) увеличение емкости  внутреннего внешних рынков дает возможность наращивания объемов реализации;

5) развитие научно-технического прогресса способствует появлению новых технологий новых видов продукции;

6) повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов.

Продолжение табицы 2.8

Негативное

1) значительная часть  изношенного основного оборудования;

2) недостаточно рекламируется  выпускаемая продукция;

3) неполная загруженность  производственных мощностей;

4) небольшой срок хранения  отдельных видов продукции;

5) недостаточно развита  фирменная торговая сеть;

6) недостаток оборотного  капитала.

7) увеличение дебиторской  задолженности

1) рост уровня конкуренции;

2) повышение требования  покупателей к качеству продукции;

3) возможность роста цен  на закупаемое сырье, материалы;

4) государственное регулирование отпускных цен на продукцию предприятия

5) изменение налогового  законодательства.


 П р и м е ч а н и е – [Источник: собственная разработка]

 

Таким образом, рассмотрев возможности  предприятия, его слабые и сильные  стороны, проведя анализ угроз, исходящих  из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить, что ОАО «Пинский винодельческий завод» работает на развивающемся рынке, характеризующимся ростом уровня конкуренции. Но в связи с выявленными негативными внутренними и внешними факторами, необходимо направить деятельность предприятия на их устранение и дальнейшее развитие.

Матрица свидетельствует  о том, что позитивных факторов больше чем негативных, таким образом, возможностей больше чем угроз. Ситуация очень  хорошая, предприятие имеет больше достоинств, чем слабостей, а рынок открывает перед ним новые возможности при отсутствии угроз.

Таким образом, Учитывая вышеизложенное, можно определить следующие приоритеты развития:

- производство вин плодовых  с оптимизацией ассортимента  в сторону вин улучшенного  качества, вин специальной технологии;

- производство вин виноградных  (вторичное виноделие)

- в качестве дополнительного  источника выручки и прибыли  производство и реализация прочей  продукции, в том числе на  экспорт, (соки концентрированные, соки спиртованные и соки сброженно - спиртованные).

 

ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»

 

В условиях насыщения рынка  и практически равных цен на винную продукцию разных производителей первостепенное значение успешной конкуренции стали играть следующие критерии взаимоотношений производителей и покупателей:

- удовлетворение ассортиментных  запросов получателей, а значит  и потребителей;

- постоянное поддержание  высокого качества продукции;

- надлежащее эстетическое  оформление продукции;

- предоставление более  выгодных условий поставки продукции;

- оперативность и полнота  выполнения заявок торговых организаций;

- предоставление дополнительных  услуг;

- поддержание высокого  корпоративного имиджа предприятия.

Маркетинговая деятельность на предприятии должна вестись по нескольким направлениям:

1. Стимулирование сбыта  производимой продукции, ее рекламы  посредством:

- дальнейшее участие завода  в республиканских и международных  конкурсах производителей продукции;

Информация о работе Теория конкурентного преимущества