Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является определение путей внедрение системы TQM в отечественной практике.
В данной курсовой работе рассмотрены следующие задачи:
рассмотреть сущность и содержание категории «качество», исходя из условий существования отечественных предприятий в современных условиях;
...
рассмотреть основные принципы TQM;

Содержание работы

Введение
1. Современные методы управления качеством
2. Понятие « TQM»
2.1 Основные принципы TQM
2.2 Внедрение системы TQM
3. TQM в корпорации Тойота
Заключение

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 73.98 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1. Современные методы  управления качеством

2. Понятие « TQM»

2.1 Основные принципы TQM

2.2 Внедрение системы TQM

3. TQM в корпорации Тойота

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия все больше вовлекается в различные  международные программы, экономическое  сотрудничество, международное разделение труда. Эти процессы требуют наряду с изменением характера участия  нашей страны в международных  организациях так же и развития устойчивой конкурентоспособной экономики, где  одним из главных факторов экономического роста является производительность труда, высокий деловой потенциал  персонала. По мнению специалистов, уровень  производительности труда на российских предприятиях составляет 10 - 30% от уровня производительности труда работников США, что препятствует дальнейшему  росту конкурентоспособности нашей  экономики и наглядно проявляется  в негативных последствиях мирового финансового кризиса у нас в стране.

К наиболее важным методам  обеспечения роста производительности следует отнести оптимизацию  деловых процессов, повышение уровня квалификации управляющего персонала  и сотрудников, применение современных  интегрированных систем управления. Эффективному использованию этих методов  во многом может содействовать внедрение  всеобщего менеджмента качества (TQM).

TQM -- это всеобщий менеджмент  качества, это стратегия, которая  будет определять подходы к  менеджменту качества в ХХІ  веке.

Можно выделить ряд причин, обязывающих обращаться к теме менеджмента  качества и стандартов качества как  центральной. Широкий опыт зарубежных компаний, а также национальный уровень  значимости обеспечения качества в  таких странах как Япония, Южная  Корея, Англия, Германия и США подтвердили эффективность и значимость внедрения подобных систем. Кроме того, научная освещенность тематики, наличие актуальной зарубежной литературы и новых теоретических подходов свидетельствуют о реальном интересе науки в развитых странах к вопросам внедрения систем менеджмента качества.

Все большее число предприятий  и организаций в России внедряют всеобщий менеджмент качества, так  как в условиях международных  рыночных отношении у них нет  другой альтернативы быстро и убедительно  показать партнерам и другим участникам делового общения, что их организации стабильно держатся на рынке, выпускают качественную, конкурентоспособную продукцию. Все больше отечественных фирм проходят сертификацию на соответствие международным стандартам, стремятся попасть в число тех фирм, которых Европейский Фонд Менеджмента Качества (European Foundation for Quality Management - EFQM) включил в список компаний, достигших делового совершенства.

Следует отметить, что эффективное  внедрение всеобщего менеджмента  качества в современных условиях невозможно без применения информационных технологий. Эта тема актуальна для  России прежде всего потому, что  применение таких технологий стало  нормой во всех индустриально развитых странах. Изучение, обобщение и внедрение  опыта этих стран в области  стандартизации и управления качеством  с использованием информационных технологий является необходимым условием подготовки полноценного вхождения нашей страны в мировое экономическое пространство, условием решения актуальных задач  переходного периода на всех уровнях  управления этим процессом.

Цель курсовой работы является определение путей внедрение  системы TQM в отечественной практике.

В данной курсовой работе рассмотрены  следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и содержание категории «качество», исходя из условий существования отечественных предприятий в современных условиях;
  • рассмотреть состояние и место TQM в системе управления предприятием на основе анализа современных тенденций управления качеством;
  • определить критерии оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества;
  • рассмотреть основные принципы TQM;

Объектом исследования в  данной курсовой работе корпорация Тойота.

Предметом исследования является его деятельность.

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

Понятия качество, управление качеством, актуальность.

 

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся  к его способности удовлетворять  установленным или предполагаемым требованиям.

 

Качество продукции в  последнее время приобретает  все большее значение в связи  с интеграцией рынка, научно-техническим  прогрессом и, как следствие, постоянно  возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое множество, и для каждого  они различны, возникла необходимость  развития такого течения в менеджменте, как управление качеством.

 

Управление качеством - это  деятельность по управлению всеми этапами  жизненного цикла продукции, а также  взаимодействием с внешней средой.

 

В результате во всем мире стали  разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий  момент насчитывается уже несколько  сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям  потребителей по всем параметрам.

 

Существуют различные  концепции управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества "TQM", идеологию  которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.

 

Основная идея концепции  Шухарта заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: "Контрольных карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций.

 

Рис.1. Контрольная карта

 

Шухартом впервые была предложена циклическая модель, разделяющая управление качеством на 4 стадии: 1. Планирование (Plan), 2. Реализация (Do), 3.Проверка (Check), 4. Корректирующие воздействия (Action). Наибольшее распространение эта модель получила в Японии.

 

В свою очередь, Э. Деминг разработал и предложил программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на 3 прагматичных аксиомах:

 

1. Любая деятельность  может рассматриваться, как технологический  процесс, а значит, может быть  улучшена.

 

2. Производство должно  рассматриваться, как система,  находящаяся в стабильном или  нестабильном состоянии, поэтому  решение конкретных проблем не  является достаточным - все равно  вы получите только то, что  даст система. Необходимы фундаментальные  изменения в процессе.

 

3. Высшее руководство  предприятия должно во всех  случаях принимать на себя  ответственность за свою деятельность.

 

В 1982 году, под редакцией  Э. Деминга была выпущена книга «Качество, продуктивность и конкурентоспособность», содержащая 14 постулатов, которые позволяют организовать работу производства правильно.

 

Эти постулаты позволяют  сделать вывод о том, что при  высокой степени ответственности  руководства, постоянно улучшая  качество выпускаемой продукции  и каждый процесс в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить затраты  предприятия. Уменьшение затрат, повышение  производительности и успехи команды  на рынке - это естественные следствия  улучшения качества.

 

Говоря о современных  методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа  Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана».

 

Эта спираль имеет следующий  вид:

 

1. Исследования рынка.

 

2. Разработка проектного  задания.

 

3. Проектно- конструкторские  работы.

 

4. Составление технических  условий.

 

5. Разработка технологий  и подготовка производства.

 

6. Материально-техническое  снабжение.

 

7. Изготовление инструментов  и контрольно-измерительных средств.

 

8. Производство.

 

9. Контроль процесса производства.

 

10. Контроль готовой продукции.

 

11. Испытание рабочих характеристик  продукции.

 

12. 11.1Упаковка и хранение.

 

13. Сбыт.

 

14. Техническое обслуживание.

 

15. Утилизация.

 

16. Исследование рынка.

 

17. По концепции Джурана - непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется «AQL- ежегодное улучшение качества». Её идея состоит в получении высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов. Основными принципами являются:

 

1. планирование улучшения  качества на всех уровнях и  во всех сферах деятельности  предприятия.

 

2. разработка мероприятий  направленных на исключение и  предупреждение ошибок

 

3. переход от административного  к планомерному управлению всей  деятельностью в области качества.

 

Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был  Ф. Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов) - «бездефектное изготовление продукции». Эта концепция базируется на следующих положениях:

 

1. Упор на предупреждение  появления дефектов, а не на  их исправление.

 

2. Направление усилий  на сокращение уровня дефектности  в производстве.

 

3. Оправдание нужд потребителя  в бездефектной продукции.

 

4. Формирование четких  целей в области повышения  качества на долгий период.

 

5. Понимание того, что  качество работы кампании определяется  не только качеством производственных  процессов, но и качеством деятельности  непроизводственных подразделений.

 

6. Признание необходимости  финансирования анализа деятельности  в области качества.

 

7. Ключевым принципом  программы бездефектного изготовления  продукции является недопустимость  какого-либо уровня дефектов кроме  нулевого.

 

8. Ученый Арманд Фейгенбаум разработал теорию комплексного управления качеством. Основная идея которой - всеобщее управление качеством, которое затрагивает все стадии создания продукции и все уровни управления предприятием при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий.

 

9. Автор японского варианта  комплексного управления качеством  - Каору Исикава, выделил следующие концептуальные положения:

 

1. Основной чертой является  участие работников в управлении  качеством;

 

2. Необходимо введение  регулярных внутренних проверок  функционирования системы качества;

 

3. Непрерывное обучение  кадров;

 

4. Широкое внедрение методов  статистического контроля.

 

2. ПОНЯТИЕ «TQM»

 

2.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM

 

В период переходной экономики  РБ необходимо внедрение ориентированных  на потребителя рыночных методов  управления качеством товаров и  услуг во всех сферах жизни. Метод  управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, "Всеобщее управление качеством", давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг.

 

Бове и Тилл дают следующее определение ТQМ: "Всеобщее управление качеством - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации".

 

Качество можно представить  в виде пирамиды

 

Рис. 2. Пирамида качества

 

Наверху пирамиды находится TQM - всеобщий менеджмент качества, который  предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых  управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с  выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное  выявление брака). Качество продукции  является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно  оценивается качество годной продукции, мнение потребителя.

Информация о работе Управление качеством