Управление человеком и группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности управления человеком и управления группой.
Объект – процесс управления в организации.
Предмет – управление человеком и группой.
Задачи:
Рассмотреть особенности личности как объекта управления.
Проанализировать природу и характеристику групповой работы.
Определить условия, определяющие эффективность работы человека и группы.

Содержание работы

Введение 3
1 Личность как объект управления 5
2 Природа и характеристика групповой работы 18
3 Условия, определяющие эффективность работы человека и группы 27
Заключение 48
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Ф 11041211(о) Кур.р. Основы менеджмента.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

 

Актуальность. Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и тех, которые связаны с человеком. На современном экономическом этапе человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет функциональную роль.

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной  многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Управление личностью  и группой в коллективе является одной из важнейших социально-экономических характеристик любого предприятия, и особенную значимость данный аспект приобретает в условиях рыночной экономики. Управление личностью и управления группой в коллективе предприятия – это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала посредством методов управленческого воздействия, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управления личностью и управления группой в коллективе зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения трудовых функций.

Социально-экономические реформы в Российской Федерации, начавшиеся в 1991 году, переход страны к рыночной экономике связаны со значительной ломкой прежней экономической структуры. Экономические преобразования вызвали изменения в сфере труда и занятости населения: понижение доходов, бедность, безработицу, падение жизненного уровня, резкое социальное расслоение. До сих пор экономика не оправилась от спада производства, который во многом объясняется тем, что предприниматели и менеджеры не готовы работать в условиях рынка.

Пройденный Россией период формирования рыночной экономики и развития предпринимательства объективно свидетельствует, что в целом отношение к личности, как к важнейшему звену экономической системы, уровень управления личностью и управления группой в коллективе профессиональной подготовки кадров у нас по-прежнему невысок. Им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки в значительной части стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.

Цель работы – изучить особенности управления человеком и управления группой.

Объект – процесс управления в организации.

Предмет – управление человеком и группой.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности личности как объекта управления.
  2. Проанализировать природу и характеристику групповой работы.
  3. Определить условия, определяющие эффективность работы человека и группы.

 

1 Личность как объект управления

 

 

С точки зрения психологии управления в качестве управляемой  системы (объекта управления) – выступает человек, индивид, личность. Но человек, как известно, сам управляет своим поведением в соответствии со своими потребностями, мыслями, мировоззрением и т.д.

Личность является сложной, многогранной системой. Личность –  это действительно высшая интегративная  система, некоторая нерасторжимая  целостность. И можно считать, что  существуют какие-то последовательно  возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития. С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало  изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели  в свою очередь использовали в  своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности [5, с. 57].

Новый подход к управлению все более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Люди – персоны, личности – рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать.

На возникающий вопрос – можно ли управлять человеком, имеется утвердительный ответ. Во-первых, если общество – самоуправляемая система, а человек – элемент этой системы, то управлять обществом означает управлять и человеком, причем воздействовать на него таким образом, чтобы его поведение было полезно и обществу, и ему самому.

Во-вторых, систему можно  рассматривать как управляемую  только в том случае, если она обладает рядом свойств: детерминированностью, динамичностью, наличием управляемых параметров и обратной связью.

Эти требования обязательны  для любой управляемой системой (и биологической, и технической, и социальной). Чтобы применить эти требования к человеку, как управляемой системе, необходимо понять – каково их психологическое содержание.

Детерминированность системы  означает, что внешнее воздействие  на нее должно вызывать в ней соответствующие  изменения. Применительно к человеку значение этого требования доказано психологами: «В жизни человека детерминировано все, проявляется это в том, что внешнее воздействие находится в определенных причинно-следственных связях с его поступками». Детерминация на макроуровне заключается в том, что на человека оказывает воздействие вся система производственных отношений, а на микроуровне – его ближайшее окружение.

