Теория менеджмента. История управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

История возникновения и развития управления – процесс эволюционный, насчитывающий, по крайней мере, 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение менеджмента в жизни общества.
Под управленческой революцией понимают переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

Файлы: 1 файл

основы теории управления.doc

— 692.50 Кб (Скачать файл)

К этой основной операции присоединялась масса всевозможных мелких сделок и махинаций. Греки были не слишком законопослушными гражданами: обманы, подлоги, клевета и масса всевозможных кляуз и доносов составляют содержание бесконечных мелких и крупных судейских тяжб, которыми так богата греческая литература IV в. Из речей ораторов видно, что помимо отдачи денег под морские проценты спекулировали и на денежном курсе, что при множестве находившихся в обращении монет было весьма выгодным занятием.

Развитие денежных операций приводило к расширению деятельности меняльных лавок (трапез), превращавшихся в своеобразные банкирские конторы.

Несмотря на антиторговую философию, эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного  правительства, первые попытки закрепить  свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.

    1. Древний Рим

Вклад Рима в наше наследие, лежит главным образом, в законе и формах правления, которые явились решениями проблемы установления порядка.

Римский закон стал моделью  для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной  и исполнительной властей, обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления.

Римляне были гениальны  в организации строя, военная  автократия держала империю в  железной руке. За авторитарной организационной  структурой стояли две фундаментальные  концепции – дисциплина и функциональность. Последняя осуществляла разделение работы между различными военными и правительственными учреждениями, первая формировала строгие рамки и иерархию власти для обеспечения выполнения функций.

Римляне наследовали  пренебрежение греков к торговле и представляли занятие коммерцией, греческим и восточным освобожденным рабам. Растущая внешняя торговля требовала коммерческой стандартизации, поэтому государство разработало систему мер, весов, денег.

Первый прототип корпоративной  организации проявился в форме  совместных акционерных компаний, которые  продавали акции, в целях выполнения правительственных контрактов, для поддержания военных действий.

Высокоспециализированная  рабочая сила, за некоторым исключением, преобладала в маленьких лавках в качестве независимых ремесленников, продававших изделия для рынка, а не для индивидуального покупателя.

Свободные рабочие образовывали гильдии (коллегии), но они существовали для общественных целей и совместной прибыли, таких как оплата издержек на похороны, а не установления уровней  заработной платы, часов и условий  труда.

Государство регулировало все аспекты римской экономической  жизни: взимание тарифов на торговлю, наложение штрафов на монополистов, регулирование гильдий, и использование  их доходов для участия в многочисленных войнах.

Большие организации не могли существовать, т.к. государство запрещало совместные акционерные общества для любых целей, кроме как для исполнения правительственных контрактов.

Во II—I вв. до н. э. владельцы  вилл и мастерских стремятся как  к получению большего прибавочного продукта, так и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к:

    • росту предпринимательского начала в обществе;
    • усложнению внутренней структуры хозяйства;
    • усилению эксплуатации рабов.

При развитой системе  рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда. Если при патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или мастерская, где работали 2 – 5 человек, то во II –I вв. до н. э. они сменяются имениями в 100 – 250 югеров земли с рабочим персоналом в 13 – 20 единиц.

Римские агрономы Катон  и Варрон не мыслили себе существование  доходного хозяйства без рабского труда. Они рассчитывали, сколько рабов могут обработать то или иное количество земли.

Чтобы раб постоянно  трудился, землевладельцы ставили многочисленных начальников и контролеров, которые  угрозой наказаний принуждали раба работать. С другой стороны, особо  усердных рабов поощряли большим пайком, хорошей одеждой, даже небольшим имуществом (например, парой овец, утварью). Такое имущество называлось пекулием; господин имел право отобрать пекулий в любое время.

Римские рабовладельцы  выработали систему рабочих норм. Развитие рабовладения вело, таким образом, к отказу от мелкого хозяйства, переходу к более крупному производству и выливалось в общую интенсификацию экономики, что привело к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.

Гай Юлий Цезарь Октавиан и его реформы

Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность видятся сегодня как весьма интересный и исключительно грамотный образец  проведения изменений. Он сумел практически  полностью изменить систему управления страной, не вызвав при этом сопротивления.

Вернувшись в Италию в 29 г. до н.э. Октавиан пересмотрел состав римского сената, который был пополнен верными людьми, а его общий  список сокращен с 1000 до 600 членов.

В том же году в торжественной  обстановке с раздачей больших подарков населению Рима были отпразднованы несколько триумфов Октавиана в честь его многочисленных побед, что снискало ему популярность у многих простых граждан. Реформированный сенат и благодарный народ декретировал новому правителю ряд почестей, и прежде всего ему был присвоен в качестве постоянного титул императора, который рассматривался как часть личного имени (теперь новый правитель назывался официально император Гай Юлий Цезарь Октавиан).

В январе 27 г. до н.э. Октавиан на специально собранном заседании  сената, отказался от верховной власти, всех своих должностей, объявил о восстановлении традиционного республиканского управления и о желании уйти в частную жизнь. Отказ от власти был удачной и хорошо продуманной инсценировкой. Сенат и народ стали упрашивать его не отказываться от власти, не покидать Республику.

Уступив «приказу» сената, Октавиан оформил свою верховную  власть в духе староримских традиций, старательно избегая одиозных в  обществе титулов. Основными слагаемыми власти Октавиана стал набор нескольких высших магистратур, привычных общественному сознанию, но в совокупности создающих верховную власть.

В период с 27 по 23 г. до н.э. Октавиан соединил в своих руках  полномочия консула, народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Римской республики, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего вооруженных сил.

Традиционный орган  республиканского строя – уверенное  народное собрание было умело приспособлено  к формирующимся монархическим институтам и стало их частью.

Более сложными были правовые отношения между Октавианом и  римским сенатом. Сенат являлся  олицетворением республиканского строя  как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенного сокращения его компетенции, внешне оставляя за ним большие права.

Во времена правления  Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Римский сенат при большой  декларированной власти, которая  была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть, хотя Август проявлял большой такт по соблюдению внешних прерогатив сената.

Конечно, не все государственные, особенно сложные и трудные проблемы, можно было обсудить в сенате, состоящем из 600 человек. И Октавиан стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название совет принцепса.

Совет принцепса при  Октавиане не был официальным  государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела. Совет принцепса мог составить серьезную конкуренцию официальному римскому сенату как орган реальной власти в государстве.

Для управления императорскими провинциями Октавиан назначал наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающие, главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими по размеру провинциальными областями, как, например, знаменитый Понтий Пилат, управлявший Палестиной во времена Иисуса Христа.

К концу многолетнего правления, Октавиану удалось создать основы будущего монархического строя, вошедшего в мировую историю под названием Римской империи.

Эта форма монархии вырастала  на почве собственно римских государственных  структур, господствующих идей, что  придавало императорскому режиму, так  сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование эллинистических монархических институтов или некоторых тиранических режимов Древней Греции.

    1. Средневековая Европа

По многим своим параметрам экономика феодального европейского общества довольно сильно отличается от предшествующего ей рабовладельческого периода, а также от современного ей Востока.

Это период европейской  истории может сравниться лишь с  недавним прошлым социалистических стран по силе идеологического влияния  на экономику. Здесь еще в большей  мере, чем в прочих сферах, нововведение представлялось чудовищным грехом. Оно  подвергало опасности экономическое, социальное и духовное равновесие. Новшества наталкивались на яростное или пассивное сопротивление масс.

Труд не имел целью  экономический прогресс – ни индивидуальный, ни коллективный. Он предполагал, помимо религиозных и моральных устремлений (избежать праздности, которая прямиком ведет к дьяволу; искупить, трудясь в поте лица, первородный грех; смирить плоть), в качестве экономических целей обеспечение своего собственного существования и поддержку тех бедняков, которые неспособны сами позаботиться о себе.

Еще Св. Фома Аквинский  сформулировал эту мысль в  «Своде богословия»: «Труд имеет  четыре цели. Прежде всего, и главным  образом он должен дать пропитание; во-вторых, должен изгонять праздность, источник многих зол; в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяет творить милостыни».

Экономическая цель средневекового запада – создание необходимого. Этот же средневековый менталитет очень  ярко проявлялся и в менеджменте  наиболее развитой и прогрессивной отраслью национальной экономики - ремесленном производстве. Общество, не ставившее целью развития своей экономики эффективность и получения большего количества продукции, не могло уделять внимание развитию управленческой мысли и практики.

Самой распространенной формой организации в средневековой Европе были цеха. Цех – это корпорация мелких товаропроизводителей. В условиях чрезвычайной узости рынка и относительной незначительности спроса, цех всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы никто не имел возможности превратить свою мастерскую в более крупное предприятие и конкурировать с другими членами цеха. С этой целью цех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можно было держать одному мастеру.

Существовали правила, не разрешавшие ремесленнику приобретать больше сырья, чем ему нужно было для производства. Если же он приобретал больше, то излишками он должен был поделиться со своими собратьями по цеху. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков, которые можно было иметь в мастерской.

Цеховые уставы запрещали  устраивать в окнах бьющие в глаза  выставки товаров, запрещали зазывать покупателей и т.п. Существовала строгая регламентация в отношении  того, каким инструментом и каким материалом нужно пользоваться. Точно определялось, какой ширины должна быть изготавливаемая ткань, сколько нитей должно быть в основе. Pa6oта должна была производиться на виду у всех.

Регламентировалось и  количество часов, которое должен был  работать каждый член цеха. Ночная и сверхурочная работа запрещалась не только потому, что она ухудшала качество работы, но и в целях устранения конкуренции между отдельными мастерами - членами цеха.

Мелкое производство ремесленника ставило себе целью  не получение прибыли и не расширенное воспроизводство, а лишь добывание средств к существованию.

Цех был не только производственным объединением, но представлял собой  также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить  вступительную плату, а затем  платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований, оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха.

Наконец, цех был военной  организацией, представляя собой  отряд, который нёс гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.

Информация о работе Теория менеджмента. История управленческой мысли