Теория конкурентного преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации и её поведение в конкурентной среде.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
- проведение стратегического анализа на материалах ОАО «Пинский винодельческий завод»;
- разработка рекомендаций по формированию стратегических решений для увеличения конкурентных преимуществ ОАО «Пинский винодельческий завод».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ
1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера
1.3. Классификация конкурентных преимуществ организации
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский винодельческий завод»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ПИНСКИЙ
ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 634.97 Кб (Скачать файл)

Открытое акционерное общество «Пинский винодельческий завод» является коммерческой организацией – юридическим лицом, действует на принципах хозяйственного расчета. Предприятие имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы со своим наименованием.

Общество осуществляет следующие  виды деятельности: производство дисцилированных алкогольных напитков, производство виноградных вин, производство сидра и прочих плодово-ягодных вин, производство прочих недисцилированных напитков из сброженного материала, производство фруктовых и овощных соков, сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов, производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий, лесозаготовки, оптовая торговля алкогольными и другими напитками.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.

Органами управления предприятия  являются:

- общее собрание акционеров  общества;

- наблюдательный совет;

- директор предприятия.

Первоочередными задачами коллектива являются: создание работникам предприятия  безопасных для здоровья условий  труда, внедрение новейших технологий производства, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и  требований стандартов по охране труда, контроль за состоянием техники безопасности и производственной санитарии.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.

Таким образом, в 2012 году снижается  использование производственных мощностей на 6 %, но производство продукции увеличилось на 14,5 % в стоимостном выражении или на 3211 млн.руб. Количество работников по сравнению с 2011 годом возросло на 14 человек.

Издержки в 2012 году увеличиваются  на 26,9 % (это связано с увеличением  объема производства продукции, увеличением  количества нанятых работников, удорожанием сырья), а выручка от реализации снизилась на 4,9 %). Это связано с появлением конкурирующих предприятий, а так же нежеланием чиновников других областей пропускать продукцию на местные рынки.

 

 

Таблица 2.1 – Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2010-2012 г.г.

Наименование показателей

Год

Отклонение 

Темп роста 

2010

2011

2012

2010-2011гг

2011-2012гг

2011г. от 2010г., %

2012г. от 2011г., %

Использование производственных мощностей (вино), %

 

100

100

94

0

 

-6

 

100

 

94,0

Среднесписочная численность работающих, чел.

401

376

390

-25

14

93,8

103,7

Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах), млн.руб.

 

17983

22176

25387

4193

 

3211

 

123,3

 

114,5

Полные издержки на произведенную продукцию, млн.руб.

 

15003

17405

22088

2402

 

4683

 

116,0

 

126,9

Выручка от реализации продукции, млн.руб.

 

27840

36641

34855

8801

 

-1786

 

131,6

 

95,1

Чистый доход от реализации продукции, млн.руб.

 

-563

982

-340

1545

 

-1322

 

-174,3

 

-34,3


П р и м е ч а н и е – Источник: [приложение В]

 

Чистый доход от реализации в 2010 году имеет отрицательное значение -563 млн.руб., а в 2011 году предприятие увеличивает его на 1545 млн.руб. и составляет 982 млн.руб., но уже в 2012 году предприятие имеет убыток в сумме 342 млн.руб.

Все вышесказанное говорит  о том, что предприятию необходимо проводить мероприятия по увеличению производственных мощностей, по снижению издержек, созданию новых видов продукции, более активному поиску рынков сбыта.

 

2.2 Анализ внутренней  и внешней среды предприятия

 

Для выявления внутренних достоинств и недостатков ОАО "Пинский винодельческий завод" изучим следующие функциональные области хозяйственной деятельности предприятия: инновации, организационная структура, персонал, финансы.

Система обеспечения качества продукции на ОАО «Пинский винодельческий завод» основана на выполнении требований нормативных документов по всем видам работ подразделениями и службами предприятия. Актуализация нормативной документации проводится регулярно.