Динамичность человека как системы проявляется в  том, что при определенных условиях он под влиянием воздействий способен переходить из одного состояния в другое. Управление преследует именно эту цель: переход объекта в такое состояние, которое соответствует поставленной цели. В психологической науке феномен «состояние системы» трактуется как психологическое состояние личности. Под этим состоянием понимается относительно устойчивая организация всех компонентов психики, которые выполняют функцию регулирования взаимодействия человека с внешней средой. Психологическое состояние имеет различные структурные компоненты: эмоциональные (настроения, аффекты), интеллектуальные (воображение, память, речь) и волевые (воля). Динамичность человека проявляется не только в смене психических состояний, но и во взаимосвязи этих состояний с устойчивыми свойствами личности.

Следующее требование – наличие управляемых параметров. Управляемые параметры человеком носят многоуровневый характер. Во-первых, ближайший, подвижный уровень. Его образует идеальная модель предстоящей деятельности, которая формируется в сознании человека на фоне того или иного психического состояния. Отсюда управляющими параметрами выступают психические феномены: образ предмета деятельности, цель (ожидаемый результат), мотив (побуждение к активности) и способ действий. Во-вторых, более отдаленный уровень, который составляют относительно устойчивые психические образования: свойства и качества личности, убеждения, знания, умения, навыки. Влияние на личность осуществляется через первый уровень, и закрепляется на втором.

Требование «обратной  связи» как средства получения информации о последствиях своих поступков применительно к человеку обнаруживает специфические особенности. Они проявляются через усложнение ситуации тем, что подчиненный реализует не собственный замысел, а замысел другого человека. Поэтому в процессе деятельности личность должна соотносить результаты не только с собственными представлениями, а и с исходным замыслом руководителя. Эти представления не могут быть абсолютно идентичными [12, с. 11-13].

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность – это  совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. И наконец, третье свойство заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Личность – это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающее речью, способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими людьми.

В отечественной и  зарубежной психологической литературе существует большое количество определений  личности, которая зависит от уровня развития личности или методологической позиции автора. На наш взгляд, одним  из наиболее удачных понятий, является определение, которое дает психолог О. Петровский. Личностью в психологии отражается социальное системное качество, которое приобретается индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует меру содержания общественных отношений в индивиде. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Личность каждого человека наделена только ему свойственным соединением  психологических черт и особенностей, составляющих его индивидуальность, что определяет своеобразие человека, его отличие от других.

Индивидуальность –  это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она  проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках, в подавляющих  интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и тому подобное), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность – это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности [2, с. 56-57].

Многое полезно знать руководителю для того, чтобы понимать, взаимодействовать и управлять людьми (группой, личностью). Существует несколько теорий личности, более подробно, с которыми знакомятся в курсах психологии и социологии. Насчитывается десяток социологических и психологических определений личности. Это особое, целостное социальное качество человека, которое формируется в процессе всей его жизни [12, с. 14].

Английский философ-материалист  середины XII в. Томас Гоббс дал  такое образное определение личности: «Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные».

Личность характеризуется  пятью потенциалами:

  • познавательным (гносеологическим) – это объем и качество информации, которой располагает личность;
  • ценностным (аксеологическим) – приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;
  • творческим – полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;
  • коммуникативным – мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;
  • художественным – уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет.

Концепция динамической функциональной структуры личности (предложенная К.К. Платоновым). Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые можно рассматривать в разрезе четырех подструктур:

    1. биологической – возрастные, половые, иногда патологические свойства психики, врожденные свойства и типы нервной системы (темперамент, задатки, простейшие потребности);
    2. психологической – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;
    3. подструктуры социального опыта – умения, навыки, знания и привычки;
    4. подструктуры направленности личности – влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы [79, с. 89-90].

Личность подвержена воздействию, как со стороны макросреды (общества), так и со стороны – микросреды. Микросреда – это окружающие человека люди, с которыми он связан непосредственными контактами, иными словами, микросреда – это относительно постоянные, малые социальные группы. Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят в тупик.

Информация о работе Управление человеком и группой