Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации планирования инноваций и управления инновационной деятельностью на предприятии, и Предложения по совершенствованию организационной формы и управления инновационной деятельностью на ИП «Диасфуд».
Для реализации поставленной цели в работе были решены задачи:
Рассмотрено понятие инноваций и конкурентоспособности предприятия, инновационной политики предприятия, организационных форм реализации инновационной деятельности;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

Основная задача анализа инноваций заключается  в расчете критерия оценки нововведений, то есть экономического показателя (группы показателей), значение которого позволяет принимать решение о привлекательности данного новшества для предприятия и при необходимости сравнивать между собой альтернативные варианты инноваций [5, с. 149].

Анализ инновационной  деятельности осуществляется по отдельным  группам показателей: показатели, которые характеризуют учреждения, занимающиеся инновационной деятельностью; показатели результатов инновационной деятельности; показатели использования результатов инновационной деятельности; показатели эффекта от инновационной деятельности.

К показателям использования  результатов инновационной деятельности относятся:

- количество наименований новых видов продукции по годам; доля новых видов продукции в общем ее объеме по годам. Принципы, побуждающие изготовителя и продавца обновлять или добавлять в ассортимент продукции новые виды товаров, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров — лучшего качества или не имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление товара иногда связано с риском, так как новый может не пользоваться спросом. Так, например, на ИП «Диасфуд» были введены с апреля 2010 в ассортиментный перечень новые виды готовых блюд, которые не сразу понравились потребителям о чем могут свидетельствовать данные по реализации за 2010 год, представленные в таблице 2. 7.

 

Таблица 2. 7 - Объем реализации готовых блюд за 2010 год

Товар

Объем реализации за 1 кв 2010, руб

Объем реализации за 2 кв 2010, руб

Объем реализации за 3 кв 2010, руб

Объем реализации за 4 кв 2010, руб

Азу с говядиной, 0,37 кг

0

76 350

6 407 717

8 954 459

Жаркое с  цыпленком, 0,37 кг

0

84 480

5 569 342

5 664 488

Перец фаршированный, 1,0кг

0

13 406 450

2 473 740

3 523 140

Плов с говядиной, 0,37 кг

0

0

3 326 022

5 391 729

Рататуй с цыпленком, 0,37 кг

0

0

3 115 620

4 739 905

Итого:

0

13567280

20892441

28273721


 

- конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке, объем работ по совершенствованию производства, их абсолютное и относительное изменение по годам.

Рассмотрим динамику производства продукции на ИП «Диасфуд», которая наглядно представлена в таблице 2.8.

 

Таблица 2. 8 - Динамика плана производства продукции за 2008-2010 гг.

Год

Плановое

значение, кг.

Фактическое значение, кг.

% выполнения  плана

2008

312 440

294 119

94,1

2009

656 780

646 605

98,5

2010

900 120

878 784

97,6


 

Как видно из таблицы 2. 8, за последние годы наблюдалось приближенное  выполнение плановых показателей, но не на 100%.

Если сравнивать фактические показатели, то производство заморозки в 2009 г. возросло 352 486 кг. или  на 2,19% по сравнению с 2008 г. Рост объемов производства достигнут за счет увеличения производства продукции в натуральном выражении. Темпы роста производства выполнены, предприятие в 2009 г. работало ритмично.

Подтверждением  конкурентоспособности продукции  предприятия является фактический объем реализации.

Для изучения конкурентоспособности ИП «Диасфуд» проводит изучение конкурентов следующим образом:

- анализирует  информацию об объемах производства  и ценах каждого производителя-конкурента;

- участвует  в выставках с целью изучения  позиций основных конкурентов;

- обменивается  базовыми ценами.

После изучения возможностей каждого конкурента ИП «Диасфуд» были систематизированы  данные о них и их продукции  и сведены в таблицу 2. 9. Основными конкурентами для рассмотрения взяты производители заморозки «Провит» г. Новогрудок, «Санта Импэкс» г. Брест. Каждый из факторов получил оценку (от 0 до 5 баллов).

Таблица 2. 9 - Оценка конкурентоспособности продукции

Факторы конкурентоспособности

Провит

Диасфуд

Санта Импэкс

Продукт

4

4

4

Качество 

4

4

3

Упаковка

5

4

5

Гарантийный срок

5

5

5

Цена

3

4

5

Базовая

4

4

5

% скидки с  цены по видам скидок

5

5

3

Срок платежа

4

4

4

Условия платежа

4

4

4

Каналы сбыта

3

4

4

Формы сбыта

4

4

4

Система транспортировки 

5

5

5

Реклама

5

4

5

Общее количество баллов

55

55

56


 

Анализируя  эту таблицу, мы видим, что общее  количество баллов по конкурентоспособности  продукции ИП «Диасфуд» не ниже, чем у конкурентов. Эта таблица  наглядно показывает слабые места замороженных овощей и полуфабрикатов: высокая  цена, косвенные каналы сбыта, реализация через оптовиков, отсутствие мощной рекламной кампании. Все перечисленные недостатки являются предметом для совершенствования путем использования рыночного маркетинга.

 

2.4 Результаты анализа управления  инновационной деятельностью и выпускаемой продукции на ИП «Диасфуд»

 

При анализе  инвестиционной деятельности важно  сопоставлять темпы роста инвестиций в основной капитал и темпы  роста ВВП, обеспечивая опережающих  темпы роста инвестиций. Нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства.

