Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации планирования инноваций и управления инновационной деятельностью на предприятии, и Предложения по совершенствованию организационной формы и управления инновационной деятельностью на ИП «Диасфуд».
Для реализации поставленной цели в работе были решены задачи:
Рассмотрено понятие инноваций и конкурентоспособности предприятия, инновационной политики предприятия, организационных форм реализации инновационной деятельности;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей. В практике инновационной  деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности.

 

1.3 Программно - целевое управление инновациями

 

Программно-целевое  управление — управление, ориентирующееся  на достижение конкретного конечного  результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в  заранее установленные сроки.

 Основными  принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

 Основными  этапами программно-целевого управления  являются: формулировка цели программы;  декомпозиция (расчленение) цели  на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов; обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы; оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования; изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения; адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

В широком понимании  программно-целевой метод — это  способ решения крупных и сложных  проблем посредством выработки  и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Программно-целевым  методом в ЕС решают проблемы отставания в экономическом развитии отдельных  регионов, реконверсии промышленности, осуществляют поддержку местных инициатив в малых районах промышленных, сельских, городских и приграничных территориях. Основанием для предоставлении помощи отдельному региону является низкий уровень ВВП (менее 75% от среднего уровня по ЕС), высокий уровень безработицы, сопровождающийся спадом в промышленном производстве, низкая плотность населения с тенденцией депопуляции и т. д.

Большинство подобных программ направлены на развитие инновационной  деятельности и предполагают прямое финансирование из союзного бюджета. При этом программы представляют собой систему государственных контрактов на приобретение технологий, товаров и услуг.

Для мониторинга  выполнения проектов создана компьютерная система, каждые полгода по результатам  проверки общественности представляется отчет о выполнении проектов. На основе постоянного набора оценок на стадиях формирования, реализации и после завершения программы, независимыми экспертами осуществляется контроль хода работ [17, с. 314].

Также наметилась тенденция государственного стимулирования «сращивания» европейских компаний и исследовательских центров, путем создания стратегических альянсов.

Большую роль в  развитии инновационного предпринимательства  в Республике Беларусь играют государственные программы, направленные на развитие инфраструктуры научной сферы, стимулирование фундаментальных исследований, повышение квалификации исследователей, улучшение информационной поддержки инновационной деятельности.

Перечень отобранных проблем для программной разработки пересматривается и обновляется ежегодно. Это связано с необходимостью переоценки приоритетов в связи с меняющимся социально-экономическим положением как страны в целом, так и отдельных регионов, включением новых проблем.

Финансирование  целевых программ осуществляется с  участием средств региональных и муниципальных бюджетов, а также различных внебюджетных источников. К внебюджетным источникам относятся средства участников реализации программы, целевые отчисления из прибыли предприятий, банковские кредиты, средства фондов и общественных организаций, иностранных инвесторов, а также возможно создание специальных фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, средств бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов и т. д. В отдельных случаях для финансирования программ государство может выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности [17, с. 312].

Оценивая в  целом мировой опыт применения программно-целевого метода с точки зрения форм государственного регулирования можно подытожить, что правительствами было определено семь основных подходов: формирование программ со 100% государственным финансированием; реализация программ предполагающих использование денежных ресурсов как государственных, так и частных инвесторов; создание выгодных экономико-правовых условий для развития частного сектора в определенных правительством направлениях; стимулирование конкуренции для интенсивного развития приоритетных отраслей; содействие взаимовыгодному сотрудничеству между различными субъектами частного и государственного секторов; применение инструментов государственной фискальной политики (льготное налогообложение, субсидии и т. д.); формирование инфраструктуры (создание инкубаторов, технологических парков и центров трансфера технологий). Как правило, правительства используют сразу несколько схем регулирования, разница заключается, прежде всего, в объемах выделяемых средств на ту или иную форму поддержки и ограничениях доли участия государства в программах.

Таким образом, государственные концепции долгосрочного  развития национальных инновационных  систем предусматривают конкретные мероприятия по поддержке и стимулированию тех этапов инновационного процесса, где рыночных стимулов недостаточно. Программно-целевое управление инновационной деятельностью в промышленности основано на выделении приоритетных направлений инновационного развития и разработке системных мероприятий по их реализации, государственной поддержке и стимулировании фундаментальных исследований.

Мировой опыт показывает, что применение программно-целевого подхода позволяет правительствам многих развитых стран эффективно использовать государственные ресурсы в целях  стимулирования научных исследований и производства инновационной продукции. Рассмотренные механизмы реализации отдельных этапов программно-целевого управления послужат хорошей базой для формирования направлений совершенствования белорусской системы государственного программирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ  УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  НА ОСНОВЕ ИП «ДИАСФУД»

2.1 Характеристика предприятия, его производственно - сбытовая деятельность

 

ИП «Диасфуд»  зарегистрировано 30 сентября 2005 года Минским  государственным исполнительным комитетом  за № 1737. В течение пяти последних лет имя «Augusta» прочно ассоциируется у жителей Беларуси с производством замороженной овощной продукции.

ИП «Диасфуд»  осуществляет следующие виды деятельности:

-фасовка замороженной  плодоовощной продукции;

-производство  замороженных овощных смесей;

-производство  полуфабрикатов (пельмени, вареники, готовые  блюда);

-реализация  замороженной продукции других  производителей (пицца);

-реализация  продукции в торговую сеть  г. Минска и Республики Беларусь;

Каждый сезон, изучая потребительский спрос и новые тенденции рынка глубокой заморозки, компания выпускает новую линейку продукции. Мощность производства позволяет выпускать продукцию под брендом «Augusta», и «Линия Вкуса». На протяжении 5 лет компания «Диасфуд» выдерживает конкурентные цены и высокое качество сырья, благодаря чему продукция под ТМ «Augusta» зарекомендовала себя на территории Республики Беларусь. Из года в год на предприятии устанавливается более высокопроизводительное технологичное оборудование. Все работы по реконструкции, проведению капитальных ремонтов ведутся за счет собственных средств и, чтобы не потерять рынки сбыта, без значительных остановок производства.

ИП «Диасфуд»  расположено в г. Минске и занимает определенную территорию, земельный  участок согласно государственному акту передан предприятия в аренду от Минского Зеленстроя. Имеются подъездные пути с асфальтовым покрытием. В непосредственной близости от объединения проходит автомагистраль, соединяющая областные центры. Источником водоснабжения объединения является городской водопровод РУП «Минск-водоканал». Расход воды составляет 348 000 м/год (в 2006 г.). Канализация подключена к городскому коллектору, промышленные стоки составляют 60% от потребляемой объединением воды. Источником теплоснабжения является собственная котельная с потреблением 22 528 Гкал/год. Электроснабжение осуществляется от РУП «Минскэнерго». На производстве поддерживается искусственное освещение.

ИП «Диасфуд»  имеет эффективную производственную и социальную инфраструктуры, квалифицированный персонал, технические и технологические возможности по расширению выпуска новых видов продукции, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Предприятие характеризуется относительно хорошей финансовой устойчивостью, достаточно высокой прибыльностью основной деятельности, достаточной ликвидностью.

По состоянию  на начало 2010 года в ИП «Диасфуд»  работало 72 человека, из них 5 руководителей, 12 специалистов, 4 водителя,  51 рабочих.

Из общего количества работающих на предприятии значительную часть составляют женщины - 43 человека, что составляет 59,7%. В соответствии с принятым коллективным договором, оплата труда работникам предприятия производится на основании тарифных ставок, должностных окладов, определяемых в соответствии с разрядами и тарифными коэффициентами Единой тарифной сетки РБ. При оплате труда работников применяется сдельно - премиальная форма оплаты.

Организационная структура управления - это совокупность объектов и органов управления, а также взаимосвязанных мероприятий, методов и средств управления, обеспечивающих согласованную работу всех подразделений предприятия для достижения, поставленных перед ними целей.

Организационная структура ИП «Диасфуд» является линейно-функциональной. Это такая  структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные (обязательные для исполнения) и функциональные (рекомендательные для исполнения). Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных (планово-экономического, производственного и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.

Достоинства данной структуры: привлечение к управлению более компетентных специалистов, оперативность  решения вопросов в нестандартных  ситуациях, получение непротиворечивых заданий, полная персональная ответственность за результаты работы.

Недостатки: затрудненность коммуникаций, лояльность к своему функциональному подразделению, а  не к организации в целом, чрезмерная загрузка общего руководителя оперативными вопросами.

Основными структурными подразделениями на предприятии  являются:

    1. производственный отдел
    2. бухгалтерия
    3. коммерческий отдел

В основу построения организационной структуры управления ИП «Диасфуд» были положены следующие  принципы: обеспечение оптимальной управляемости производственной системы; минимальное количество ступеней и звеньев управления; повышение степени централизации линейного и функционального управления; устойчивые связи между линейными руководителями и функциональными специалистами как внутри подразделений, так и между ними.

Анализируя  организационную структуру ИП «Диасфуд»  можно сделать вывод, что она  сформирована таким образом, чтобы  максимально упростить и упорядочить  систему производства, подчиненность  персонала, передачу информации внутри предприятия.

Сегодня ИП «Диасфуд» — это мощное производство, осуществляющее выпуск замороженной овощной продукции, а так же полуфабрикатов. Под маркой «Augusta» выпускается около 50 наименований продукции. В июне 2008 года на предприятии начал свою работу цех по выпуску полуфабрикатов. Несмотря на непродолжительное время существования продукции на белорусском рынке она полюбилась белорусским покупателям. В производственных цехах установлено современное европейское оборудование. Компания умеет быстро реагировать на тенденции спроса, своевременно предлагая новые продукты в соответствии со вкусами и интересами современного покупателя.

 

 

2.2 Анализ хозяйственно-финансовой  деятельности за 2008-2010гг.

 

Рассмотрим  основные технико-экономические показатели деятельности ИП «Диасфуд».

 

Таблица 2. 1 – основные технико-экономические показатели ИП «Диасфуд» за 2008-2011гг.

п/п

 

2008

2009

Темп роста

2009

2010

Темп роста

2010

2011

Темп роста

1

Производство продукции  всего, тн.

15762

15153

96,1%

15153

14321

94,5%

14321

14476

101,1%

2

Овощи, кг

511

938

183,6%

938

935

99,8%

935

984

105,2%

3

Смеси, кг

6069

5482

90,3%

5482

5720

104,3%

5720

5966

104,3%

4

Готовые блюда, кг

-

-

-

-

645

100%

645

557

86,4%

5

Полуфабрикаты, кг

3250

3139

96,6%

3139

3379

107,6%

3379

3895

115,3%

6

Производство продукции в ТНП, тыс. руб.

43062

45755

106,3%

45755

45337

99,1%

45337

53097

117,1%

7

Сопоставимых  ценах (тыс. руб.)

43071

45205

105,0%

45205

44779

99,1%

44779

50777

113,4%

8

Отгружено продукции, тн.

15703

14600

93,0%

14600

14876

101,9%

14876

14552

97,8%

9

Отгружено продукции, млн. руб.

47075,00

48808

103,7%

48808

54268

111,2%

54268

61747

113,8%

10

Средняя з/плата  всего тыс. руб.

495694

596397

120,32%

596397

621499

104,21%

621499

733861

118,08%

11

Прибыль от реализации, млн. руб.

5850,00

6113,00

104,5%

6113,00

4213,00

68,92%

4213,00

4825,00

114,53%

12

Прибыль на 1 тн

372

419,00

112,63%

419,00

283

67,54%

283

332

117,31%

13

Рентабельность, %

8,50

10,60

10,60

6,50

6,50

6,30

Информация о работе Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии