Теория управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Система управления персонала должна отражать:
• Общие принципы и стратегию работы с персоналом, своего рода цели и про-граммы деятельности по развитию потенциала;
• Генеральный курс работы с персоналом, то есть выражающую интересы самих сотрудников и предприятия в целом стратегию формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов;

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, РОЛЬ И МЕСТО
В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ____________________________ 5
1.1. Эволюция подходов в управлении персоналом организаций____________ 5
1.2 Персонал организацией как объект управления_______________________ 7
1.3 Характеристика системы менеджмента персонала_____________________8

Глава II. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ_____________10
2.1. Особенности и недостатки традиционных методов управления
персоналом_______________________________________________________ 10
2.2 Служба управления персоналом: основные задачи и функции,
особенности структуры______________________________________________11
2.3. Методы формирования кадрового состава:
2.3.1. подбор персонала__________________________________________14
2.3.2. оценка кандидатов при приеме на работу_________________ 18
2.3.3. адаптация персонала__________________________________ 19

Глава III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ_____________ 21
3.1. Проблема оценки профессионализма управленческого персонала ______ 21
3.2. Проблема обучения и переобучения персонала ________________ 24
3.3. Проблема развития персонала _____ 28
3.4. Повышение квалификации персонала:
3.4.1. формы и методы__________________________________________ 30
3.4.2. использование интенсивных технологий обучения в повышении квалификации персонал________________________________________ 32
3.4.3. разработка системы повышения квалификации в организации___ 33

Заключение.________________________________________________________________ 37

Список литературы._________________________________________________________40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2.2  Служба управления персоналом: основные задачи и функции,                                                                

особенности структуры.

 

По статусу служба управления персоналом, как правило, является самостоятельным  структурным подразделением организации. Руководит деятельностью службы обычно директор по кадрам, в подчинении которого могут находиться ряд отделов, секторов, групп или отдельных сотрудников, образованных по функциональному принципу (отдел кадров, сектор обучения и развития персонала, группа стимулирования и оплаты труда, менеджер по коммуникациям, инженер по технике безопасности и т.д.)

Направления деятельности службы управления персоналом обусловлены теми же факторами, что и работа всей организации. Они же и определяют функции службы управления персоналом, к которым обобщенно можно отнести следующие:

  • планирование персонала;
  • набор и отбор персонала;
  • заключение и расторжение трудовых договоров, определение компенсационного пакета;
  • профессиональная ориентация и адаптация;
  • обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала;
  • развитие мотивации, карьеры сотрудников;
  • управление дисциплиной;
  • улучшение условий работы и решение социальных вопросов.

Структура службы управления персоналом может быть различной в зависимости  от масштабов деятельности организации, стратегии и тактики работы с персоналом. Для малого частного предприятия наиболее характерным является осуществление функций данной службы одним сотрудником или же совмещение должности менеджера по персоналу с какой-либо другой, например, часто функции кадрового делопроизводства выполняет секретарь, бухгалтер, юрист.

А функции менеджера по персоналу  принимает на себя сам директор организации – сам подбирает работников, сам назначает им зарплату, сам решает, какие курсы повышения квалификации им необходимы и так далее. Мировой опыт  показывает, что «критической массой», при которой появляется реальная потребность в создании самостоятельного структурированного управления с помощью профессионала в области управления персоналом, можно считать наличие организации 50-70 сотрудников. Именно в этом случае открытие должности менеджера по персоналу экономически оправдано. Среднее по численности предприятие требует создания группы специалистов персоналу (2-4 человека) или отдела кадров. Крупная же производственная или коммерческая структура становится перед острой необходимостью создания разветвленной службы управления персоналом по различным направлениям деятельности в области управления персоналом, возглавляемой директором по персоналу или заместителем генерального директора.

Служба управления персоналом может  включать следующие отделы:

  • отдел кадров;
  • отдел обучения и развития;
  • отдел оплаты и стимулирования работы;
  • отдел коммуникаций.

