Теория менеджмента. История управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

История возникновения и развития управления – процесс эволюционный, насчитывающий, по крайней мере, 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение менеджмента в жизни общества.
Под управленческой революцией понимают переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

Файлы: 1 файл

основы теории управления.doc

— 692.50 Кб (Скачать файл)

 

Перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники, или «пролетарии управления», после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на качественно новом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРАКТИКА В РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА

Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием  первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев - менеджеров или социальных менеджеров.

Представляется, что мы имеем все основания, называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и хозяйственными организациями.

Становление государственности  привело к значительным изменениям в управленческой практике. И первые государства были созданы в Месопотамии. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики.

Первоначальное разделение труда осуществлялось по полу и возрасту, и было связано с физиологическими различиями и способностью выполнять различные виды работ.

Мужчины были заняты на физически  тяжелых работах, женщины и подростки - на более легких, к тому же подростки выполняли те виды деятельности, которые требовали меньших знаний и опыта, а женщины выполняли обязанности по поддержанию очага, уходу за малолетними детьми.

Следует обратить внимание на то, что, общественное разделение труда – это выделение ценной группы или слоя.

К концу IV тысячелетия до н. э., труд каждого человека стал производить значительно больше, чем было нужно для пропитания его самого. Община оказалась в состоянии прокормить помимо работников не только нетрудоспособных, не только создать надежный продовольственный резерв, но и освободить часть своих работоспособных людей от сельскохозяйственного труда.

Естественно, что при  первом возникновении прибавочного продукта, величина его была недостаточна для того, чтобы избыток можно было распределить на всех; но в то же время, не все в территориальной общине имели одинаковые возможности обеспечить себя за счет других.

В наиболее благоприятном  положения оказывались, с одной  стороны, военный вождь и его  приближенные, а с другой - главный жрец, жрецы, которые помимо того, что обеспечивали покровительство духов природы, были организаторами орошения, то есть самой основы материального благополучия. Военный вождь и жрец могли совпадать в одном лице.

Для наилучшего и наибольшего  развития производительных сил и культурно-идеологического роста общества, необходимо наличие лиц, освобожденных от производительного труда. Это не значит, что общество сознательно освобождает от производительного труда именно наилучших организаторов; тех, в чьих руках кулачная, вооруженная или идеологическая сила. Эти люди берут на себя и организационные задачи.

Первыми людьми, которых общество освободило от непосредственного производительного труда, были  организаторами, управляющими, социальными менеджерами, которые в те далекие времена назывались жрецами и вождями, затем - царями и фараонами и, наконец, сегодня - президентами государств, спикерами палат парламентов, президентами кампаний и менеджерам.

Роль управляющих (правителей, управителей), а также менеджмента в истории общества оказалась исключительно важной. Вот мнение известного авторитета в области управленческого консультирования - Питера Друкера: «Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое, является и стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен».

 

    1. Месопотамская цивилизация

В древней Месопотамии наибольшие структурные и технологические изменения происходят в государственном секторе, особенно в храмовых хозяйствах.

Государственный сектор пополнялся за счет выкупа общинных земель, что приводило к большей независимости правителей от общин, количественному росту управленческого персонала и повышению производительности труда. В них отмечалась все большая специализация труда, рост количества наемных работников и более высокая производительность труда. Все это было следствием эффективного управления, которое вели самые квалифицированные менеджеры того времени - служители храмов.

Изменения в системе управления национальным хозяйством происходило в период правления Гудеа, во второй половине XXII в. до н.э., в Лагаше.

Анализируя реформы Гудеа, с позиции теории управления национальным хозяйством как организацией, можно отметить, что в его деятельности четко прослеживается приоритет общей цели над целями составляющих хозяйство.

Это видно, исходя из следующих признаков:

    • Организация центральных ремесленных мастерских, которые обеспечивали своей продукцией и государственные структуры, и храмы и самих работников;
    • Изменения традиционной административной структуры и поочередная поставка жертвенных животных для центральных храмов;
    • Необходимость привлечения общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство;
    • Распространение бюрократической власти на общинников.

Это означает, что Гудеа  практически осуществил процесс создания государства, так как подчинил всех коренных жителей своего государственного объединения к власти.

Интересный способ выхода из кризиса продемонстрировала месопотамская цивилизация в старовавилонский период в XVII-XX вв. до н.э.

Основа месопотамской цивилизации - ирригационная система, которая приходила в упадок из-за длительных войн. Все это болезненно отразилось на государственном, и на частном хозяйстве.

Государство предоставило возможность восстановления хозяйства предпринимателям, энергия которых вложилась в небольшие хозяйства и предприятия. Значительная часть государственных земель, ремесленных мастерских торговых предприятий перешли под контроль частных лиц; даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Многие виды налогов также отдавались на откуп частным лицам.

Все эти меры оказали  многостороннее воздействие на процессы и механизм национального хозяйства.

Бурная хозяйственная  жизнь, возросшая безопасность в  едином централизованном государстве, влекли в него множество переселенцев из ближайшего окружающего мира, что обеспечивало приток созидательной энергии, материальных средств и дешевой рабочей силы. И как следствие, в рассматриваемый период наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур.

В древней Месопотамии  наряду с «великими организациями» (дворцом и храмом) имелись и профессиональные ассоциации: объединения торговцев и ремесленников, строившиеся по типу гильдий, а также профессиональные группы предсказателей и высококвалифицированных специалистов по изгнанию злых духов.

 

 

    1. Египетская цивилизация

Значительный вклад  в развитие практики и теории управления в IV тысячелетие до н.э., внесли египтяне. В их обществе существовал огромный управленческий аппарат, где главной целью был порядок, высокая степень регламентации общественной жизни, а так же высочайшая централизация и тотальный контроль.

В многоступенчатой пирамиде, социального и хозяйственного управления Египта, особо следует выделить самый многочисленный слой профессиональных менеджеров - писцов, которые от имени фараона тщательно следили за движением всех материальных ценностей, формированием и расходованием бюджета государства, периодически производили переписи населения, перераспределяли простых людей по профессиям.

Для египетского менеджмента  уже на ранней стадии его развития характерна специализация, как по видам  работ, так и по отдельным направлениям, которые сегодня мы называем функциями  менеджмента.

Многочисленный штат различного рода служащих: писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых «домоправителем», которые осуществляют общее руководство всей хозяйственной жизнью, организовывают и контролируют труд многочисленных работников, что привело к началу рождения функции современного бизнеса.

Главным менеджером, от которого зависела судьба всей цивилизации, был фараон, получавший хорошее профессиональное управленческое образование с ранних лет в семье. Имеются случаи, когда в десятилетнем возрасте они принимали на себя ношу управления страной. Фараон делегировал часть своих полномочий своему первому помощнику - чати.

Под чати, была создана сложная бюрократическая система для:

    • измерения уровня реки, от которой зависела вся экономика,
    • прогнозирования урожая зерна и доходов,
    • размещения этих доходов по различным подразделениям государства,
    • наблюдения за всей промышленностью и торговлей.

Здесь применялись некоторые  довольно успешные методы (для того времени):

      • Управление с помощью прогнозирования и планирования работ;
      • Разделение работ между различными людьми и управлениями;
      • Образование профессионального администратора для координации и контроля;
      • Мотивация работников.

Характерной формой организации труда были рабочие отряды. Эти труженики были лишены собственности на орудия и средства производства, они получали их из вельможных складов и производств. Работникам входило в обязанность выполнение определенного урока на хозяйство, которому они были подчинены; произведенное сверх урока, несло пользу с правом распоряжаться этой долей продукта.

Таким образом, древнее египетское общество обогатило современную теорию управления оригинальными находками, среди которых можно выделить определение таких функций менеджмента, как:

    • Планирование;
    • Организация;
    • Контроль;
    • Осознание преимуществ централизации и делегирования полномочий;
    • Направленность на совместный поиск решений и достижения компромисса в конфликтных ситуациях.
    1. Китайская цивилизация

Приблизительно в тот  же период, что и в Египте, основные функции и принципы менеджмента были поняты в древнем Китае. Наряду с признанием необходимости планирования, организации, распорядительства и контроля, китайцы выделили в решении идентичных проблем принципы специализации, децентрализации и множественности подходов.

Увидев, что управление является инструментом воздействия  на общественную жизнь, китайцы создавали  академии, выпускники которых становились  управленцами. Таким образом, за два тысячелетия до появления современного менеджмента они начали специализированную подготовку социальных и хозяйственных менеджеров.

Возьмем, например, ситуацию, которая сложилась к началу VI века до нашей эры, когда в результате децентрализации, страна оказалась разделенной на множество царств. В период децентрализации множества царств и усиления воюющих царств, образовалась благоприятная почва для экспериментов, для поиска новых общественных структур, новой организации национального хозяйства. Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм.

Китайскую цивилизацию  и ее систему управления характеризует  исключительный прагматизм. Китайская философия родилась в середине первого тысячелетия до нашей эры, в стремлении найти ответ на жизненно важный вопрос об организации общества. В обсуждении проблем управления обществом родились такие философские школы, как легизм, модизм, даосизм, конфуцианство. 

Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников и правителей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления.

Информация о работе Теория менеджмента. История управленческой мысли