Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:20, реферат
История возникновения и развития управления – процесс эволюционный, насчитывающий, по крайней мере, 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение менеджмента в жизни общества.
Под управленческой революцией понимают переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.
Исключительно важным обстоятельством является то, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению проблемы. На протяжении рядов веков в Китае велась широкая дискуссия по проблемам в управлении обществом, которая сильно повлияла на современное китайское общество, вплоть до сегодняшнего дня.
В середине первого тысячелетия до нашей эры была введена система рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги.
Сегодня это явление называется взяточничество. Именно Шан Ян, исходивший из признания злой природы человека, нашел неординарный способ легального решения проблемы и показал, что легальное решение, в отличие нелегального, может быть выгодным обществу.
Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла еще одна восточная цивилизация - индийская. Для нее характерно:
Индийцы создали первый известный нам научный трактат и учебник по организации национального хозяйства, предпринимательству и менеджменту.
Индийцы обогатили мировую практику и находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата, иррациональными методами принятия решений.
Остановимся подробнее на некоторых находках индийской системы социального и хозяйственного менеджмента. Отличительной чертой индийского общества является своеобразная, не имеющая аналогов в мире система - варн, переросшая затем в кастовую систему, которая нигде не приобретала столь законченной формы и не продержалась столь долго как здесь.
В принципе, каждая система стремится к сохранению определенной стабильности в структуре и механизме управления. Это позволяет экономить значительные ресурсы за счет определенной самоорганизации. Нововведения же требуют огромных расходов энергии материальных, человеческих и, особенно, квалифицированных управленческих кадров. Именно этим объясняется длительная живучесть сословного деления общества.
В этом отношении индийская цивилизация создала уникальную по своей жизнеспособности кастовую систему, которая обладает стабильностью в пространстве. Если сословия допускали определенный обмен своими составляющими элементами, то касты исключали таковой.
Противоречие одному из основных законов развития организации - самоорганизация, которая определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.
В Индии ярко регулировалась хозяйственная деятельность. Наибольший вклад в развитие земледелия внесло строительство государством ирригационных сооружений и обеспечение земледельцев необходимым количеством воды. Налог на воду равнялся пятой, четвертой и даже третьей части всего урожая, который собирали с орошавшегося участка, который был огорожен стенами городов, где селились не только жрецы, знать и воины, но и ремесленники, купцы и т.д.
В начале ХХ века, Индийская цивилизация дает первый известный учебник менеджмента, под названием «Артхашастра», что означает в переводе «учение о хозяйстве и государственном управлении».
Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль, за деятельностью основных отраслей и предприятий. Поэтому «Артхашастра» можно назвать первым учебником менеджмента.
С самого начала своего развития, европейская цивилизация показала ряд отличительных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества.
Древний период европейской культуры интересен не только как наше прошлое, но и как становление многих существующих сегодня принципов, методов и традиций в области менеджмента.
В древней Греции две
с половиной тысячи лет тому назад
начинается становление современной
европейской цивилизации с
Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, во множестве самих греческих государств – полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.
Греческие полисы отличались
друг от друга по ряду факторов, наибольшими
крайностями из которых являлись
демократическая и
В VIII—VII вв. до н. э. в Афинах
сложилось демократическое
Реформы Солона
Опираясь на народное собрание, Солон провел ряд экономических и политических реформ. Наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов – должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги.
Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению.
В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников – неотъемлемая часть всякого города –государства античности, его социальная основа.
Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба из Аттики и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов.
Поощряя разведение интенсивных культур – оливы, винограда и др. – Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, ирригацию, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы.
Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества, в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.
В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.
При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.
Таким образом, в отличие от Востока здесь главным сектором был мелкий частный.
Экономическая независимость небольшой семьи, отдельной полноправной личности, то есть демократизация экономической жизни и наличие широкого слоя граждан – собственников (в соответствии с нынешней терминологией – среднего класса) должны были неизбежно вылиться в демократизацию всей общественной системы.
Администрация полиса формировалась исключительно с помощью выборов при участии всех граждан.
Реформы Перикла
Для создания реальной возможности
участия в государственных
В 451 г. Перикл возобновил старый закон, ограничивавший право гражданства условием обязательного происхождения от обоих родителей афинских граждан. Закон гласил: «Афинянами могут быть только люди, происходящие от обоих афинян». Закон вызвал массу недоразумений и судебных процессов и всякого рода обманов и мошенничеств. Около 5 тысяч человек, уличенных в обмане, было продано в рабство. Полноправных же граждан оказалось всего-навсего немного больше 14 тысяч. (Аристотель упоминает цифру 20 тысяч, определяя количество афинских граждан –чиновников, которые содержались во многом благодаря взносам членов морского союза).
Афинская демократия всегда оставалась демократией меньшинства. Периклу приписывается еще введение театральных денег, выдававшихся гражданам на покупку марки или билета на театральные представления, что являлось естественным продолжением и развитием оплат и за несение государственных обязанностей, в особенности за военную службу, установившихся во время греко – персидских войн.
Состоятельная часть граждан несла всевозможные общественные повинности в виде оснащения военных судов, устройства зрелищ, оплаты хоров и отправления государственных должностей, связанных с большими тратами. Если сопоставить численность граждан с количеством должностей в Афинах, то можно предположить, что практически все граждане – горожане и значительная часть сельских жителей участвовали в непосредственном управлении государством.
Власти греческих городов – государств, как правило, вмешивались в местную экономическую жизнь, особенно заботясь о бесперебойном снабжении рынка хлебом. Велась борьба со спекуляцией. За порядком и торговлей на рынках в Афинах наблюдали специально избранные надзиратели, за внешней торговлей – избранные для этой цели попечители торгового порта.
Наиболее типичной формой
организации хозяйственной
Для Аттики и Афин периода «пятидесятилетия» было характерно сосуществование рабского и свободного труда в ремесле. Мастерские ремесленников, работавших лично или с помощью одного – двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии больших и даже очень больших мастерских – своего рода рабских мануфактур древности.
Но в целом, при Перикле чисто искусственными мерами поддерживался свободный труд и устанавливалась норма применения рабского труда: число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено приблизительно до четверти общего числа работников.
Сократ и Аристотель
Именно Сократ обнаружил, что управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации менеджмента, Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять и общественными.
Однако, греки, возможно, слишком отступали от правил всеобщности Сократа. Военные и муниципальные лидеры регулярно менялись, создавая хаос в правительственных делах и создавая проблемы во время угроз со стороны лучше организованных, более профессиональных армий Спарты и Македонии.
В своей работе «Политика» Аристотель писал: «Тот, кто никогда не учился подчинению, не может руководить». В его дискуссии об управлении домашним хозяйством он, как и Сократ, говорил о сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством. Оба связаны с управлением собственностью, рабами и свободными гражданами, с одной только разницей в величине суммарных операций.
Однако греческая
Работы, будучи неблагородными для греческого аристократа и философа, должны исполняться рабами и неуважаемыми гражданами. Рабочие и торговцы был лишены гражданства в греческой демократии, из-за низкого уважения к рабочим и торговым профессиям.
Но в отличие от иудейской традиции греки активно занимались финансово-кредитной деятельностью. Аттика и Афины стали самым важным торгово-ремесленным центром не только Балканской Греции, но и всего древнегреческого мира. Наиболее распространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Греции были «морские ссуды», т.е. отдача денег под залог товаров или под большие («морские») проценты судовладельцам (18% годовых в те времена не считалось слишком высокой нормой).
Информация о работе Теория менеджмента. История управленческой мысли