Задачи соответствующего подразделения (отдела кадров, службы персонала и т.д.) обычно сводятся к следующему:

  • разработка и реализация кадровой политики организации в соответствии с внутрифирменными стандартами и современными концепциями;
  • создание и поддержание информационно-аналитической базы для принятия решений по вопросам управления персоналом;
  • обеспечение безопасных условий работы сотрудников организации, материального и морального стимулирования их деятельности.

Функции службы управления персоналом определяются исходя из поставленных перед ним задач. Типичными основными функциями данного подразделения являются:

  • участие в разработки и реализации целей политики организации в области управления персоналом;
  • разработка и реализация комплекса планов и программ развития персонала организации;
  • прогнозирование и планирование потребности в персонале, участие в решении задач, связанных с удовлетворением каждого сотрудника условиями, содержанием и характером работы;
  • улучшение качественного состава персонала организации, создание условий, стимулирующих постоянный рост профессиональной компетенции;
  • формирование резерва кадров на основе анализа общей и дополнительной потребности в персонале и политики планирования карьеры.

В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное  местоположение службы управления персоналом может быть различным. Выделяются следующие основные варианты:

 

    1. Структурное подчинение службы управления персоналом в качестве штабного отдела общему руководству организации.

Преимуществом данного варианта является близость ко всем сферам руководства  организации. Наиболее целесообразна такая структура для небольших организаций на начальных этапах их развития, когда руководство еще четко не определило статус кадровой службы.

 

 

 



 



 

 





 

 

 

    1. Структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству.

Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы.

 

 

 

 

 

 

 



 




 




 

 

 

 

    1. Организационное включение службы управления персоналом в руководство организацией.

Данный вариант можно рассматривать  как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы  управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления.

 

 






 

 

 

 

    1. Схема оргструктуры системы управления персоналом при региональной оргструктуре организации.

Региональная структура облегчает  проблему учета специфики местного законодательства, нужд и обычаев, характерных для различных стран. Главное ее преимущество состоит в быстрой реакции на тот или иной фактор окружающей среды.

 



 


 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы формирования кадрового состава:

                             2.3.1. Подбор персонала.

 

На основании сравнения плана  по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, служба персонала определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий – детализация требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов и, собственно приема на работу.

Требование к кандидату  на занятие вакантного рабочего места. Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. Традиционно в основе этого процесса лежит подготовка должностной инструкции, то есть документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. Как правило, должностная инструкция подготавливается отделом человеческих ресурсов совместно с руководителем подразделения, в котором существует вакантная должность: специалисты по человеческим ресурсам привносят свое знание процесса создания должностной инструкции, линейный руководитель – требований к конкретному рабочему месту.

Должностная инструкция является описанием  основных функций, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Поэтому при использовании должностной инструкции для оценки кандидатов на замещение вакантной должности специалист должен определить, насколько данный кандидат способен выполнять эти функции. Чтобы облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации стали создавать документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности – квалификационные карты и карты компетенции.

Квалификационная карта, подготавливаемая совместно руководителем подразделения и специалистами по человеческим ресурсам на основе должностной инструкции, представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранного языка, владение компьютером и так далее), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Поскольку в ходе отбора определить наличие квалификационных характеристик значительно легче, чем наличие способностей выполнять определенные функции, квалификационная карта является инструментом, облегчающим процесс отбора кандидатов. Использование квалификационной карты дает также возможность структурированной оценки кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой. Вместе с тем, этот метод сосредотачивается на технических, в большей мере формальных характеристиках кандидата (его прошлом), оставляя в стороне личностные характеристики и потенциал профессионального развития.

Карта компетенций (портрет идеального сотрудника) позволяет преодолеть этот недостаток и облегчает работу сотрудников отдела человеческих ресурсов, занятых приемом на работу. Компетенции представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления. Подготовка карты компетенций требует специальных знаний и, как правило, осуществляется при помощи профессионального консультанта или специально обученного сотрудника человеческих ресурсов. Важнейшим дополнением карты является описание компетенций, то есть детальное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника. При оценке кандидата карта компетенций используется также как квалификационная карта – компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального сотрудника.

Привлечение кандидатов. Определив требования к кандидату (в форме должностной инструкции, квалификационной, карты компетенций или другого документа), отдел человеческих ресурсов может приступить к реализации следующего этапа – привлечению кандидатов, основная задача которого – создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Главными ограничителями на данном этапе выступают бюджет, который организация может израсходовать, и человеческие ресурсы, которыми она располагает для последующего отбора кандидатов.

Для привлечения кандидатов организация  может использовать ряд методов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда большинство организаций пробуют поискать кандидатов в «собственном доме». Наиболее распространенными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном месте во внутренних средствах информации: газетах предприятия, стенных газетах, специально изданных информационных листках, а также обращение к руководителям подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками. Поиск внутри организации, как правило не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению авторитета руководства в глазах сотрудников, не ставит отобранных таким образом кандидатов перед необходимостью интеграции в организацию. В то же время, внутренний поиск часто наталкивается на сопротивление со стороны руководителей подразделений, стремящихся «скрыть» лучших сотрудников и сохранить их «для себя».
  2. Подбор с помощью сотрудников. Отдел человеческих ресурсов может обратиться к персоналу организации с просьбой оказать помощь и заняться неформальным поиском кандидатов среди своих родственников и знакомых. Этот метод привлекателен, во-первых, низкими издержками, а, во-вторых, достижением довольно высокой степени совместимости кандидатов с организацией за счет их тесных контактов с представителями организации. Его недостатки связаны с «не формальностью» — рядовые сотрудники не являются профессионалами в области подбора кандидатов, не всегда владеют достаточной информацией о рабочем месте, вознаграждении и т.д., часто не объективны в отношении потенциала близких им людей.
  3. Самопроявившиеся кандидаты. Практически любая организация получает письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы. Не имея потребности в их труде в настоящий момент, организация не должна просто отказываться от их предложений — необходимо поддерживать базу данных на этих людей; их знания и квалификация могут пригодиться в дальнейшем.
  4. Объявления в средствах массовой информации — на телевидении, радио, в прессе. Основное преимущество данного метода подбора кандидатов — широкий охват населения при относительно низких издержках. Недостатки являются обратной стороной преимуществ — объявления в средствах массовой информации могут привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не будут обладать требуемыми характеристиками. Разбор заявлений и первичный отбор может превратиться в длительное и трудоемкое мероприятие.
  5. Выезд в институты и другие учебные заведения. Многие ведущие организации постоянно используют этот метод для привлечения «свежей крови» — молодых специалистов. Выезжая в учебные заведения, организация проводит презентацию компании, организуя выступления руководителей, демонстрацию продукции, видеофильмов организации, отвечая на вопросы студентов и проводя собеседования с будущими выпускниками, заинтересовавшимися их" организацией. Этот метод является очень результативным для привлечения определенного типа кандидатов — молодых специалистов.
  6. Государственные агентства занятости. Правительства большинства современных государств способствуют повышению уровня занятости населения, создавая для этого специальные органы, занятые поиском работы для обратившихся за помощью граждан. Такие учреждения обычно называются Федеральными бюро по трудоустройству, существуют они в каждом административном округе — республиках, областях, муниципальных округах и т.д. Каждое бюро имеет базу данных, содержащую информацию о зарегистрировавшихся людях — возраст, образование, квалификация, профессиональный опыт, интересующая работа. Организации, занятые поиском сотрудников, имеют доступ к этой базе данных.
  7. Частные агентства по подбору персонала (рекрутинговые агентства). Подбор персонала превратился за последние 30 лет в бурно развивающуюся отрасль экономики, во многих странах, в том числе и у нас, сегодня существуют сотни частных компаний, специализирующихся в этой области. Каждое агентство имеет свою базу данных, а также осуществляет специальный поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиента. Частные агентства обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, их соответствие требованиям клиента и, тем самым, значительно облегчают дальнейший процесс отбора.

Информация о работе Теория управление персоналом