Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организации планирования инноваций и управления инновационной деятельностью на предприятии, и Предложения по совершенствованию организационной формы и управления инновационной деятельностью на ИП «Диасфуд».
Для реализации поставленной цели в работе были решены задачи:
Рассмотрено понятие инноваций и конкурентоспособности предприятия, инновационной политики предприятия, организационных форм реализации инновационной деятельности;
Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути, воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности [5, с. 142].
Инновации на промышленных предприятиях могут быть разделены на следующие виды: технологические (производственные) инновации: освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте; освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта; маркетинговые инновации: проникновение (освоение) новых рынков сбыта; развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства; организационные инновации:внедрение новых методов и стандартов управления, внедрение значительно измененных структур управления, реализация новых или значительно измененных стратегических ориентиров компаний; финансовые инновации: реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов реализация новых методов организации использования финансовых ресурсов.
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
Организационные меры, направленные
на повышение
В современных
условиях конкурентоспособность
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится в настоящее время почти на нулевом уровне. По методике оценки конкурентоспособности предприятия наше предложение заключается в следующем:
Конкурентоспособность предприятия (Кпред) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
К пред = S ai bi * Кi j → 1, (1.1)
где ai – удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n, n
S ai = 1; i=1
bi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации;
Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности [23, с. 20].
Общая схема
оценки конкурентоспособности
Рисунок 1. 1 - Общая схема оценки конкурентоспособности
В результате оценки
конкурентоспособности
Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на рисунке 1. 2
Рисунок 1. 2 - Показатели конкурентоспособности
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной предприятия от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [23, с. 23].
В условиях рыночных
отношений
Инновационая политика - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.
Сущность инновационной политики заключается в составлении инновационных программ и проведении единой политики, контроле за разработкой и внедрением новой продукции, финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ, создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.
Главная цель инновационной политики - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.
Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационную политику предприятия можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.
Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности показана на рисунке 1. 3.
Рисунок 1. 3 - Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности
Чтобы характеристика инновационной политики как области исследований и практической деятельности стала более отчетливой, приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые обычно рассматриваются и решаются в рамках политики продуктовых инноваций на предприятии.
Применительно к процессам нововведения инновационная политика решает аналогичные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктом нового рынка, а возможно с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в инновационой политике предприятия выступает, таким образом, подход к инновациям с позиции их рыночной перспективности.
В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития предприятия [5, с. 145].
Инновационный процесс включает различные стадии - исследования и разработки новой технологической идеи, технологии, доведение ее до промышленного внедрения, получение нового продукта его коммерциализацию. В настоящее время совершенствование управления нововведениями для большинства компаний является важным средством поддержания их активности в освоенных областях и экспансии на новых направлениях.
Анализ инновационных систем управления нововведениями целесообразно проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии – с одной стороны, а с другой стороны – структурой, технологией, кадрами и другими параметрами предприятия. В приведенной ниже таблице 1 показана связь между интенсивностью, направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями, предъявляемыми к организации.
Таблица 1. 1 - Связь между интенсивностью, направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями, предъявляемыми к организации
Интенсивность и масштабы нововведения |
Соответствующие организационные изменения |
Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок |
Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации |
Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок |
Разработка продукции может осуществляется в рамках существующей организации или в исследовательском подразделении создается новая проектная группа. |
Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок |
Существующая организация практически не изменяется. На службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка; может быть образована новая группа сбыта. |
Новая продукция Освоенная технология Новый рынок |
Может быть организована группа новой продукции, укомплектованной персоналом из исследовательского подразделения и службы маркетинга. |
Новая продукция Новая технология Освоенный рынок |
Может быть организована группа новой продукции, укомплектованной персоналом из исследовательского подразделения и производства. В своей работе группа использует помощь служб маркетинга и сбыта. |
Новая продукция Новая технология Новый рынок |
Новое направление деятельности предприятия требует совершенно новой организации в форме венчурного или нового подразделения, дополняющего существующую организационную структуру. |
Стратегия поведения предприятия на рынке может носить наступательный (агрессивный) или оборонительный характер. Компания обычно создает свой набор инновационных стратегий, характеризующихся сбалансированным риском. Такой набор включает как рискованные (наступательные), так и безопасные (оборонительные) стратегии.
К сожалению, большая часть крупных организаций не отличается инновационной восприимчивостью.
Крупные предприятия обычно принимают решения на базе прогнозных данных, а не на основе критериев венчурных капиталистов, например, “концепция – люди – (только после этого) финансы”. И люди, пожелавшие взять на себя риск венчурного капитала, редко переносят финансовый режим крупных организаций. Поэтому те, кто в крупных организациях принимает финансовые решения, редко когда чувствуют себя интуитивно комфортно, когда речь идет о действительно “венчурном финансировании”. Из-за этих трудностей многие организации стараются централизовать риск, объединяя новые рисковые предприятия в различные группы, например, “группы развития”, “предпринимательские группы”, “группы нового бизнеса”.
Организация инновационного
процесса – деятельность по объединению
усилий научно-технического персонала
на основе соответствующих регламентов
и процедур, направленная на ускорение
и повышение эффективности инно
Жесткое нормирование
сроков и затрат уменьшает вероятность
получения заданного
Организация инновационного
процесса в широком смысле включает
организацию научно-
Информация о работе Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии