Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:26, дипломная работа
Целью работы является: анализ системы риск-менеджмента деятельности транснациональных страховых компаний.
Задачи:
- исследовать причины неразвитости российского рынка страхования
финансовых рисков;
- провести требующиеся международные сопоставления для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике;
- определить возможные перспективы развития некоторых видов страхования финансовых рисков в России и практические мероприятия по их развитию.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ 9
1.1. Понятие риск-менеджмента 9
1.2. Виды финансовых рисков, сущность их управления 15
1.3. Страхование финансовых операций 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 22
2.1. Оценка рынка страхования финансовых рисков в России 22
2.2. Тенденции развития страхования финансовых рисков 27
2.3. Анализ организационно-экономических отношений
процесса страхования финансовых рисков 38
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» 48
3.1. Анализ системы риск-менеджмента
деятельности ООО «Группа Ренессанс Страхование» 48
3.2. Практические мероприятия по развитию страхования
финансовых рисков в России 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
При нынешней методике ЦБ «не может предсказать будущее каждого конкретного банка, оценить его кредитоспособность», заявил представитель ЦБ, поэтому на Неглинной разрабатывают инструкцию, посвященную порядку отбора и пруденциальным критериям, по которым будут проверяться банки. Новые надзорные принципы, как известно, предусматривают переход регулирующего органа от статистического анализа финансовых показателей банков к качественной оценке их бизнеса на основе профессионального суждения.
Тем не менее, по мнению председателя правления Газэнергопромбанка, проверка по новым критериям, приуроченная к отбору, может быть гибельной для многих банков. «Если пройдет утечка информации о том, что банк не прошел отбор с первой попытки, у него сразу начнется отток клиентуры, - пояснила банкир, - и до второй проверки он не доживет». К тому же, проверить более тысячи банков менее чем за год Банку России не удастся: «Ошибки будут неизбежны, а в данном случае эти ошибки окажутся смертельными».
Говоря о ситуации на российском страховом рынке, необходимо отметить, что, по данным Министерства финансов РФ, в 2004 году отчитались 1408 российских страховщиков. Из них лишь у 100 уставный капитал превышает 100 млн руб. В то же время 940 страховых организаций имеют уставной капитал меньше 10 млн руб. Ситуация более чем странная. На защиту финансовых интересов клиентов претендуют те компании, которые сами не располагают даже минимальными собственными средствами. На фоне таких «карликов» просто отлично выглядят наращивающие свои капиталы лидеры рынка. Только за один год число страховщиков с уставными капиталами, превышающими 500 млн руб., увеличилось с 9 до 26. Кроме того, многие страховщики («Ингосстрах», «РОСНО», группа «ЛУКойл») увеличивают собственные средства не только за счет роста уставных капиталов, но и за счет реального отражения нераспределенной прибыли. С другой стороны, если посмотреть на рынок в целом, видно, что его совокупные возможности крайне ограничены. Внутри страны с учетом высоких критериев надежности можно разместить риски, не превышающие 10 млн. Долл., причем для этого в систему страховой защиты через перестрахование должны быть привлечены практически все лидеры рынка.
Объективная ситуация такова, что все более или менее крупные риски российские страховщики вынуждены передавать в перестрахование за рубеж. На международном страховом рынке уже давно практически нет понятий национальных границ. В страховании объектов, по которым возможны большие выплаты, участвуют все перестраховщики – мировые лидеры. С другой стороны, слабость национального страхового рынка все же является проблемой. Во-первых, исходящие из России по каналам перестрахования потоки несопоставимы с потоками входящего перестрахования. В российских компаниях перестраховываются лишь риски стран СНГ, да и то этот процесс только начинает развиваться в течение последних двух лет. В развитых экономиках финансовые потоки, как правило, сбалансированы. Второй проблемный момент - происходящая дестабилизация международной системы перестрахования. Рост убытков страховщиков (в том числе, в связи со стихийными бедствиями, катастрофами и терактами) привел к неблагоприятным последствиям: росту тарифов, ограничению номенклатуры принимаемых в перестрахование рисков и разработке перестраховщиками более «осторожных» критериев к выбору партнеров. В итоге российские страховщики столкнулись с необходимостью повышать тарифы по крупным рискам (в той же пропорции, что и рост тарифов на зарубежных рынках) или искать новые пути по «сохранению» рисков в России. Таким образом, появилась объективная предпосылка для ускорения темпов капитализации российских страховщиков.
Приходящие в страхование финансисты сталкиваются с совершенно неожиданными для себя открытиями. Наиболее удивительным фактом является то, что страхование до недавнего времени развивалось не как часть финансового рынка, а фактически независимо от него. И дело тут не только в отсутствии совместных банковско-финансовых продуктов (в ближайшие 2-3 года они, скорее всего, в полноценном виде и не появятся). В большинстве страховых компаний фактически каждый отдел занимается своим делом. Что удивительно, далеко не всегда есть централизованные системы управления портфелем, контроля над убыточностью и планирования. Более того, маркетинг даже в самых крупных компаниях сводился к банальным продажам, а не исследованию рынков и продуктов. Полноценные аналитические центры были лишь в двух бывших государственных компаниях - «Ингосстрахе» да «Росгосстрахе».
Таким образом, основной
проблемой российской системы страхования
является ее незначительная роль в
экономике и социальной сфере, что
не позволяет в полной мере реализовать
потенциал страхования как
Можно выделить три основные причины такого положения дел:
1. Состояние страхового
дела в России отражает общее
состояние экономики и
2. Недостаточное развитие
системы страхового надзора.
3. Отсутствие в обществе
страховой культуры и
2.3. Анализ организационно-
Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструментом, или на генерируемые им денежные потоки.
В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.
Хеджирование может применяться как для снижения риска потерь, связанных с изменением цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию товарных позиций.
Основные инструменты хеджирования.
Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только в их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.
В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.
Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).
Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на биржах; существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).
Основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования:
Внебиржевые инструменты, достоинства:
- в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки
Недостатки:
Биржевые инструменты, достоинства:
Недостатки:
- весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки.
Фьючерсная цена
Использование срочных
биржевых инструментов для
Например, если фьючерсная цена значительно превышает цену "спот", то существует следующая возможность:
Взять кредит
Купить партию товара на спот-рынке
Продать фьючерсный контракт на срочном рынке
По закрытии срочного контракта выполнить поставку реального товара
Рассчитаться по полученному кредиту.
Т.е., разница между фьючерсной ценой и ценой "спот" отражает такие факторы, как стоимость заемного капитала (т.е., текущий уровень процентных ставок) и стоимость хранения данного вида товара. Эта разница называется базисом. Базис может быть как положительным (для товаров, хранение которых сопряжено с издержками, например, нефть и цветные металлы), так и отрицательным (для товаров, владение которыми до срока поставки приносит дополнительную выгоду, например, драгоценные металлы).
Величина базиса не является постоянной; она подвержена как систематическим, так и случайным изменениям. Общей закономерностью является уменьшение абсолютной величины базиса с приближением срока поставки по фьючерсному контракту.
Следует отметить, что при наличии ажиотажного спроса на наличный товар рынок может перейти в "перевернутое" состояние, когда наличные цены превышают фьючерсные, причем это превышение может быть весьма значительным.
Стратегии хеджирования
Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков. Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены "спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным. Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью хеджирования.
Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж продавца.
Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа "колл" или продажа опциона типа "пут".
Хедж продавца применяется
в противоположной ситуации, т.е.,
при необходимости ограничить риски,
связанные с возможным снижение
Хеджирование продажей фьючерсных контрактов
Эта стратегия заключается в продаже на срочном рынке фьючерсных контрактов в количестве, соответствующем объему хеджируемой партии реального товара (полный хедж) или в меньшем (частичный хедж). Сделка на срочном рынке обычно заключается в момент времени, когда продавец может с большой долей уверенности прогнозировать себестоимость реализуемой партии товара на срочном рынке сложился уровень цен, обеспечивающий приемлемую прибыль.
Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов фиксирует цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на рынке "спот" недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако, оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке - дополнительная прибыль на рынке "спот" в этом случае, будет "съедена" убытками по проданным фьючерсам.
Информация о работе Управление финансовыми рисками в системе корпоративного менеджмента