Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа расчетов дебиторского и кредиторского характера
Сущность и структура дебиторской и кредиторской задолженности
Анализ и оценка дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
Глава 2. Анализ состояния расчетов дебиторского и кредиторского характера на примере ОАО «Козельский механический завод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Козельский механический завод»
2.2 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
2.3 Анализ деловой активности предприятия
Глава 3. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью в ОАО «Козельский механический завод»
3.1 Мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости расчетов с дебиторами и кредиторами
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита, оказывающее влияние  на объемы продаж. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки жесткие, у предприятия будет меньше инвестированных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, что может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей, негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, рискуя увеличить долю безнадежных долгов и больших затрат, связанными с затягиванием оплат малоэффективными покупатели.

Как правило, постоянным клиентам предприятия отпускают  товар в кредит. При этом для  сокращения периода дебиторской  задолженности нередко используются методы поощрения в виде предоставления покупателям скидки с отпускной цены, в том числе и с использованием формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание финансирования дебиторской задолженности.18

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать его финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой переменной. Этот метод полезен, когда требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям, длительное время не меняя кредитную политику.

Контроль дебиторской  задолженности. Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской  задолженности и свести к минимуму возможные потери, например: составление  счетов; перепродажу права на взыскание  долгов и оценку финансового положения клиентов.

Выставление счетов. При  циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При  такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и т.д. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета покупателям, когда заказ еще обрабатывается на складе. Можно выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Необходимо составлять счета на крупные суммы немедленно. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления: предлагается продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше срока.

Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита  необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов. Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того, как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Кредитная политика. При  предоставлении коммерческого кредита  следует оценить конкурентоспособность  предприятия и текущие экономические  условия. В период спада кредитную  политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, предприятие может не выставлять повторно счет покупателям, получающим скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Однако можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия. В целом управление дебиторской задолженностью включает: анализ дебиторов; анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает анализ их платежеспособности с целью  выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности  по срокам ее возникновения и/или  по периоду оборачиваемости. Подробный  анализ позволяет сделать прогноз  поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и  эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия, фирма приобретает признаки несостоятельности, становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия, поэтому  финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

Условия платежей за отгруженную  продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями  платежей понимается: предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита; срок кредита; скидка за своевременность оплаты. На уровень дебиторской задолженности влияют основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности. Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.

Делая обобщение, можно  сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит  два подхода: сравнение прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации; сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом  является определение разумного  соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностями. Необходимо проводить оценку не только своих  собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

С целью максимизации притока денежных средств, предприятию  следует разрабатывать широкое  разнообразие моделей договоров  с гибкими условиями формы  оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Для того чтобы решить, следует ли предприятию давать кредит, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПРИМЕРЕ ОАО «КОЗЕЛЬСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

 

2.1 Краткая характеристика ОАО «Козельский механический завод»

 

Открытое Акционерное Общество «Козельский механический завод» существует с 22.04.1993г. В 1996 году изменено наименование организационно правовой формы АООТ (акционерного общества открытого типа) на ОАО (открытое акционерное общество) в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об акционерных обществах».

Полное фирменное наименование общества – Открытое акционерное  общество «Козельский механический завод». Сокращенное – ОАО «КоМЗ».

Место нахождение общества: Российская Федерация, Калужская область, город Козельск.

Цель создания ОАО  «Козельский механический завод» –  осуществление коммерческой деятельности и получение прибыли в интересах акционеров.

Для достижения поставленных целей предприятие  осуществляет следующие виды деятельности:

- машиностроение (код ОКВЭД 34.20) производство автомобильных кузовов; производство прицепов, полуприцепов, контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта);

- производство  и реализация товаров народного  потребления, оказание платных  услуг населению;

- разработка  конструкторской и технологической  документации на различные виды продукции и товары;

 - экспорт и импорт, иная внешнеэкономическая деятельность;

 - торговля в России и других странах;

 - промышленное и гражданское строительство, аренда и выкуп жилых и нежилых помещений, производственных мощностей, площадей, земельных участков;

 - выполнение функций заказчика и генерального подрядчика;

 - осуществление в установленном законом порядке операций с ценными бумагами;

- осуществление  иных видов деятельности, в том  числе требующих специального  разрешения (лицензии) и не противоречащих  положениям Устава, прямо не запрещенные законодательством и способствующих решению поставленных задач в интересах общества и акционеров. 19

Открытое акционерное  общество «Козельский механический завод» является юридическим лицом  и не имеет дочерних. Имеет зависимое общество - ООО «АвтоТехТранс». Общество создано с целью удовлетворения потребностей рынка на продукцию автомобильной техники, а так же на услуги в различных сферах деятельности.

Уставный капитал ОАО  « Козельский механический завод» составляет 86298 рублей и разделен на 64724 штуки обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая, приобретенных акционерами, и на 21574 штуки привилегированных акций типа «А» номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая, приобретенных акционерами.

Структура органов управления ОАО «Козельский механический завод» представлена на рисунке 1.

 





 

Рисунок 1 – Структура управленческого аппарата ОАО «Козельский механический завод»

 

Высшим органом управления предприятия является общее собрание акционеров. Коллегиальным исполнительным органом является Совет Директоров общества.

К компетенции общего собрания акционеров относятся:

-внесение изменений  и дополнений в Устав общества  или утверждение Устава в новой  редакции,

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии