Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:20, реферат
История возникновения и развития управления – процесс эволюционный, насчитывающий, по крайней мере, 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение менеджмента в жизни общества.
Под управленческой революцией понимают переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.
Одним из первых практиков, который изучал особенности управления крупным промышленным комплексом, будучи его совладельцем, стал еще один англичанин - Роберт Оуэн.
На одной из фабрик Нью-Ланарка, где Р. Оуэн был совладельцем и одновременно управляющим, в начале XIX века, был проведен социальный эксперимент, который был связан с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя.
Во время проведения эксперимента Р. Оуэн отказался от распространенной практики телесных наказаний рабочих, ввел систему моральной мотивации рабочих, улучшил условия труда рабочих. На основании результатов эксперимента, Роберт Оуэн опубликовал сочинение «Эссе относительно формирования характера» (1812 г.) где говорил, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа. В целом эксперимент был экономически успешен, кроме того, он привлек к себе пристальное внимание общественности того времени.
В дальнейшем Р. Оуэн, становится активным политическим деятелем и представляет идею о создании для бедняков корпоративных поселков, где они бы трудились сообща, без нанимателей. Когда идея не была поддержана консервативным английским обществом, он начинает агитировать за проработку фабричного законодательства, которое бы учитывало и права рабочих, наряду с правами капиталистов. Однако эта и другие идеи Р.Оуэна не были поддержаны в Англии.
В 30-е годы XIX века Оуэн переселяется в Америку, где создает коммуну, действующую на принципах уравнительного коммунизма. Этот, последний проект Оуэна закончился неудачей и разорением его. Однако эксперименты и идеи Оуэна были бесспорно важны для развития управленческой науки того времени.
Следующей личностью, деятельность которой имеет так или иначе отношение к менеджменту, станет Чарльз Беббидж - английский математик, создатель первой вычислительной машины (1822 г).
В сфере научных интересов ученого были также вопросы производства и управления им. Он исследовал экономические принципы производства, предложил руководство по улучшению управленческой практики того времени, исследовал затраты на производство конкретных промышленных процессов.
Основные идеи Ч. Беббиджа в управлении можно свести к следующим постулатам:
Беббидж предложил такой метод наблюдения производства, при котором наблюдатель должен подготовить список вопросов относительно используемых материалов, допустимых потерь, расходов, инструментов, цен, рынка, рабочих, их заработной платы, требуемых навыков, продолжительности рабочего дня, и так далее. В сущности, этот метод применяется и современными консультантами и аналитиками.
Еще один ученый, которого также можно назвать «пионером» менеджмента, был шотландский преподаватель - Эндрю Ур.
Ученым было опубликовано несколько работ о принципах и процессах производства (в основном на примере текстильной промышленности). В целом, Ур, был сторонником традиционной «фабричной» системы, лейтмотив его работ заключался в том, что рабочие должны признать все выгоды механизации и стремиться к ее внедрению.
В целом это понятно, особенно если учесть, что основные работы ученого были написаны, как раз в то время, когда в Англии, приобретало определенный размах, движение луддитов (ломателей машин). Напомним, что активисты этого движения протестовали против изменений, что нередко выражалось в разрушении производственных машин.
По Э. Уру, управляющие производством должны были так организовать процесс перехода от ручного труда к труду механическому, чтобы это было максимально гармонично. Однако, труды ученого были больше направлены на изучение технологических процессов, а попытки изучения менеджмента сводились к системе, предотвращающей случаи остановки работы рабочими по собственному желанию. Эта система подразумевала три принципа действия – механический, моральный и коммерческий.
Механическая система относилась к технике и процессами
производства; моральная - к персоналу,
а коммерческая - к организации продаж
и финансированию. Соединение этих систем
должно было привести к требуемой гармонии.
.
Другим новатором в индустриальном образовании был француз, инженер, барон Шарль Дюпин. Он создал свои собственные учебные планы, в соответствии с которыми, в течение 12 лет обучал геометрии, механике и прикладным искусствам индустриальный класс. Обучение происходило по наиболее важным вопросам о благосостоянии, образовании, этике рабочих, о прогрессе национальной промышленности, развитии всех средств процветания, о всем том, что может работать на благо нашей страны.
Дюпину нельзя приписать развитие новых принципов менеджмента. Его вклад состоит в организации курса индустриального образования и, возможно, во влиянии на работы Анри Файоля (административная школа управления), которому приписывают первенство в различении технических и административных навыков, в обосновании возможности и необходимости обучения менеджменту.
За 80 лет до Файоля он отмечал: «Руководителей цехов и фабрик следует обучать как геометрии и прикладной механике, так и специальным знаниям путей экономии усилий рабочих. Для человека, управляющего другими, ручная работа имеет только второстепенное значение. Его высокое положение достигается благодаря интеллектуальным способностям (силе интеллекта), и знаниям, которые позволяют ему развить эти способности».
Специальное обучение, то есть занятия, которые вели Дюпин и Ур, по мнению француза, сильно отличались от типичных программ обучения в технических школах.
Он писал о необходимости ясных и кратких инструкций рабочим, необходимости создания желательного уровня работы с наименьшим расходом энергии рабочего, а также о необходимости изучения каждой отрасли промышленности в целях нахождения и использования лучшей индустриальной практики.
В его работе было не столько
анализа менеджмента, сколько увещеваний
устранения борьбы между различными
сторонами. Дюпин признавал обеспокоенност
Д. МакКэлем во время гражданской войны управлял национальными железными дорогами. Именно в этот период он разработал набор процедур для управления действиями в этой отрасли.
Для него хорошее управление основывалось на хорошей дисциплине, определенном, конкретном описании работы, частом и точном сообщении о выполнении задания, оплате труда и продвижении по службе, основанных на заслугах, ясно определенной иерархии власти старших над подчиненными и осуществлении персональной ответственности и подотчетности каждого в организации.
Он выразил свои принципы менеджмента так:
МакКэлему пришлось создать
высокую степень
Наконец, МакКэлем создал формальную организационную диаграмму (которую он позже выставил на продажу). Диаграмма имела форму дерева и изображала линии полномочий и ответственности, разделение труда среди операционных единиц, линии связи для ответа и контроля.
Корнями дерева являлись Правление директоров и Президент; ветвями были операционные подразделения плюс штат по обслуживанию машин, автомобилей, мостов, телеграфов, казначеи, секретари и ремонтные служащие; листьями - различный местный фрахт и кассы, диспетчеры и так далее к самому низкому элементу.
Приверженность формальным линиям власти и полномочий в организации была абсолютной. Внедрение четкой системы дисциплины является обязательным спутником успеха. Все подчиненные должны быть подотчетны и должны управляться только непосредственным начальником; повиновение не может осуществляться, если в отдачу указаний непосредственным начальником вмешивается вышестоящий. МакКэлем не допускал никаких исключений в этом принципе единства команды; любые действия вне этого принципа сломали бы его систему управления, основанной на персональной ответственности.
МакКэлем также создал информационный менеджмент, возможно, самый совершенный для своего времени. Он использовал телеграф для большей безопасности действий работы администрации, от которой требовался ежечасный доклад о положении каждого поезда в системе, ежедневный доклад относительно пассажиров и груза, и ежемесячные статистические отчеты о планировании, разработке маршрутов и контроле. Он разработал систему двойной проверки, по которой фрахтовые и пассажирские проводники должны были докладывать о движении поезда, погрузках и т. д., сравнивая доклады, он мог бы видеть несоответствия и любой обман.
Генри Пор в 19 веке был редактором журнала «Железные дороги Америки» и пытался найти более общие принципы управления железными дорогами, включая управление финансами. Пор сделал свой журнал надежным источником информации для инвесторов и менеджеров. Его передовые статьи обсуждали достижения железной дороги, проблемы, необходимые реформы и представляли детальную финансовую и оперативную информацию.
Пор искал более общие принципы преодоления опасности понимания человека как машины, от которой можно получать требуемое поведение выплатой заработной платы. Он отмечал, что невозможно описать все обязанности работника, тем более, что самый ценный вклад часто бывает добровольным.
Четкое описание обязанностей и бюрократизация управления уменьшило бы стимулы и неизбежно привело бы железные дороги, по мнению Пора, к проблемам, свойственным твердым управленческим структурам типа военных и правительственных.
Согласно Пору, лучшим решением могло быть управление, основанное на сотрудничестве. Высшее руководство должно быть душой предприятия, вселяющей жизнь, силу интеллекта и подчинение в каждую составную часть организации. Эта душа не должна быть фрагментарной или разделенной, когда придается одно направление голове, другое - рукам, третье - ногам. Всюду, где имеется недостаток единства, неизбежен недостаток энергии, интеллекта, жизни, ответственности и подчинения.
В целом именно в XVIII – XIX веках менеджмент постепенно выделяются в практическую науку, начинает решать конкретные производственные задачи, с учетом тех изменений, которые происходят в экономической жизни общества.
К окончанию индустриальной эпохи, относят появление классической (административной) школы менеджмента. Эта школа развивалась, аккумулируя основные достижения теоретической и практической мысли «пионеров» менеджмента индустриальной эпохи.
Информация о работе Теория менеджмента. История управленческой мысли