Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации планирования инноваций и управления инновационной деятельностью на предприятии, и Предложения по совершенствованию организационной формы и управления инновационной деятельностью на ИП «Диасфуд».
Для реализации поставленной цели в работе были решены задачи:
Рассмотрено понятие инноваций и конкурентоспособности предприятия, инновационной политики предприятия, организационных форм реализации инновационной деятельности;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие  показатели, как абсолютная и относительная  новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути, воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности [5, с. 142].

Инновации на промышленных предприятиях могут быть разделены на следующие виды: технологические (производственные) инновации: освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте; освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта; маркетинговые инновации: проникновение (освоение) новых рынков сбыта; развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства; организационные инновации:внедрение новых методов и стандартов управления, внедрение значительно измененных структур управления, реализация новых или значительно измененных стратегических ориентиров компаний; финансовые инновации: реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов реализация новых методов организации использования финансовых ресурсов.

Предприятия придают большое  значение анализу своих сильных  и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  предприятия, можно свести к следующим:

  • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
  • изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;
  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;
  • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
  • определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
  • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
  • приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
  • дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров.

В современных  условиях конкурентоспособность предприятия  на рынке является главным критерием  эффективности производства, оценки эффективности системы управления [23, с. 18].

В настоящее  время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности  предприятия. Вообще, в теоретическом  плане проблема достижения конкурентоспособности  различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится в настоящее время почти на нулевом уровне. По методике оценки конкурентоспособности предприятия наше предложение заключается в следующем:

    • уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
    • прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность предприятия (Кпред) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

                   К пред = S ai bi * Кi j → 1,                        (1.1)

где ai – удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n, n

S ai = 1; i=1

bi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации;

Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и  поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности [23, с. 20].

Общая схема  оценки конкурентоспособности представлена на рисунке 1. 1

 

 

Рисунок 1. 1 - Общая схема оценки конкурентоспособности

 

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие решения: изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов); изменение порядка проектирования продукции; изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа; изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части; изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции; изменение структуры; изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и  целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на рисунке 1. 2

 

 

 

Рисунок 1. 2 - Показатели конкурентоспособности

 

Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной предприятия от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [23, с. 23].

В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

 

  • 1.2 Инновационная политика предприятия. Организационные формы реализации инновационной деятельности
  •  

    Инновационая  политика - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.

    Сущность инновационной политики заключается в составлении инновационных программ и проведении единой политики, контроле за разработкой и внедрением новой продукции, финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ, создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

    Главная цель инновационной политики - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

    Если инновация  ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационную политику предприятия можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.

    Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР  собственными силами, либо привлечь сторонние  организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности показана на рисунке 1. 3.

     

     

    Рисунок 1. 3 - Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности

     

    Чтобы характеристика инновационной политики как области исследований и практической деятельности стала более отчетливой, приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые обычно рассматриваются и решаются в рамках политики продуктовых инноваций на предприятии.

    Применительно к процессам нововведения инновационная политика решает аналогичные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктом нового рынка, а возможно с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в инновационой политике предприятия выступает, таким образом, подход к инновациям с позиции их рыночной перспективности.

    В современных  условиях резко повысилась роль инновационных  стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития предприятия [5, с. 145].

    Инновационный процесс включает различные стадии - исследования и разработки новой  технологической идеи, технологии, доведение ее до промышленного внедрения, получение нового продукта его коммерциализацию. В настоящее время совершенствование управления нововведениями для большинства компаний является важным средством поддержания их активности в освоенных областях и экспансии на новых направлениях.

    Анализ инновационных  систем управления нововведениями целесообразно проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии – с одной стороны, а с другой стороны – структурой, технологией, кадрами и другими параметрами предприятия. В приведенной ниже таблице 1 показана связь между интенсивностью, направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями, предъявляемыми к организации.

     

    Таблица 1. 1 - Связь между интенсивностью, направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями, предъявляемыми к организации

     Интенсивность  и масштабы нововведения

    Соответствующие организационные изменения

    Освоенная продукция

    Освоенная технология

    Освоенный рынок

    Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации

    Новая продукция

    Освоенная технология

    Освоенный рынок

    Разработка  продукции может осуществляется в рамках существующей организации или в исследовательском подразделении создается новая проектная группа.

    Освоенная продукция

    Освоенная технология

    Новый рынок

    Существующая  организация практически не изменяется. На службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка; может быть образована новая группа сбыта.

    Новая продукция

    Освоенная технология

    Новый рынок

    Может быть организована группа новой продукции, укомплектованной персоналом из исследовательского подразделения и службы маркетинга.

    Новая продукция

    Новая технология

    Освоенный рынок

    Может быть организована группа новой продукции, укомплектованной персоналом из исследовательского подразделения  и производства. В своей работе группа использует помощь служб маркетинга и сбыта.

    Новая продукция

    Новая технология

    Новый рынок

    Новое направление  деятельности предприятия требует совершенно новой организации в форме венчурного или нового подразделения, дополняющего существующую организационную структуру.




     

    Стратегия поведения предприятия на рынке может носить наступательный (агрессивный) или оборонительный характер. Компания обычно создает свой набор инновационных стратегий,  характеризующихся сбалансированным риском. Такой набор включает как рискованные (наступательные), так и безопасные (оборонительные) стратегии.

    К сожалению, большая  часть крупных организаций не отличается инновационной восприимчивостью.

    Крупные предприятия обычно принимают решения на базе прогнозных данных, а не на основе критериев венчурных капиталистов, например, “концепция – люди – (только после этого) финансы”. И люди, пожелавшие взять на себя риск венчурного капитала, редко переносят финансовый режим крупных организаций. Поэтому те, кто в крупных организациях принимает финансовые решения, редко когда чувствуют себя интуитивно комфортно, когда речь идет о действительно “венчурном финансировании”. Из-за этих трудностей многие организации стараются централизовать риск, объединяя новые рисковые предприятия в различные группы, например, “группы развития”, “предпринимательские группы”, “группы нового бизнеса”.

    Организация инновационного процесса – деятельность по объединению  усилий научно-технического персонала  на основе соответствующих регламентов  и процедур, направленная на ускорение  и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 -97% [5, с. 148].

    Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность  получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

    Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного  цикла (определение специализации  и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ.

    Информация о работе Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии