Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:17, курсовая работа
Система управления персонала должна отражать:
• Общие принципы и стратегию работы с персоналом, своего рода цели и про-граммы деятельности по развитию потенциала;
• Генеральный курс работы с персоналом, то есть выражающую интересы самих сотрудников и предприятия в целом стратегию формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов;
Введение. 3
Глава I. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, РОЛЬ И МЕСТО
В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ____________________________ 5
1.1. Эволюция подходов в управлении персоналом организаций____________ 5
1.2 Персонал организацией как объект управления_______________________ 7
1.3 Характеристика системы менеджмента персонала_____________________8
Глава II. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ_____________10
2.1. Особенности и недостатки традиционных методов управления
персоналом_______________________________________________________ 10
2.2 Служба управления персоналом: основные задачи и функции,
особенности структуры______________________________________________11
2.3. Методы формирования кадрового состава:
2.3.1. подбор персонала__________________________________________14
2.3.2. оценка кандидатов при приеме на работу_________________ 18
2.3.3. адаптация персонала__________________________________ 19
Глава III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ_____________ 21
3.1. Проблема оценки профессионализма управленческого персонала ______ 21
3.2. Проблема обучения и переобучения персонала ________________ 24
3.3. Проблема развития персонала _____ 28
3.4. Повышение квалификации персонала:
3.4.1. формы и методы__________________________________________ 30
3.4.2. использование интенсивных технологий обучения в повышении квалификации персонал________________________________________ 32
3.4.3. разработка системы повышения квалификации в организации___ 33
Заключение.________________________________________________________________ 37
Список литературы._________________________________________________________40
В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие:
Важным элементом адаптации является введение в должность. Процедура введения в должность позволяет предупредить возможные негативные последствия передвижения уже работающего либо приема нового сотрудника. Ее основная задача — помочь сотруднику адаптироваться в новой обстановке и достичь необходимой эффективности в наиболее короткий срок. Необходимо отметить, что эта процедура не является обучением и не обеспечивает необходимых навыков или знаний для выполнения порученной работы. В связи с этим обучение и введение в должность планируются и проводятся раздельно. Процедура введения в должность имеет достаточно общий характер. Она устанавливает общие правила и предписывает комплекс необходимых действий. Вместе с тем, процесс адаптации сотрудника исключительно индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы.
Участниками процедуры введения в должность являются:
В ходе всего процесса адаптации необходимо контролировать прогресс сотрудника, для чего организуются периодические встречи по результатам выполнения программы введения в должность Желательно, чтобы процесс адаптации заканчивался формальным или аттестационным собеседованием, на котором подводились итоги адаптационного периода и планировались дальнейшие мероприятия по повышению эффективности работы сотрудника.
Глава III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
3.1. Проблема
оценки профессионализма управл
Оценка является одним из основных инструментов развития персонала организации, в том числе развития профессионализма управленческого персонала. Для каждого параметра профессионализма управленцев используются определенные методы оценки. Ниже представлена модель оценки профессионализма управленцев:
Наиболее эффективным способом оценки уровня знаний считается тестирование. Во-первых, с помощью тестов можно сделать достаточно широкий срез знаний, а во-вторых, именно тестирование как процесс поддается автоматизации, что позволяет уменьшить временные затраты. Тесты широко используются руководителями, службами персонала, кадровыми агентствами, службами занятости и так далее. Службы персонала обращаются к ним для оценки личностных качеств, способностей, навыков, знаний, склонностей и интересов претендентов на вакантную должность, при аттестации и, особенно, планировании карьеры и расстановке кадров, а также при решении вопросов о переподготовки, обучению, повышении квалификации и развитии персонала в целом. Тестирование — неотъемлемый фактор личностного менеджмента, предполагающего систематическое самопознание и самооценку управленца и индивидуальную работу по выработке и/или развитию необходимых для деловой деятельности качеств. Использование тестов помогает сотруднику:
Для оценки умения решать функциональные управленческие задачи и применять для их эффективного решения современные технологии менеджмента предлагается использовать как метод экспертные оценки, а как средство — игровое моделирование. Игровое моделирование профессиональной деятельности позволяет более адекватно оценивать специалистов, в частности, управленцев и определять количественную оценку уровня их профессионализма. Целью использования деловой игры в учебном процессе является имитационное моделирование реальных механизмов и процессов, что так необходимо для подготовки управленцев. Основными задачами деловых игр являются следующие:
В игре принимает участие ведущий, эксперты и консультанты. Ведущий игры должен организовать и вести игровой процесс. Он формирует группы, обеспечивает ход игры, формирует группы консультантов, прорабатывает весь необходимый пакет документов по проведению игры, ведет игротехнические совещания, если это необходимо. Также руководитель должен уметь организовывать деятельность всего коллектива и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. В игре принимают участие как минимум два наблюдателя-эксперта. Обязательно хотя бы один эксперт должен являться профессиональным психологом высокой квалификации, со специализацией в области психологии управления, остальные должны быть специалистами по менеджменту персонала. Важнейшей подцелью игры является постановка и решение проблемы, результат которой определяется управленческими и социально-психологическими средствами выработки и реализаций решений.
Основные этапами игры являются:
Перечень параметров и шкала оценки в игровом моделирование:
Личностные качества также оцениваются с помощью экспертных оценок. Этот метод позволяет определить именно степень проявления тех или иных качеств у специалиста, кроме того, шкала оценок дает возможность автоматизировать этот процесс. Оценив каждый из параметров можно говорить об уровне профессионализма оцениваемого специалиста. Это в целом определяет соответствие специалиста занимаемой должности и возможности постановки в резерв на выдвижение.
Для оценки профессионально-
После качественного анализа встает вопрос о количественной оценки ПФС. Для этого можно использовать один из методов экспертных оценок. Для определения ПФС специалиста целесообразно использовать метод согласования оценок. Он заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки объединяются в одну обобщенную (согласованную). Конкретные механизмы оценки могут быть различными: все категории экспертов заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму и так далее. Метод экспертной оценки личности предполагает, что к специалистам различного должностного уровня предъявляются специфические системы требований в зависимости от их должностного статуса. Оцениваемый специалист по-разному воспринимается и оценивается различными категориями экспертов. (Поэтому оценивают независимо друг от друга: сам оцениваемый; непосредственный руководитель; сослуживцы равные по рангу; непосредственно подчиненные; специалист по работе с кадрами. Не рекомендуется включать в число экспертов лиц, плохо знающих оцениваемого специалиста или находящихся с ним в конфликтных отношениях).
Каждому эксперту подготавливают следующий набор документов:
Альтернативные методы оценки параметров профессионально функционального состояния управленцев. Для оценки таких параметров ПФС, как здоровье, условия труда в организации, условия жизнедеятельности вне работы можно привлекать как экспертов, так и самих оцениваемых специалистов. Для определения уровня здоровья привлекаются соответствующие специалисты с медицинским образованием. Для определения некоторых параметров ПФС может быть использован также метод практических ситуаций и деловые игры. Деловые игры представляют собой метод, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности оцениваемых специалистов, а также позволяющий им исполнять различные профессиональные функции. Основываясь на оценках основных параметров ПФС, могут быть созданы системы управления профессиональным развитием — управление профессиональным обучением, подготовка резерва руководителей, развитие деловой карьеры.