Кроме того, во исполнение Постановления  Совета Министров РБ от 09.09.2005 № 1000 «О программе развития организаций  РБ, осуществляющих производство и  экспорт алкогольной продукции  на 
2010 – 2015 гг.» и поручения СМ РБ от 08.08.2006,  на основании письма Комитета экономики Брестского облисполкома от 01.09.2006 в 2007 году на предприятии разработана, внедрена и сертифицирована система НАССР.

Последние десятилетие рынок  плодовых вин (вина плодовые, вина плодовые особые) динамично развивался и достиг состояния насыщения. Так, валовое  производство указанной продукции  возросло с 6,6 миллионов декалитров в год в 2005 году до 19,1 миллионов  декалитров в 2012 году.

Резкий рост валового производства вин, усиление государственного регулирования  производства всей алкогольной продукции  привели к насыщению и стабилизации рассматриваемого рынка. В период с 2007 по 2012 год происходит, в основном, только внутреннее перераспределение долей рынка между различными предприятиями, изменение структуры сегмента по видам производимой продукции.

Поступательный рост экономики  Республики Беларусь при жестком  государственном контроле за выполнением  регионами (областями) доведенных темпов роста промышленного производства, других прогнозных показателей, а также вследствие особенности формирования местных бюджетов, значительной долей формирования которых являются акцизные налоги от производства и реализации винной продукции местными предприятиями, привели к явному разделению рынка винной продукции на практически закрытые друг от друга сегменты по географическому, административному признаку. Гласные и не гласные административные запреты предприятиям торговли на ввоз и реализацию винной продукции из-за пределов данной области привели к практически полному прекращению свободного перемещения указанной продукции между областями, и тем самым, к снижению здоровой конкуренции между предприятиями разных областей. В то же время, резко возросла конкуренция между предприятиями внутри области.

В таблице 2.2 представлены показатели поставки винной продукции по регионам, тысяч декалитров.

 

Таблица 2.2 - Поставки винной продукции по регионам, тысяч декалитров на ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2011-2012г.г.

Область

2011 год

2012 год

Отклонение, 2012г. от 2011г. (+, -)

Темп роста, 2012г. от 2011г., %

1

2

3

5

6

Брестская

862,8

731,9

-130,9

84,8

Минская

12,5

32,2

19,7

257,6

Гомельская

24,3

33,8

9,5

139,1

Гродненская

4,7

4,9

0,2

104,3

Могилевская

53,1

48,8

-4,3

91,9

Витебская

0

0

0

0

Итого:

957,4

851,6

-105,8

88,9


П р и м е ч а н и е – Источник: [Приложение Г]

 

Таким образом, в 2012 году снижаются  поставки винной продукции по Брестской  области на 15,2 %, по Могилевской на 8,1 %. В 2009 году поставки по Минской области  увеличились на 302,5 % или 24,2 тыс.дал. В Витебскую область предприятие не поставляет продукцию.

Основными факторами, влияющими  на объем производства и потребление вин плодовых являются:

- государственная налоговая  политика, а именно ставки акцизных  налогов на все группы алкогольных  напитков;

- урожай плодов и ягод  в Республике Беларусь;

- изменения в потребительских  предпочтениях покупателей.

Изменения в акцизных ставках  практически прямо пропорционально  влияют на изменение отпускных цен  на алкогольную продукцию и, как  следствие, на увеличение либо снижение объемов реализации.

Урожай плодов и ягод также  непосредственно влияет на цену заготавливаемого плодово-ягодного сырья, себестоимость готовой продукции, отпускные цены.

Как уже отмечалось выше, основным рынком сбыта готовой винной продукции завода является Брестская  область. За период с 2005 по 2012 годы на ее территории реализуется более 70 % производимого  вина.

Обеспечение предприятия  материально-техническими ресурсами  планируется производить на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О государственных закупках», а также Положения «О проведении закупок товаров (работ, услуг) на ОАО «Пинский винодельческий завод» (Утверждено протоколом № 10 от 21.03.2008 г. общего собрания акционеров ОАО «Пинский винодельческий завод»).

Ассортимент, объем и ориентировочные сроки закупки сырья и материалов определяются в соответствии с годовым планом закупок на 2012 год, утверждаемым директором завода.

При выборе поставщиков сырья  учитывается государственное распределение основных сырьевых ресурсов (фондирование, выдача нарядов и т.д.), а также принцип минимизации транспортных расходов по доставке сырья и материалов.

По итогам 2012 года объемы поставок яблок от групп поставщиков  распределились следующим образом:

Таблица 2.3 - Объемы поставок яблок от групп поставщиков

Поставщик

Объем поставки, тонн

Доля, %

Заготовители завода

2420

23,0

Предприятия потребкооперации

5708

54,3

Сельскохозяйственные предприятия

2383

22,7

Итого

10511

100


П р и м е ч а н и е – Источник: [Приложение Д]

 

Таким образом, наибольший удельный вес в общем объеме поставщиков сырья занимают потребкооперации – 54,3%. Для выполнения стоящих перед предприятием планов заготовки (закупки) плодово-ягодного сырья предприятие должно сохранить многовекторную схему поставок, для чего планируется заключение договоров с торгово-заготовительными организациями потребительской кооперации и сельскохозяйственными предприятиями следующих областей: Брестской, Гродненской, Минской, Гомельской. Отделом кадров совместно с отделом материально-технического снабжения планируется подбор и обучение лиц из числа работников завода, а также граждан, временно принимаемых на работу для последующего их использования в роли заготовителей завода.

ОАО «Пинский винодельческий завод» является ведущим винодельческим предприятием Брестской области.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Доля производства ОАО «Пинский винодельческий завод» в общем объеме производства за 2012 год

П р и м е ч а н и е – Источник: [Приложение Д]

 

 Доля нашего предприятия  в общем объеме производства  и реализации винной продукции  предприятиями всех форм собственности  в последние годы колеблется в пределах 35 – 41%, второе место занимает ОАО «Барановичский комбинат пищевой промышленности» (доля порядка 29-34%), третье – ОАО «Брестское пиво» (доля порядка 20-24%). Остальные производители производят менее 10 % от общего объема производства.

В 2012 году на территории Брестской  области производством вин плодовых занималось шесть организаций, всего произведено – 
2 382 тысячи декалитров, доля ОАО «Пинский винодельческий завод» - 40%, ОАО «Барановичский КПП» - 34%, ОАО «Брестское пиво» - 21%, прочие производители – 5%.

Предприятия потребкооперации являются основными партнерами завода и на территории Брестской области. По итогам 2011 года из поставленных в Брестскую область 862,8 тысяч дал 602,9 тысяч дал  
или 69,9 % отгружено Брестскому ОПС, а за 2012 год из поставленных в Брестскую область 731,9 тысяч дал 491,4 тысяч дал или 67,1 % отгружено Брестскому ОПС.

Торговые организации  потребительской кооперации характеризуются  следующими положительными критериями:

- очень разветвленная  торговая сеть, особенно в сельской  местности (количество торговых точек Брестского облпотребсоюза составляет порядка 1500). В сельской местности торговым организациям потребкооперации практически нет альтернативы;

- потребкооперация является  крупнейшей заготовительной организаций  производящей заготовку у населения плодово-ягодного сырья крайне необходимого для завода.

Недостатком потребительской  кооперации является хроническая несвоевременность платежей за полученную готовую продукцию. Исключением являются торговые предприятия Столинского, Ивацевичского и Лунинецкого РайПО, другие структурные предприятия Брестского ОПС находятся в крайне тяжелом финансовом положении. Однако, их монопольное положение на рынке соответствующих районов не позволяет полностью прекратить с ними отношения купли - продажи. По причине того же монопольного положения потребкооперации в сельской местности и в ряде районных городов, руководство Белкоопсоюза и Брестского облпотребсоюза вынуждают завод соглашаться на сотрудничество с указанными предприятиями, влекущими дополнительные потери финансовых средств. Имеется в виду, поставка готовой продукции по торговым организациям потребкооперации через межрайонные торговые базы с предоставлением оптовых скидок, поставки по договорам комиссии с выплатой комиссионного вознаграждения.

Информация о работе Теория конкурентного преимущества