Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:14, дипломная работа
Управление качеством продукции – деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия 9
1.1. Уточнение основных понятий работы: «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции» 9
1.2. История развития систем управления качеством 12
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия 23
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия на примере оао «Фармстандарт-Лексредства» 31
2.1. Качество продукции как объект управления 31
2.2. Сущность и система показателей качества продукции 41
2.3. Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 55
2.4. Предложения по усовершенствованию системы качеством на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 59
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству – главное достижение пятого этапа развития систем управления качеством.
Итак, качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [6, 7].
В первые десятилетия XX века многие страны стали на путь интенсивного экономического развития и одновременно с этим изменилось отношение к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом. В 1905 году появилась первая система управления качеством – система Тейлора. Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде допусков, что делала ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы [29, 30].
В 30-х годах XX века в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших факторов повышения качества продукции становится качество «рабочей жизни», т.е. условий, в которых работает производственный персонал.
В середине XX века, когда
в ряде развитых стран были удовлетворены
первые жизненные потребности
Аналогичные процессы шли и в бывшем Советском Союзе, где на государственном уровне ставилась задача повышения качества производственных изделий, в первую очередь, применительно к оборонной промышленности. Ведется разработка систем и методов управления качеством на производстве.
Обостренное внимание к качеству продукции во всем мире вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: необходимостью соблюдения эргономических, экологических, технологических требований.
В 60-ые годы начинает создаваться концепция обеспечения качества в медицинской промышленности путем внедрения правил GMP (Good Manufacturing Practice) [15, 41]. С самого начала они создавались на основе комплексного подхода к обеспечению качества, хотя в разные периоды особое внимание уделялось различным элементам качества. Если в 60-70-ые годы краеугольным камнем понятия GMP были новые для того времени требования к зданиям и помещениям, то в 80-ые годы акцент сместился на подготовку кадров и разработку стандартных инструкций (SOP) на каждую технологическую и вспомогательную операцию. С конца 80-ых годов в фармацевтическое производство стали внедряться комплексные системы управления качеством, усилилась связь правил GMP с правилами регистрации препаратов.
Конец 80-х годов отмечен
формированием методологии
Среди самых новомодных течений, возникших в последние десятилетия уходящего века, нельзя не обратить внимание на очень популярный подход, работающий под скромной шапкой «шесть сигм». Шесть Сигм – это подход к менеджменту с мечтой о качестве, равном всего лишь 3,4 дефектов на миллион возможностей для любой продукции или услуги [5, 50]. К сожалению, отечественная промышленность и научная общественность мало знакомы с этим подходом.
Во всем мире идет жесткая
борьба по завоеванию новых рынков,
в которых нет будущего для
неконкурентоспособной
К концу 1980-х годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции – значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано.
В 1998 году А.В. Гличев в работе «Основы управления качеством продукции» дает уже несколько иное определение [24, 99]. Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей».
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия
Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии, метод – способ построения и обоснования системы философского знания [21, 35].
Для изучения темы «управление качеством продукции» в нашей работе мы используем следующие методы: абстрагирование, индукция, сравнение, дедукция, систематизация, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщение, прогностический метод, комплексный метод, анализ документов.
Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Абстрагирование – процессы мысленного отвлечения, выделения существенных свойств, сторон, черт явления или предмета; отвлечение от одних признаков и выделение других; в процессе абстрагирования создаются мысленные абстракции и понятия, являющиеся формой существования мыслей [21, 49].
В нашей работе этот метод позволит охарактеризовать основные и отдельные определения. После того, как мы узнаем основные определения понятий работы, нам будет легче исследовать эту тему и мы сможем разработать механизм управление качеством продукции.
Для выполнения второго задания работы, а именно изучение истории развития систем управления качеством нами будет использоваться метод сравнения и дедукции.
Сравнение – категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта речи свойства [21, 52].
Метод сравнения – в частности, относятся: метод противопоставления, в котором на прибор сравнения одновременно действуют две величины – измеряемая и воспроизводимая мерой; дифференциальный метод, в котором на компаратор действует разность величин; нулевой метод, в котором результирующий эффект доводят до нуля; метод замещения, в котором измеряемую величину замещают величиной, воспроизводимой мерой; метод совпадений, в котором разность между величинами измеряют, используя совпадения отметок на шкалах или сигналов [21, 55].
Метод сравнения осуществим для величин, которые можно воспроизвести с помощью мер. Как правило, этот метод обеспечивает более высокую точность измерений, чем метод непосредственной оценки, т.к. погрешность результата в основном определяется незначительной погрешностью меры, остальные погрешности обычно удаётся сделать малыми.
В нашей работе этот метод поможет сравнить аспекты разных авторов о системе. Разные аспекты авторов позволит нам расширить понимание управления качеством.
Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как необходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям.
Дедукция – это
вывод следствий из обобщения, или
из аксиоматических теоретических
оснований выводятся следствия,
касающиеся частных случаев; например,
если имеется класс предметов, обладающих
определенными свойствами, то каждый
отдельный предмет будет
В нашей работе этот метод
поможет сделать вывод
Для выполнения третьего задания методов исследования управления качеством будет использовать метод систематизации.
Систематизация – процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей или взаимодополняющих связей с внешним миром.
Систематизация – обнаружение связей и взаимоотношений составных элементов целого [21, 63].
В нашей работе этот метод поможет обнаружить связи и взаимоотношения методов исследования управления качеством. Мы должны разработать, какой метод мы будем использовать в каждом пункте.
Для выполнения четвёртого задания качества продукции как объект управления будем использовать метод восхождения от абстрактного к конкретному
Метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.
В нашей работе этот метод поможет исследовать качество продукции как объект управления.
Для выполнения пятого сущность задания управления качеством продукции будем использовать структурно-функциональный анализ.
Структурно-функциональный анализ – принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. В марксистской социологии структурными образованиями общества выступают общественно-экономическая формация: материальное духовное производство; базис и надстройка; экономические, социальные, политические отношения; социально-экономические, политические и культурные институты и т.д.
Структурно-функциональный анализ – метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. А различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга.
В нашей работе этот метод поможет анализировать сущность управления качеством продукции.
Для выполнения шестого задания оценки качества продукции будем использовать обобщение и прогностический метод.
Обобщение – это форма
приращения знания путём мысленного
перехода от частного к общему, которой
обычно соответствует и переход
на более высокую ступень
Обобщение – познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий – приемов познавательной деятельности и знаков [21, 66].
Прогностический метод – подчинен потребности описать будущие события на основе экстраполяции, распространения закономерностей прошлого в будущее [21, 69].
В нашей работе этот метод будет нужен для оценку качества. При исследовании, существует некоторые проблемы в различных явлениях, этот метод помогает нам найти варианты решения этих проблем, чтобы повышения качества.