Управление финансовыми рисками в системе корпоративного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:26, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: анализ системы риск-менеджмента деятельности транснациональных страховых компаний.
Задачи:
- исследовать причины неразвитости российского рынка страхования
финансовых рисков;
- провести требующиеся международные сопоставления для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике;
- определить возможные перспективы развития некоторых видов страхования финансовых рисков в России и практические мероприятия по их развитию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ 9
1.1. Понятие риск-менеджмента 9
1.2. Виды финансовых рисков, сущность их управления 15
1.3. Страхование финансовых операций 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 22
2.1. Оценка рынка страхования финансовых рисков в России 22
2.2. Тенденции развития страхования финансовых рисков 27
2.3. Анализ организационно-экономических отношений
процесса страхования финансовых рисков 38
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» 48
3.1. Анализ системы риск-менеджмента
деятельности ООО «Группа Ренессанс Страхование» 48
3.2. Практические мероприятия по развитию страхования
финансовых рисков в России 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

Файлы: 1 файл

Упраление финансовыми рисками.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Другим недостатком  этого способа хеджирования является необходимость постоянно поддерживать определенный размер гарантийного обеспечения  открытых срочных позиций. При падения цены "спот" на реальный товар, поддержание минимального размера гарантийного обеспечения не является критическим условием, т.к. в этом случае биржевой счет продавца пополняется вариационной маржой по проданным фьючерсным контрактам; однако, при росте цены "спот" (а вместе с ней - и фьючерсной цены) вариационная маржа по открытым срочным позициям уходит с биржевого счета, и может потребоваться внесение дополнительных средств.

Хеджирование покупкой опциона типа "пут"

Владелец американского  опциона типа "пут" имеет право (но не обязан) в любой момент времени продать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Купив опцион этого типа, продавец товара фиксирует минимальную цену продажи, сохранив за собой возможность воспользоваться благоприятным для него повышением цены. При снижении фьючерсной цены ниже цены исполнения опциона, владелец исполняет его (или продает), компенсируя потери на рынке реального товара; при повышении цены, он отказывается от своего права исполнить опцион и продает товар по максимально возможной цене. Однако, в отличие от фьючерсного контракта, при покупке опциона выплачивается премия, которая пропадает при отказе от исполнения. Гарантийного обеспечения купленный опцион не требует.

Т.о., хеджирование покупкой опциона типа "пут" аналогично традиционному страхованию: страхователь получает возмещение при неблагоприятном для него развитии событий (при наступлении страхового случая) и теряет страховую премию при нормальном развитии ситуации.

Хеджирование продажей опциона типа "колл"

Владелец американского  опциона типа "колл" имеет право (но не обязан) в любой момент времени  купить фьючерсный контракт по фиксированной  цене (цене исполнения опциона). Т.о., владелец опциона может исполнить его, если текущая фьючерсная цена больше цены исполнения. Для продавца опциона ситуация обратная - за полученную при продаже опциона премию он берет на себя обязанность продать по требованию покупателя опциона фьючерсный контракт по цене исполнения.

Гарантийный депозит  по проданному опциону типа "колл" рассчитывается аналогично гарантийному депозиту на проданный фьючерсный контракт. Т.е., эти две стратегии во многом схожи; отличие их заключается в том, что получаемая продавцом опциона премия ограничивает его доход по срочной позиции; в результате, проданный опцион компенсирует снижение цены товара на величину, не большую, чем полученная им премия.

Другие инструменты  хеджирования

Разработано значительное количество других способов хеджирования на основе опционов. Самым простым  с точки зрения реализации является полное краткосрочное хеджирование единичной партии товара. В этом случае хеджер открывает на срочном рынке позицию, объем которой как можно более точно соответствует объему реализуемой партии реального товара, а срок исполнения фьючерсного контракта выбирается близком к сроку исполнения реальной сделки. Закрываются позиции на срочном рынке в момент исполнения сделки на рынке "спот".

Стоимость хеджирования

Хеджирование, обычно, сопряжено  с дополнительными издержками (в  виде прямых затрат и недополучения прибыли). Перечислим несколько источников таких издержек:

Заключая сделку, хеджер передает часть риска контрагенту; таким контрагентом может выступать  другой хеджер (также снижающий свой риск) или спекулянт, целью которого является закрыть в будущем позицию по более выгодной для себя цене. Т.е., спекулянт принимает на себя дополнительный риск, за что получает компенсацию в виде реальных денежных средств (например, при продаже опциона) или возможности их получения в будущем (в случае с фьючерсным контрактом).

Вторая причина издержек на хеджирование состоит в том, что  любая заключаемая сделка сопряжена  с расходами в форме комиссионных платежей и разницы цен покупки  и продажи.

Еще одна статья затрат при  осуществлении хеджирования с помощью  срочных биржевых инструментов - это гарантийный депозит, взимаемый биржей для обеспечения выполнения своих обязательств участниками сделки. Величина этого депозита обычно составляет от 2% до 20% от объема хеджируемой позиции и определяется, в первую очередь, изменчивостью цены базового товара. Гарантийное обеспечение требуется только для тех срочных инструментов, по которым у их владельца возникают или могут возникнуть определенные  обязательства, т.е., для фьючерсов и проданных опционов.

Наконец, еще один источник расходов на осуществление хеджирования -это вариационная маржа, рассчитываемая ежедневно по фьючерсным, а в некоторых случаях - и по опционным позициям. Вариационная маржа снимается с биржевого счета хеджера, если фьючерсная цена движется против его срочных позиций (т.е., в сторону его позиции на реальном рынке), и вносится на счет, если фьючерсная цена движется в другую сторону. Именно в виде вариационной маржи хеджер компенсирует свои возможные убытки на рынке реального товара. Однако необходимо учитывать, что движение средств по срочной части сделки обычно предшествует движению средств по ее наличной части.

Например, в случае хеджирования  фьючерсными контрактами,  если хеджер несет убытки на рынке реального  товара и получает прибыль на срочном  рынке, вариационную маржу по открытым фьючерсам он получает до фиксации убытков на реальном рынке (т.е., ситуация для него благоприятная). Однако, в противоположном случае (убыток по срочным контрактам и прибыль на рынке "спот") хеджер выплачивает вариационную маржу также до получения прибыли по реальной поставки товара, что может увеличить стоимость хеджирования.

Риск, связанный с захеджированной  позицией

Целью хеджирования является снижение ценового риска. Однако, полностью  исключить зависимость от неблагоприятного движения цены на рынке реального актива обычно не удается, более того, недостаточно проработанная стратегия хеджирования может увеличить подверженность компании ценовому риску.

Основной тип риска, свойственный хеджированию, - это риск, связанный с непараллельным движением цены реального актива и соответствующего срочного инструмента (иными словами - с изменчивостью базиса). Базисный риск присутствует из-за несколько различного действия закона спроса и предложения на наличном и срочном рынках. Цены реального и срочного рынков не могут отличаться слишком сильно, т.к. при этом возникают арбитражные возможности, которые, благодаря высокой ликвидности срочного рынка, практически сразу сводятся на нет, однако некоторый базисный риск всегда сохраняется.

Основные принципы хеджирования

1. Эффективная программа  хеджирования не ставит целью  полностью устранить риск; она  разрабатывается для того, чтобы  трансформировать риск из неприемлемых  форм в приемлемые. Целью хеджирования  является достижение оптимальной  структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

2. При принятии решения  о хеджировании важно оценить  величину потенциальных потерь, которые компания может понести  в случае отказа от хеджа.  Если  потенциальные  потери  несущественны (например,  мало влияют  на доходы фирмы), выгоды от  хеджирования могут  оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

Как и любая другая финансовая деятельность, программа  хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

Эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках  по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спот-рынке.

Таким образом, несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при  разработке и реализации стратегии  хеджирования, его роль в обеспечении  стабильного развития очень велика:

Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством.

Хорошо построенная  программа хеджирования уменьшает  как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и  помогает управленческому персоналу  сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющимися центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.

Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты.

Во многих случаях  хедж облегчает привлечение кредитных  ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции.

Хеджирование не ставит своей непосредственной задачей  повышение прибыли; источником прибыли  является основная производственная деятельность.

 

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

3.1. Анализ системы  риск - менеджмента деятельности ООО «Группа Ренессанс Страхование»

В развитых странах определение  размеров страховых платежей производится квалифицированными специалистами, строго индивидуально, с учетом особенностей производства и степени возможного риска. При отсутствии таких специалистов можно принять за основу действующие тарифные ставки по добровольному страхованию имущества предприятий. Поскольку косвенные убытки в среднем на 50% превышают прямые, тарифные ставки по страхованию от простоя будут равняться тарифу по страхованию имущества, умноженному на 1,5.

Можно использовать следующую  формулу: Тпр = 1,5 х Тим/Ф,

 где Тпр - тарифная  ставка по страхованию предприятий от   убытков   на случай простоя; Тим - тарифная  ставка по  добровольному страхованию имущества   предприятий; Ф – размер фондоотдачи на предприятии страхователя.

Страхование финансовых инвестиций.

Развитому финансовому  рынку присущи многие способы страховой защиты. Один из них - регулирование государством финансового рынка. Его целью является, с одной стороны, поддержание ликвидности финансового рынка, а с другой - сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов.

Методами такого регулирования являются:

  • лицензирование участников финансового рынка; .установление правил выпуска ценных бумаг;
  • введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг.

Второй способ организации  страховой защиты представляет собой своеобразное самострахование инвесторов, что проявляется, в частности, в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой приобретает опцион на ее покупку или продажу. Взаимное страхование инвесторов проявляется и в организации системы котировок ценных бумаг на фондовой бирже. Наличие ценных бумаг той или иной компании в листинге фондовой бирже с ее заранее установленными жесткими требованиями, как правило, свидетельствует о достаточной надежности этих бумаг.

Все эти способы страховой защиты характерны тем, что они заложены в саму модель функционирования финансового рынка и осуществляются при отсутствии профессионального страховщика, который принимает на себя риски. К тому же они не дают полной гарантии от убытков.

Одним из специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, является учрежденная в 1969 г. правительством США Корпорация частных зарубежных инвестиций (ОПИК). Она оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по ряду программ, одной из которых является страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с такими рисками, как экспроприация или национализация, необратимость местной валюты в свободно конвертируемую, повреждение имущества или потеря прибыли в результате гражданских волнений и войн, изменение политического режима и т.п.

Деятельность ОПИК охватывает американские инвестиции в 140 развитых странах и развивающихся рыночных экономиках.

Особенность системы страхования в рамках ОПИК состоит в том, что обязательной предпосылкой заключения договора с конкретным инвестором является заключение двустороннего межправительственного соглашения о содействии капиталовложениям. Так, только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 г. ОПИК получила возможность участвовать в страховании некоммерческих рисков инвесторов США, осуществляющих инвестиции в России.

Информация о работе Управление финансовыми рисками в системе корпоративного менеджмента