ИП «Диасфуд»  осуществляет свою деятельность в условиях олигополистического рынка, где  действует несколько фирм, обычно крупных, на которые приходится основная часть продаж отрасли. Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация.

Глубокие исследования помогут ИП «Диасфуд» строить  такую стратегию на рынках, которая  бы принесла максимальный доход и  сбыт и сделала бы продукцию ИП «Диасфуд» конкурентоспособной. Значительные средства, требующиеся затратить на исследования, окупятся, т.к. вкладывание их в данное мероприятие – это расходы на построение долгосрочной перспективы развития предприятия.

Техническое развитие предприятия один из главных процессов управления инновационной деятельностью на предприятии и обозначает процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений. Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Если исходить из того, что предприятие должно рассматриваться как механизм, пребывающий в состоянии непрерывного совершенствования своей деятельности, то естественно возникает вопрос, с чего начать этот процесс. В условиях современной конкуренции сохранить финансовое здоровье чрезвычайно нелегко. Если предприятие постоянно не следит за основными показателями, то очень скоро выяснится, что финансовые результаты предприятия стали существенно хуже, чем в прошлом периоде. Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности и является не единичным актом внедрения какого-либо новшества. В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем [5, с. 150].

На производственной стадии в ИП «Диасфуд» осуществляется весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а затем массовый выпуск нового продукта.

С 2005 года на ИП «Диасфуд»  внедрена система качества ИСО 9001-2001, получен не только национальный, но и международный сертификат, в 2006 году проведена повторная сертификация. В 2007 году проведена повторная сертификация. На предприятии ведется постоянная работа по повышению качества выпускаемой продукции, по расширению, обновлению ассортимента. За 2009 год внедрено в производство около 10 наименований новых видов продукции на сумму 33,2 млрд. руб., что составило 40,2% к объему производства.

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.

В заключение следует  сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним  из приоритетных направлений государственной  научно-технической и экономической  политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ИП «ДИАСФУД»
  1. 3.1 Результаты предложений по управлению инновационной деятельностью на ИП «Диасфуд»

 

  • Проблема новаций  и их создателей имеет особое значение для Республики Беларусь, поскольку, не располагая достаточными природными ресурсами, страна выбрала интеллектуально-инновационный путь развития. И если в целом кадровый потенциал науки в республике представляется значительным, то динамика его вызывает озабоченность. Так, только за последний год количество докторов наук уменьшилось на 2,9%, а кандидатов наук — на 1,8%.

    Одна из проблем, препятствующих развитию инновационного  бизнеса, заключается в медленном развитии системы малых и средних инновационных предприятий. Чаще основной сферой деятельности малого бизнеса становится торговля (90%), в то время как доля малых фирм, реально соответствующих облику инновационного предприятия, не превышает 2% в России и Украине, и 1,4% в Беларуси. Наглядно изображено на рисунке 3. 1.

    Рисунок 3. 1 – Доля инновационных предприятий.

     

    Главная причина  низкой инновационной активности субъектов  хозяйствования в стране связана  с недостатком финансовых ресурсов и, соответственно, ограниченным доступом к ним. Данное обстоятельство убедительно свидетельствует о том, что в монетарной, кредитно-денежной и фискальной системах страны содержатся значительные неиспользованные резервы для стимулирования инновационной активности отечественных предприятий и национальной экономики в целом.

    Планирование инновационной деятельности на предприятии является неотъемлемой частью анализа его деятельности и служит своего рода ориентиром и целью его работы.

    В современных  условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования предприятия. В связи с этим возникает необходимость проведения анализа этой деятельности.

    На рисунке 3.2 показаны результаты анализа ответов на вопрос следует ли что-то менять.

    Рисунок 3. 2 – Необходимы ли инновационные изменения на ИП «Диасфуд».

     

    То, что среди опрошенных лишь чуть более половины видят необходимость  совершенствования системы управления нововведениями, а почти половина такой необходимости либо не видят, либо не имеют определенного мнения, свидетельствует о достаточно непростой инновационной обстановке на предприятии.

    Данный вывод подкрепляется  незначительной долей тех, кто считает  необходимым существенные изменения  в управлении инновациями (15%). Так, 32% ожидают от внедрения новаций существенного улучшения финансового состояния предприятия, примерно половина (49%) - среднего, и только 2% - незначительного. Никто из ориентированных на значительные изменения не назвал в качестве фактора, препятствующего нововведениям, отсутствие идей [16, с. 200].

    Развитие организации  является управляемым процессом, и  в ходе этого управления возникают  и разрешаются два основных вопроса: ЧТО подлежит изменению, и КАК  это изменение осуществить. Ответ  на первый вопрос, то есть выбор направления преобразований, происходит в результате проблемного анализа деятельности и формирования инновационной стратегии. Собственно нововведение, даже на уровне принципиальной идеи, дает ответ на второй вопрос, то есть конкретизирует способ изменения. Результаты исследования показывают, что для подавляющего большинства опрошенных толчок к нововведениям в сфере управления на предприятии могут дать именно собственные идеи (на этот источник указали в 76% случаев). Наглядно данные изображены на рисунке 3. 3.

    Рисунок 3. 3 – Результаты опроса о нововведениях

    Информация о работе Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии