Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности управления человеком и управления группой.
Объект – процесс управления в организации.
Предмет – управление человеком и группой.
Задачи:
Рассмотреть особенности личности как объекта управления.
Проанализировать природу и характеристику групповой работы.
Определить условия, определяющие эффективность работы человека и группы.
Введение 3
1 Личность как объект управления 5
2 Природа и характеристика групповой работы 18
3 Условия, определяющие эффективность работы человека и группы 27
Заключение 48
Список использованных источников 50
Любая личность характеризуется:
1) общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и проч.);
2) специфическими свойствами,
под которыми понимаются
3) подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;
4) направленностью, т.е.
ориентированностью своей
5) определенным складом характера;
6) биологически обусловленными особенностями (темперамент);
7) психологическими
8) психическим состоянием,
т.е. стойкими психическими
При решении кадровых вопросов важно с достоверностью определять типичные для человека в данных условиях психические состояния, которые лучше обнаруживаются в экстремальных ситуациях.
Следует заметить, что черты личности и ее поведение в определенной степени предопределяются полом ее носителя (таблица 1) [11, с. 78].
Таблица 1 – Психологические различия между мужчинами и женщинами
Характеристика |
Мужчины |
Женщины |
1 |
2 |
3 |
Способ преодоления |
Интеллект, сила |
Хитрость, ловкость |
Ориентированность на проблемы |
Перспективная |
Текущая |
Потребность в эмоциональных стимулах |
Пониженная |
Повышенная |
Основа решений |
Рассудочность |
Чувственность |
Характер |
Замкнутый |
Открытый |
Отношение к внешнему миру |
Реалистичное, критичное |
Идеализированное, интуитивное |
Поведение |
Сдержанное |
Эмоциональное |
Преобладающий тип мышления |
Словесно-логическое |
Наглядно-действенное |
Объект внимания |
Содержание |
Форма |
Наблюдательность и срочность |
Пониженные |
Повышенные |
Ориентированность |
Деловая |
Личная |
Отношение к другим |
Прямолинейное |
Гибкое |
Действие словесного поощрения |
Расслабляющее |
Возбуждающее |
Реакция на критику |
Агрессивная |
Спокойная |
Психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности – в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Например, психологию управления интересует директор Иванов в первую очередь, как руководитель организации, как подчиненный Петрова. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя, на необходимых личностных качествах.
Таким способом главная сфера дополнения сил психологии управления – исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношениях, управленческой деятельности. Для того чтобы понять поведение человека в производственной организации, видеть перспективу работы и уметь управлять им, необходимо, знать, что представляет собой структура его личности. В структуре личности выделяют такие составные части:
1. психические процессы, как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:
2. психические образования, как продукты психической активности человека. Ведущим психологическим образованием, принято считать знание, умение, навыки, опыт и т.п.;
3. психические свойства, как важнейшие в человеке, их системное качество. Выделяют такие психические свойства:
Для успешного управления деятельностью подчиненных, необходимо учитывать разные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного есть его темперамент. Со времен Гиппократа и Галена известны четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
В чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четыре типов темперамента, однако, какой-то один из этих типов доминирует. Темперамент, как врожденное свойство мало изменяется в течение жизни человека. Об этом нужно всегда помнить, и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненного справится лучше всего. Нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.
Жизненным принципом холерика является девиз «Ни минуты покоя». Для него характерна энергичность, увлеченность, страстность, целенаправленность, подвижность. Для него обычно не характерна злопамятность. Устроив разговор на повышенных тонах, холерик уже через полчаса способен разговаривать с вами, как ни в чем не бывало. Плохо то, что вы не успеете за это время опомниться. Но это уже, как говорится, ваши проблемы. Вместе с тем холерик может отталкивать окружающих своей зажигательностью, агрессивностью, нетерпением, несдержанностью, конфликтностью.
Для холерика в наибольшей степени подходит работа без лишней пустяковой регламентации и шаблонов; работа, которая допускает импровизацию. В отношениях с холериком недопустима резкость, несдержанность. Какая-нибудь его вина должна быть требовательно, но справедливо оценена.
Холерикам надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. В трудовой деятельности необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
В отношениях с сангвиником, руководитель должен руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй». Представители этого типа темперамента обычно чуткие, захваченные, товарищеские, подвижные, жизнерадостные. Причем эта жизнерадостность и жажда жизни в них видны каждому, достаточно увидеть искреннюю улыбку, которой освещает все вокруг.
Вместе с тем сангвиники чаще всего отличаются важничаньем, разбросанностью (то есть он может начинать много дел, не доводя ни одного из них до конца), легкомысленностью, необязательностью, слишком большой контактностью. Он контактный собеседник и практически с каждым быстро находит общий язык. Плохо то, что он не замечает того, что уже поднадоел своей контактностью и общительностью.
Сангвинику подходит подвижная работа с изменением видов деятельности и ритма. Ему нужно беспрестанно ставить новые, и по возможности интересны задания, которые жаждут сосредоточения и напряжения. Сангвиники требуют детального и частного контроля своей деятельности.
У сангвиников надо развивать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие. Невнимательность сангвиника ни упреками, ни угрозами, ни руганью не одолеешь. Однако из уважения к кому-нибудь из более взрослых сотрудников он вполне может выполнить то или иное задание. Больше всего он нуждается в личном участии, понимании и интересе к своим трудностям, которые главным образом проистекают из его небрежности. Если он, например, играет в общественной жизни трудового коллектива значительную роль, это весьма отвечает его способностям. Он всегда рад действовать и легко составляет себе общую картину, поэтому очень хорошо занимать его подобными поручениями.
Ведущим принципом во взаимоотношениях с флегматиком может быть принцип «Не торопись». Флегматика отличают постоянство, терпение, владение, собой, надежность, стойкость, в условиях экстремальных влияний. Как правило, это люди данного слова раз и навсегда, которое они постараются сдержать всегда. Вместе с тем для них характерна медлительность, иногда безразличие к эмоциональным сторонам жизни, некоторая «толстокожесть». Кроме того, их отличают педантизм и подчеркнутая аккуратность.
Флегматик способен обнаружить свое лучшее «Я» на работе, которая требует медленных и плавных движений, стереотипных действий, порядка и пунктуальности. Его нельзя быстро переключать с одного задания на другое. Флегматик требует к себе систематического внимания, но без понукания.
Внимание руководителя должны привлекать и работники флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Руководителю необходимо больше активизировать деятельность флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять не только работать в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи. Флегматику во многом способен помочь друг, который будет его подстегивать. Если руководителю удастся заинтересовать этого друга какой-то затеей, флегматик скорее зашевелится из любви и из внутреннего интереса к другу, чем, если прямо обратится к нему самому. Давая задание флегматику необходимо учитывать имеющийся у него интеллектуальный багаж, на который он должен опираться.
В отношениях с меланхоликом необходимо руководствоваться принципом «Не навреди». Его отличают высокая чувствительность, человечность, доброжелательность, мягкость, способность, к сочувствию. Он чаще всего выступает эмоциональным лидером в группе. Для него характерна в целом невысокая работоспособность и высокая индивидуальность на разные раздражители, рассудительность, уязвимость, замкнутость.
Меланхолик лучше всего справится с работой, которая требует относительно простых и стереотипных действий, в которой экстремальность возведенная к минимуму. В отношениях с ним, не допустимо не только резкость, но и повышенный тон, ирония. О вине меланхолика лучше поговорить в одиночестве, без привлечения вездесущей «общественности». Положительно отразится на его отношении к работе своевременная похвала за успехи, решительность и волю.
На меланхоликов надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований их еще больше затормаживают и снижают работоспособность. У работников меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Задания для индивидуальной работы лучше подбирать тоже индивидуального плана и исходя из его эмоционального состояния. Тогда он может обратить свои чувства вовне и раскрыть душу даже на рабочем месте. В противоположность сангвинику ему нужно регулярно есть сладкое: это способствует компенсации его постоянно несколько «горького» настроения. Напротив, избыток грубой пищи ему отнюдь не на пользу.
Управление личностью может складываться из: 1) правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации; 2) усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; 3) обеспечения выполнения каждым работником своей роли [24].
Таким образом, учет индивидуальности каждого сотрудника, знания его темперамента, сильных и слабых сторон, составляет важный резерв повышения трудолюбия подчиненных. Изучение своих подчиненных требует серьезных расходов времени, но выигрыш, получаемый при этом, более весом, чем сделанные расходы. Человек обладает основными параметрами управляемой системы и может рассматриваться как объект управления. Особенностью управления личностью является то, что, ее поведение связано с деятельностью руководителя не жестко, не однозначно. Личность – это активная управляемая система, наделенная волей и сознанием, а значит, живет и действует в соответствии с собственными интересами и целями.
Любая организация – это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация – это и учреждение, где люди, члены организации строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом. Характер этих отношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность организации в целом.