Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:14, дипломная работа
Управление качеством продукции – деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия 9
1.1. Уточнение основных понятий работы: «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции» 9
1.2. История развития систем управления качеством 12
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия 23
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УправлениЯ качеством продукции предприятия на примере оао «Фармстандарт-Лексредства» 31
2.1. Качество продукции как объект управления 31
2.2. Сущность и система показателей качества продукции 41
2.3. Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 55
2.4. Предложения по усовершенствованию системы качеством на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 59
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Для выполнения шестого задания повышения эффективности управления качеством будем использоваться также комплексный метод.
Комплексный метод – сочетание различных методов при изучении сложного феномена, причем предполагается их взаимосвязь и взаимодополнительность, поскольку системность изучения и осмысления должна отражать системность самого объекта [21, 71].
В нашей работе этот метод будет использован для анализа преимущества и недостатков управления, чтобы выделить пути улучшения ппроцесса управления и повышения качества систем для достижения целей, поставленных перед ними.
Для выполнения седьмого задания предложения по усовершенствованию системы качеством будем использовать анализ документов.
Анализ документов – это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.
Метод анализа документов – два основных типа анализа:
Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Это один из широко используемых и достаточно эффективных методов сбора первичной информации. Применяется на всех этапах исследования. С одинаковой степенью может быть использован для получения описательной и оценочной информации, как самостоятельный метод и в комбинации с другими методами. Применим при анализе всех сфер жизнедеятельности.
В нашей работе этот метод будет нужен для развития предприятия. Надо обладать официальными документами (лицензия, должностная инструкция, свидетельство про регистрацию частного предпринимателя), чтобы всё в порядок. Рекомендации по оптимальному выбору современных подходов к эффективной управления качеством продукции в привилегированное положение, поэтому надо обеспечить содержании документов в соответствии с законами.
По нашему мнению, использование научных методов может помочь нам понять значения каждых пунктов логическом мышлением. В работе мы используем такие методы как абстрагирование, индукция, сравнение, дедукция, систематизация, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщение, прогностический метод, комплексный метод, анализ документов.
Эти методы позволят нам эффективно решать наши проблемы в работе.
Выводы к первому разделу
В пункте 1.1. мы уточнили понятия управление, качество, продукция, качество продукции, управление качеством, управление качеством продукции. Выяснили, что качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Управление качеством продукции – деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.
В пункте 1.2. мы уточнили историю развития систем управления качеством. В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов. Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Второй этап. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица). Третий этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества – стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
В пункте 1.3. мы уточнили методы исследования управления качеством. По нашему мнению, метод является путём исследования и способом достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Использование методов может нам помогать понимать значения каждых пунктов логическом мышлением. В работе мы используем такие методы как абстрагирование, индукция, сравнение, дедукция, систематизация, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщение, прогностический метод, комплексный метод, анализ документов.
ГЛАВА 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Управление качеством продукции предприятия на примере оао «Фармстандарт-Лексредства»
2.1. Качество продукции как объект управления
При рассмотрении проблемы качества продукции как объекта управления, важным остается взгляд на сам процесс управления.
В одном из первых учебников по научным основам управления производством подчеркивалось, что управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами и процессами. Кроме того, в обществе происходит управление людьми, которые как главная созидательная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Поэтому управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства [8, 3].
Большой энциклопедический словарь трактует управление как элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [19, 17].
В настоящее время в различных информационных источниках содержатся многообразные определения термина «управление», то есть управление – это достаточно распространенное, но не стандартизированное в общем смысле понятие.
Так, например, В.В. Окрепилов определяет управление двояко: как процесс целеполагания и как деятельность по достижению поставленной цели [37, 14]. Однако, по нашему мнению, данная трактовка управления несколько узка.
Значительное внимание раскрытию содержания управления уделено в трудах Э.М. Короткова. В частности, в работе «Концепция менеджмента», выявляя потребность в управлении, он отмечает, что «вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна» [32, 18].
Управление, по определению ученого, это вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся в процессе развития совместного труда, его разделения и кооперации, это объективная потребность всякой деятельности человека [18, 54].
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что управление – это «специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности» [18, 53].
Предложенный подход
позволяет выделить основные составляющие
процесса управления [18, 54], включающие:
процесс превращения цели в согласованную
деятельность; функционирование системы
управления, взаимодействие звеньев; разработку
управленческих решений; деятельность
менеджера во времени и пространстве;
последовательность действий, составляющих
управление (воздействие); процесс формирования
воздействия; решение проблем развития
предприятия. Всеобщее управление качеством
представляет собой технологию руководства
процессом повышения качества. Ее
основными составляющими
Необходимо отметить, что иногда параллельно, иногда пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с понятием «управление», с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие «управление качеством», а также теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов речь шла в основном о термине «управление качеством продукции». Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование» [26, 28]. Это же определение приводит Т.В. Корнеева. Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения» [24, 37].
В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством (Рис. 1.1.) [18, 28].
Рис. 1.1. Содержание процесса управления качеством продукции
Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
Международный стандарт ИСО 8 402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству» [21, 185]. Однако, по нашему мнению, и это определение не отражает реальной сущности управления качеством. После его прочтения возникает закономерный вопрос: почему управление качеством включает только оперативные меры и не затрагивает стратегические аспекты. Указывая на оперативный характер мер, авторы стандарта подчеркивают, что это те методы и действия, которые реализуются в текущем отрезке времени, при этом не определяется допустимая продолжительность этого отрезка. Фактически получается, что действия, выходящие за его пределы, не могут быть отнесены к управлению качеством. А это, на наш взгляд, в корне не верно.
Безусловно, в деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться именно в оперативном порядке. Но в то же время управление качеством обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых невозможна и оперативная деятельность.
В современных условиях,
по нашему мнению, управление качеством
представляет собой определенную стратегию
и тактику не только выживания, но
и дальнейшего процветания
Управление качеством
также возникло как объективная
потребность человечества, первоначально
в высоко классном продукте и технологиях,
в высококвалифицированном
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления, объект управления и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством.
Как всякий процесс управления,
управление качеством осуществляется
путем реализации управленческих функций.
Для построения концепции управления
качеством особое значение имеет
процессный подход к управлению как
один из подходов, рассматриваемых
в теории менеджмента. Такой подход
позволяет организовать и представить
управление качеством как непрерывную
цепь логически взаимосвязанных
функций, воздействующих на производство
целью обеспечения качества. Определив
состав функций, можно сформулировать
концепцию и построить