Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание работы

Управление качеством продукции – деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия 9
1.1. Уточнение основных понятий работы: «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции» 9
1.2. История развития систем управления качеством 12
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия 23
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия на примере оао «Фармстандарт-Лексредства» 31
2.1. Качество продукции как объект управления 31
2.2. Сущность и система показателей качества продукции 41
2.3. Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 55
2.4. Предложения по усовершенствованию системы качеством на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 59
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

42-павла (5).docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Показатели назначения подразделяются на показатели:

  • функциональной и технической эффективности (например, производительность машины, прочность ткани и др.);
  • конструктивные (например, габаритные размеры, коэффициент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);
  • состава и структуры (например, процентное содержание одного вещества в другом, концентрация примеси в растворах, сплавах и др.) [6, 7].

Показатели назначения относятся к эксплуатационным показателям (показателям технического уровня), входящим, в свою очередь, в группу технических показателей качества продукции. Показатели назначения характеризуют  степень соответствия изделия его  целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, устойчивость к внешним воздействиям (механическим, тепловым, климатическим и др.), к  нагрузкам и т.д.

Показатели назначения продукции тесно взаимосвязаны с другими показателями, определяющими ее качество (экономическими, эргономическими, эстетическими, показателями надежности, безопасности и др.). Если не обеспечены требуемые значения взаимосвязанных показателей качества, то продукции иногда весьма сложно эффективно выполнять свое назначение.

При выборе номенклатуры показателей назначения для оценки качества обычного учитываются:

  • цель оценки качества продукции;
  • назначения продукции;
  • условия эксплуатации(потребления) продукции [6, 7].

Показатели назначения играют важную роль в оценке качества, на их основе часто строят критерии оптимизации процесса управления качеством  продукции, используемые для принятия наилучших управленческих решений.

Надежность – свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей. Из определения следует, что надежность изделия тесно связана с его работоспособностью [6, 8].

К числу основных показателей  надежности относятся:

  • безотказность;
  • долговечность;
  • ремонтопригодность;
  • сохраняемость [6, 8].

Номенклатура показателей  надежности, основные методы их расчета  и экспериментального определения  регламентированы соответствующими стандартами.

Безотказность – свойство изделия (машины, агрегата и т.п.) выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных условиях и режимах эксплуатации этого изделия [6, 8].

Показателями безотказности  являются:

  • вероятность безотказной работы;
  • средняя наработка до первого отказа;
  • наработка на отказ;
  • интенсивность отказов;
  • гарантийная наработка [6, 9].

Долговечность изделия характеризует его срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации и списания.

К числу основных показателей  долговечности относятся:

  • ресурс;
  • средний срок службы;
  • срок службы до первого капитального ремонта;
  • межремонтный срок службы;
  • срок службы до списания;
  • ресурс до первого капитального ремонта [6, 9].

Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслуживании и ремонте.

К показателям ремонтопригодности относятся:

  • вероятность восстановления в заданное время;
  • среднее время восстановления;
  • средняя и удельная трудоемкость технического обслуживания;
  • средняя трудоемкость ремонтов;
  • показатели средней и относительной стоимости технического обслуживания и ремонтов [6, 10].

Сохраняемость – свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после сроков хранения и транспортирования, установленных в технической документации.

Показателями сохраняемости  являются:

  • срок сохраняемости;
  • средний срок сохраняемости [6, 10].

Кроме рассмотренных  показателей с надежностью продукции, тесно связаны такие понятия, как исправность, неисправность, работоспособность, отказ, восстанавливаемость и т.п.

Одним из важных показателей  эксплуатационной надежности многих ремонтируемых  видов продукции является также  расход сменных частей на единицу  работы, выполняемой этими видами продукции.

Показатели технологичности продукции характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

К основным показателям  технологичности продукции относятся:

  • трудоемкость изготовления (определяется суммарной трудоемкостью технологических процессов изготовления продукции, для промышленной продукции выражается в нормо-часах);
  • технологическая себестоимость (определяется суммой затрат на изготовление единицы продукции без учета покупных изделий);
  • уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления (определяется отношением трудоемкости изготовления рассматриваемого изделия к базовому показателю трудоемкости);
  • уровень технологичности конструкции по себестоимости изготовления (определяется отношением себестоимости изготовления рассматриваемого изделия к базовому показателю себестоимости) [6, 11].

В качестве дополнительных технико-экономических критериев  технологичности продукции используются:

  • относительная и удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию;
  • относительная и удельная трудоемкость профилактического обслуживания изделия;
  • относительная и удельная трудоемкость ремонта изделия;
  • относительная и удельная себестоимость подготовки изделия к функционированию;
  • относительная и удельная себестоимость профилактического обслуживания изделия;
  • относительная и удельная себестоимость ремонта изделия [6, 12].

Показатели стандартизации и унификации продукции характеризуют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия (стандартизированные, унифицированные и оригинальные).

Эти показатели позволяют  определить степень конструктивного  единообразия изделия. Они свидетельствуют о возможности применения минимально необходимого количества типоразмеров составных частей изделия в целях повышения качества продукции и эффективности производства.

К стандартизированным  относятся составные части изделия, выпускаемые по международным, государственным  и отраслевым стандартам.

