Управление как процесс и его значимость для современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Внедрение рыночной экономики, новые экономические взаимоотношения, дальнейшее расширение сферы влияния, разделение и кооперация, дифференциация и интеграция труда указывают, что деятельность менеджеров и бизнесменов становится все более интенсивной, а это обуславливает необходимость неустанного совершенствования применяемых методов и приемов. Организации остро ощущают потребность в специалистах, обладающих обширными и глубокими познаниями в области современного менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
1.1 Понятие управления и его эволюция…….………………………………………….5
1.2 Характеристика методов управления организацией ……………………………...20
1.3 Методы анализа управления…………..…………………………………………….24
1.4 Зарубежный и российский опыт управления…………..…………………………..32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Каскад».
2.1 Общая характеристика ООО «Каскад»…………………………..………………....45
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Каскад»..………………48
2.3 Анализ функций управления ООО «Каскад»…………………………………53
2.3.1. Анализ функции планирования…………………………………………………..53
2.3.2. Анализ функции организации……………………………………………………58
2.3.3. Анализ функции мотивации……………………………………………………...59
2.3.4. Анализ функции контроля………………………………………………………..67
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ ООО«Каскад»……………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….80
Список Литературы…………………………………………………………………...…83

Файлы: 1 файл

Курсовая... Готовая версия.docx

— 954.69 Кб (Скачать файл)

Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть». Затем проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо».

Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

Восприятие бизнеса  как системы.

  1. Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем.
  2. Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать.
  3. Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом.

Восприятие деятельности как процесса.

  1. Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить.
  2. Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны.
  3. В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу.
  4. Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную.
  5. Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги.

Стандартизация  и прозрачность ответственности.

  1. Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством.
  2. Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности.
  3. Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными.
  4. Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов.

Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии.

Процессный подход, наряду с общей идеологией, включает в  себя не только описание бизнеса как  сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов. Таким образом, применение процессного  подхода требует описания, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Здесь, в свою очередь, встает вопрос о программном обеспечении управления бизнес-процессами. Примером продукта, который обеспечивает выполнение указанных функций, может послужить "ПитерСофт: Управление процессами" на платформе "1С: Предприятие 8.2.", который сочетает в себе особенности систем электронного документооборота и систем класса Workflow, BPMS.

Системный подход.

Это направление методологии  специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит  исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в  конкретных науках и выработке эффективной  стратегии их изучения.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные  системные принципы:

  1. целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);
  2. структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
  3. взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
  4. иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);

Множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:

  1. процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  2. необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  3. необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  4. цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
  5. восхождение от абсолютного к конкретному;
  6. единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  7. выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода.

При системном подходе  на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры  выхода — товара или услуги: что  производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для  кого, в какие сроки, кому продавать  и по какой цене. На эти вопросы  ответы даются одновременно. Выход  должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры  входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социальной и др.).

Системы бывают открытыми  и закрытыми.

Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.

Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т. д. Примеры открытых систем: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.

Очевидно, что хозяйствующие  организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т. д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов  и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы  для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего»  способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более  всего соответствует данной ситуации.

Понятие и виды функций  менеджмента.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых  в наименьшей степени зависит  от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

Дифференциация функций  менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):

общие функции менеджмента;

социально-психологические  функции менеджмента;

технологические функции  менеджмента.

Рис. 1.3. Система функций  менеджмента

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Успешный менеджмент в  любой организации должен предусматривать  осуществление следующих общих  функций:

  1. формирование целей;
  2. планирование;
  3. организацию;
  4. контроль.

Часто к ним добавляют  функции: мотивации, координации, управления.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические  и технологические функции взаимно  дополняют друг друга, создают целостную  систему менеджмента, позволяющую  дифференцировать методы и приемы управленческого  воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и  труд отдельных менеджеров.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может  быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

а) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

б) управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

в) конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны  деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены  на общие и конкретные.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры  управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:

  1. прогнозирование и планирование;
  2. организация работы;
  3. мотивация;
  4. координация и регулирование;
  5. контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере  деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

  1. перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
  2. организация работ по стандартизации;
  3. учет и отчетность;
  4. экономический анализ;
  5. техническая подготовка производства;
  6. организация производства;
  7. управление технологическими процессами;
  8. оперативное управление производством;
  9. метрологическое обеспечение;
  10. технологический контроль и испытания;
  11. сбыт продукции;
  12. организация работы с кадрами;
  13. организация труда и заработной платы;
  14. материально-техническое снабжение;
  15. капитальное строительство;
  16. финансовая деятельность.

Природа и состав функций  менеджмента

Общие и конкретные функции  управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Поле управления

Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю  схему можно расширить до трехмерной (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Объем управления

Содержание процесса управления инновациями

Общие функции отражают порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель — средства» (рис. 1.6).

Информация о работе Управление как процесс и его значимость для современной организации