Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание работы

Управление качеством продукции – деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия 9
1.1. Уточнение основных понятий работы: «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции» 9
1.2. История развития систем управления качеством 12
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия 23
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия на примере оао «Фармстандарт-Лексредства» 31
2.1. Качество продукции как объект управления 31
2.2. Сущность и система показателей качества продукции 41
2.3. Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 55
2.4. Предложения по усовершенствованию системы качеством на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 59
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

42-павла (5).docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

При использовании процессного  подхода в управлении предприятии  применяются следующие функции: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация, исследование, оценка, координация  и др.

По аналогии с этими функциями, процесс управления качеством логично  начать с взаимодействия с внешней  средой, в первую очередь с заказчиками  и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые  свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические  возможности и определяет политику в области качества, а также  требования к своим субподрядчикам – поставщикам материалов и комплектующих  элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии  организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства продукции  с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация, персонала. Далее, непосредственно  при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества продукции  и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие  мероприятия и руководство предприятия  принимает необходимые решения.

Заключительный этап в управлении качеством – реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия  направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств  и характеристик продукции и  улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее  принятых планов, изменение организации  работ, улучшение подготовки и повышение  мотивации персонала, а также  на выбор других, более квалифицированных  поставщиков материалов и комплектующих  изделий.

После реализации мероприятий  продукция может поставляться заказчику  или на рынок, и циклом управления качеством заканчивается выполнением  той же функции, с которой он начинался, – взаимодействие с внешней средой.

После этого поставщик  получает информацию с рынка или  от заказчика о качестве поставленной продукции.

Конечно, это – схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один описанный выше цикл управления. Если вдуматься, то такие циклы многократно реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом каждый раз выполняются одни и те же отмеченные здесь функции, которые при последовательной реализации и составляют, на наш взгляд, процесс управления качеством.

Таким образом, концепция  управления качеством может быть сформулирована следующим образом. Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия  на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных  функций с целью обеспечения  качества. 2.В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.

Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством  не может быть эффективной после  того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна  также деятельность по обеспечению  качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных  и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень  качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные  разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Управление качеством  неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и  др.

Управляющая система  создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие  концепции менеджмента качества:

  • система качества (Quality System);
  • система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
  • всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
  • обеспечение качества (Quality Assurance);
  • управление качеством (Quality Control);
  • статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
  • система обеспечения качества (Quality Assurance System);
  • гарантия продукции (Product Assurance);
  • всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
  • передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
  • система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
  • всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
  • всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
  • интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
  • менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
  • система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
  • полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
  • менеджмент системы качества (Quality System Management) [4, 162];

Есть и другие концепции  менеджмента качества. Мы привели  только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта  управления. Перечисленные концепции  отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.

Управляющая система  начинается с руководства высшего  звена. Именно руководство высшего  звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее  по сравнению с прошлым. В организационной  структуре фирмы могут быть предусмотрены  специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций  управления качеством между подразделениями  зависит от объема и характера  деятельности фирмы.

Для качества как объекта  менеджмента свойственны все  составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

Современный менеджмент качества базируется на результатах  исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. В 1980-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф.Б. Кросби, У.Э. Деминга, А.В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж.М. Джурана. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:

  • заинтересованность руководства высшего звена;
  • образование совета по улучшению качества работы;
  • вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
  • обеспечение коллективного участия;
  • обеспечение индивидуального участия;
  • создание групп по совершенствованию систем;
  • более полное вовлечение поставщиков;
  • обеспечение качества функционирования систем управления;
  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
  • создание системы признания заслуг [22, 109].

Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение  качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством  обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направили  усилия и ресурсы на выявление  проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система  управления по отклонениям. Эта система  реагировала на ошибки и недооценивала  роль профилактических мероприятий, а  также роль подразделений, не связанных  с процессом производства. Был  сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

Фирмы, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества таким  образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения  качества. При этом продукция заданного  качества должна быть поставлена потребителю  в заданные сроки, в заданных объемах  и за приемлемую цену.

Итак, можно сказать, что  проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. [5, 19].

Сегодня в управлении качеством важное значение имеет  сертифицированная система менеджмента  качества, являющаяся гарантией высокой  стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет фирме сохранить конкурентные преимущества на рынке.

 

2.2. Сущность и  система показателей качества  продукции

 

Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением [6, 3].

Согласно трактовке  Международной организации по стандартизации (стандарт ИСО 8402-94) качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [6, 3].

Для более полной характеристики сущности качества продукции необходимо определить взаимосвязанные с ним  понятия:

  • технический уровень продукции;
  • петля качества;
  • показатели качества;
  • конкурентоспособность товара [6, 3].

Технический уровень  продукции – относительная характеристика ее качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих базовых показателей [6, 3]. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях и повышается в результате применения оригинальных конструкторских решений, использования новых материалов внедрения прогрессивных технологических процессов производства и контроля качества выпускаемой продукции.

Петля качества – жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы, на которых осуществляется управление качеством: маркетинг; поиск и изучение рынка; проектирование и разработка технических требований; разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство; контроль, испытания и приемка; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация; техническое и гарантийное обслуживание; утилизация [6, 3].

Показатели качества – взаимосвязанная совокупность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность и экономические параметры [6, 3].

Конкурентоспособность – способность изделия быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам [6, 4]. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Чтобы продукция стала  конкурентоспособной, она должна выполнять  свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или  иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

Однако конкурентоспособной может оказаться также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкуренто-способность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Всю совокупность показателей  качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

  • количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
  • отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
  • стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
  • методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
  • характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
  • способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные) [6, 5].

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

  • показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;
  • показатели надежности и долговечности изделий в конкретных условиях ее использования;
  • показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
  • показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
  • эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
  • эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;
  • патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
  • экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации;
  • сертификационные показатели [6, 6].

Информация о работе Управление качеством продукции