К унифицированным относятся  составные части изделия, которые:

  • изготавливаются по стандартам предприятия, являющегося головным в отрасли, и используются не менее чем в двух типоразмерах или видах изделий, выпускаемых данным или смежным предприятием;
  • предприятие получает в готовом виде как комплектующие составные части, находящиеся в серийном производстве;
  • ранее спроектированы как оригинальные для конкретного изделия и затем применены не менее, чем в двух типоразмерах или видах изделий [6, 13].

К оригинальным относятся  составные части изделия, разработанные только для данного изделия.

Основными показателями стандартизации и унификации являются:

  • коэффициент применяемости по типоразмерам;
  • коэффициент применяемости по составным частям изделия;
  • коэффициент повторяемости;
  • стоимостной коэффициент применяемости [6, 13].

В числе показателей  стандартизации и унификации продукции  могут также использоваться коэффициент межпроектной унификации группы изделий.

Правильное определение  показателей стандартизации и унификации необходимо как для оценки уровня качества продукции, так и для обоснования эффективности планируемых мероприятий по стандартизации и унификации.

Эргономические показатели качества продукции применяются для определения соответствия изделия различным эргономическим требованиям. Эти требования могут предъявляться к размерам изделия, его форме, функциональным характеристикам, отдельным элементам конструкций и их взаимному расположению.

Соответствие изделия  эргономическим показателям определяется экспертами-эргономистами по специально разработанной шкале оценок в баллах. Эргономические показатели используются при разработке и создании оборудования интерьера и рабочих мест, пультов управления и контроля, различных приборов и сигнализаторов, органов управления машинами, производственной и бытовой мебели и т.д.

В отдельные подгруппы  объединяются следующие эргономические показатели:

  • гигиенические;
  • антропометрические;
  • физиологические;
  • психофизиологические;
  • психологические [6, 14].

Гигиенические показатели характеризуют соответствие изделия санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям. В состав гигиенических показателей входят уровни температуры, давления, влажности, запыленности, вентилируемости, освещенности, радиации, токсичности, напряженности магнитного и электрического полей, вибрации, шума, а также гравитационная перегрузка и ускорение.

Антропометрические показатели характеризуют соответствие изделия  размерам и форме человеческого  тела и его отдельных частей. В  состав антропометрических показателей  входят такие показатели, как соответствие изделия размерам человека, форме тела человека, распределению массы тела человека.

Физиологические показатели характеризуют соответствие конструкции  изделия и ее отдельных элементов  физиологическим свойствам человека. В состав физиологических показателей  входят такие показатели, как соответствие изделия силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека.

Психофизиологические  показатели характеризуют соответствие конструкции изделия и ее отдельных  элементов особенностям и возможностям органов чувств человека. В число психофизиологических показателей включены такие показатели, как соответствие изделия зрительным, слуховым, осязательным (тактильным), вкусовым, обонятельным возможностям человека.

Психологические показатели характеризуют соответствие изделия  психологическим возможностям и особенностям человека. В состав этих показателей могут входить такие критерии, как соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, а также возможностям восприятия и переработки человеком информации.

В связи с усложнением  конструкций изделий и увеличением  интенсивности работы машин и  оборудования эргономическим показателям  качества придается в настоящее  время все большее значение.

Эстетические показатели характеризуют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление и др. Эстетические показатели в целом можно отнести к социальным характеристикам, выражающим общественную ценность изготовленной продукции.

В общей совокупности эстетических показателей выделяют следующие подгруппы:

  • показатели рациональности формы;
  • показатели информационной выразительности;
  • показатели целостности композиции;
  • показатели совершенства производственного исполнения [6, 15].

Рациональность формы  выражается показателями целесообразности и функционально-конструктивной приспособленности. Показателем целесообразности при этом определяются особенности работы человека с изделием, характеризующиеся способом и удобством его эксплуатации. Показатель функционально-конструктивной приспособленности характеризует отражение в форме изделия его основных функций, конструктивных решений, особенностей применяемых материалов и технологии изготовления изделия.

Информационная выразительность определяется формой изделия и может быть охарактеризована следующими единичными показателями качества:

  • оригинальность;
  • знаковость;
  • соответствие моде;
  • стилевое соответствие [6, 16].

Целостность композиции может быть охарактеризована такими показателями, как:

  • организованность объемно-пространственной структуры;
  • пластичность;
  • графическая прорисованность формы и элементов;
  • цветовой колорит [6, 16].

Совершенство производственного  исполнения изделия может быть оценено  такими показателями качества, как:

  • чистота выполнения соединений отдельных частей изделия;
  • тщательность покрытия и отделки поверхностей;
  • четкость исполнения фирменных знаков, знаков соответствия и сопроводительной документации и др. [6, 17].

Конкретные эстетические показатели разрабатываются применительно к конкретному виду продукции и фиксируются в отраслевых стандартах качества и в другой нормативно-технической документации отраслевого назначения. Эстетические показатели определяются органолептическим и экспертным путем и оцениваются в баллах.

Патентно-правовые показатели качества продукции характеризуют степень патентной защиты изделия в Федерации и за рубежом, а также уровень патентной чистоты изделия.

Информация о работе Управление качеством продукции