Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа
Внедрение рыночной экономики, новые экономические взаимоотношения, дальнейшее расширение сферы влияния, разделение и кооперация, дифференциация и интеграция труда указывают, что деятельность менеджеров и бизнесменов становится все более интенсивной, а это обуславливает необходимость неустанного совершенствования применяемых методов и приемов. Организации остро ощущают потребность в специалистах, обладающих обширными и глубокими познаниями в области современного менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
1.1 Понятие управления и его эволюция…….………………………………………….5
1.2 Характеристика методов управления организацией ……………………………...20
1.3 Методы анализа управления…………..…………………………………………….24
1.4 Зарубежный и российский опыт управления…………..…………………………..32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Каскад».
2.1 Общая характеристика ООО «Каскад»…………………………..………………....45
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Каскад»..………………48
2.3 Анализ функций управления ООО «Каскад»…………………………………53
2.3.1. Анализ функции планирования…………………………………………………..53
2.3.2. Анализ функции организации……………………………………………………58
2.3.3. Анализ функции мотивации……………………………………………………...59
2.3.4. Анализ функции контроля………………………………………………………..67
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ ООО«Каскад»……………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….80
Список Литературы…………………………………………………………………...…83
- нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления;
- нет ли конфликта прав;
- существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными;
- эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи;
- сбалансированы ли полномочия и ответственность;
- существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления;
- адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.
Экономический анализ показывает:
- какое размещение ценностей наиболее эффективно сейчас;
- какие структурные процессы происходят в экономике и на предприятии;
- как эти процессы скажутся на эффективности размещения ценностей;
- какое наиболее эффективное размещение ценностей будет в будущем.
Финансовый анализ показывает:
- насколько эффективно используются финансовые ресурсы;
- способность платить по своим счетам в настоящее и будущее время;
- как у предприятия обстоят дела с наличностью и что можно ожидать в будущем;
- как быстро оборачиваются основные и оборотные активы;
- не слишком ли изношены производственные мощности;
- достаточно ли вложений технологии (патенты, лицензии), нет ли риска оказаться с устаревшей продукцией;
- что происходит с запасами, незавершенной продукцией и дебиторской задолженностью;
- какова структура капитала и велик ли риск попасть в долговую яму.
Проблемная ситуация и ее анализ
В ходе анализа проблемы:
- она разбивается на множество отдельных частей;
- выделяются основные и второстепенные характеристики проблемы;
- выявляются возможные взаимоотношения и взаимозависимости между ними;
- распознается вся совокупность причин и следствий;
- определяются закономерности возникновения и существования проблемы;
- разрабатываются рекомендации к действиям.
В рамках функции анализа
менеджер стремится конкретизировать
стоящую перед ним проблему, обработав
максимально большой объем
Проблемная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода ее в новое состояние. Проблема в буквальном переводе с греческого означает преграду, трудность, задачу.
Главным характеризующим признаком любой проблемной ситуации является частота возможного появления.Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Эти элементы бывают переменными и постоянными. Руководитель должен уметь быстро и четко выделить существенные, важные элементы ситуации, среди которых:
- состояние выполнения намеченного плана, программы в настоящее время (за прошлый период);
- потенциал кадров, производительность труда;
- состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;
- цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;
- соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленными целями и задачами; резервы и условия их выявления;
- масштабы оперативного простора, возможность его четкого фиксирования и вероятных изменений;
- основные факторы регулирования (поведение, организация);
- временные условия (сроки, ход производственного процесса) и другие ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении задачи;
- условия окружающей среды и качество отношений с нею;
- внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;
- материальные, моральные стимулы и их эффективность;
- работоспособность менеджеров;
- положение руководителя (престиж, авторитет), его объективные позиции.
Проблемы как задачи, требующие решения, являются составным элементом управленческой ситуации. Внутреннюю структуру проблемы могут составлять такие элементы, как:
- предмет (характеризует возникшее противоречие, которое выражается в вопросе: «В чем суть проблемы?»);
- объект (отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?»);
- субъект (тот, кто
связан с проблемой, ее
- связи (характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?»);
- цель решения проблемы (выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»).
Классифицировать проблемы возможно в зависимости от степени определенности их элементов:
1. С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами. Подобные проблемы обеспечивают при своем решении детерминированный результат и разрешаются адаптивным методом. В управленческой деятельности такая ситуация распространена не слишком широко и в основном характерна для тактических ситуаций.
2. С частично (на 40—80%) управляемыми и прогнозируемыми параметрами. Они наиболее часто встречаются на практике, что связано с эволюционными изменениями в условиях хозяйствования. При решении этих проблем используются все имеющиеся методы в разных сочетаниях.
3. С неуправляемыми и непредсказуемыми (свыше 90% неуправляемых параметров) параметрами, родившимися из революционных преобразований в технике, технологии, управлении. Как правило, у руководителя не может быть алгоритмов выхода из подобных ситуаций.
Проблемы можно
- первая группа проблем (проблемы функционирования) связана с тем, что фактические результаты деятельности не достигли требуемого уровня;
- вторая группа (проблемы
развития) означает расхождение
между потенциальными
Последовательность
- В чем суть проблемы? Какие признаки, симптомы, показатели? Что не устраивает в данной ситуации? Какая ситуация предпочтительнее? Реальная проблема или выдумана? Какой тип проблемы? Что будет, если проблему не решать?
- В чем особенности проблемы? В чем уникальность и новизна ситуации? Чего недостает? Что мешает? Чьи интересы затронуты?
- Каково идеальное решение проблемы? Какие возможны стратегии? Какие возможны результаты? Какие возможны потери?
- Какие возможны действия в реальных условиях? Конкретные меры. Конкретные результаты.
Системный подход в менеджменте предлагает аналитически выявлять структурные процессы, которые возникают вновь и вновь. В результате анализа любой управленческой проблемы появляются «типичные структуры», «архетипы систем». Они представляют собой ключ к умению опознать реально возникающие проблемные ситуации, так как большинство управленческих ситуаций достаточно универсально.
Системные архетипы помогают
менеджерам эффективно и удобно решать
проблемы структуризации, систематизации
и накопления знаний и умений. Замечательные
свойства архетипов заключаются
не только в том, что они позволяют
концентрировать сложный
Архетип — это что-то знакомое. Опыт работы накапливается, со временем закономерность осознается, формируется архетип ситуации, который впоследствии применяется на практике. В условиях динамично изменяющейся рыночной обстановки архетипное видение проблем становится незаменимым средством менеджера для того, чтобы укладываться в минимальное для решения проблем время.
Очевидно, что дешевле
периодически проводить комплексную
диагностику организации и
1.4 Зарубежный и российского опыт управления персоналом.
Основные
тенденции и концепции
В современных условиях менеджмент
можно охарактеризовать как сложное
явление, которое отражается практически
на всех сторонах жизни общества. Существуют
многочисленные теории организации
и управления, но, как считают
специалисты, ни одна из них не может
рассматриваться как
На зарубежных предприятиях человек рассматривается как наивысшая ценность. Развитие и распространение этой концепции, которая получила название концепции управления человеческими ресурсами, превратилось в важнейшую тенденцию, находящуюся во взаимосвязи и взаимодействии с такими тенденциями менеджмента:
глобализацией экономики;
переходом от традиционных принципов управления ("стабильность, экономичность, контроль") к новым — "партнерство, гуманизация, экологичность";
распространением
За последние 20-30 лет отношение к человеческим ресурсам, в том числе и к управленческому персоналу, изменилось. Организации, ведущие эффективную деятельность, овладели огромным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, "балансируя" между технократическим и гуманистическим подходами. Несмотря на большую привлекательность, технократический подход в полной мере не оправдал себя. В связи с этим произошло смещение акцентов на целостный подход, в основе которого лежит долговременное развитие интеллектуального и трудового потенциала работника (в первую очередь связанного с управленческой деятельностью).
Одной из основных причин переориентации управления на человеческие ресурсы стало осознание людьми своей роли в производстве под воздействием перехода от утоления потребностей низкого уровня к удовлетворению потребностей более высоких уровней.
Люди больше не желают быть придатком механизма, будь он управленческим или производственным. Несмотря на то, что гуманистический подход оказался более дорогостоящим и не всегда удобным, именно он позволил поддерживать и повышать результативность деятельности организации.
В этих условиях особо возрастает
роль руководителя независимо от того,
к какому уровню управления он принадлежит.
Именно руководитель должен ориентировать
ресурсы организации на инновационные
мероприятия, которые обеспечивают
выживание предприятия в
В США интенсивно разрабатываются следующие направления по вопросам управления кадрами:
подход к управлению персоналом,
зависящий от случайных факторов
смены научно-технических
новые направления по управлению персоналом в транснациональных корпорациях и деятельность персонала, занятого работой с кадрами по отбору, подготовке, повышению квалификации и совершенствованию оплаты труда.
Подобные тенденции можно отметить и в работе европейских компаний.
В условиях динамичного развития научно-технического прогресса специалисты пришли к выводу, что одним из основных компонентов эффективной работы предприятий является повышенное внимание к кадрам и методам управления их совместной деятельностью в условиях высокоавтоматизированных технологий.
Поэтому можно выделить основные концепции управления персоналом:
социальные инновации не менее важны, чем технологические;
капитал вкладывается не только в технологию, но и в кадры;
координация активности сотрудников обеспечивается через взаимопонимание и средства коммуникации;
необходимо совместное решение проблем коллективом.
Большую роль, как было уже отмечено, играет взаимосвязь стратегии управления персоналом со стратегией развития организации. Схематически этапы стратегического управления персоналом показаны на рис. 1.7
В зависимости от стратегии развития фирмы, ее особенностей и статуса различаются и методы работы с кадрами. Поэтому очень многое зависит от высокоэффективного развития служб управления персоналом.
Роль кадровых служб в работе
с управленческим персоналом за рубежом
В своем формировании кадровые службы прошли определенные этапы, из которых выделяют три основных:
1890-1920 гг. — период, характеризующийся
резким увеличением
с начала 30-х годов — период создания различных социальных программ, увеличения влияния "философии человеческих отношений" при незначительной связи работников социально-психологических служб фирм с линейными руководителями; • с 60-х годов — период, когда человеческий фактор начал приобретать все большее значение. Именно поэтому те компании, которые раньше других сделали ставку на первоочередное внимание к человеческим ресурсам, начали более эффективно работать и заложили раньше других прочный фундамент своего благосостояния.
Немецкий исследователь И. Хентце определил следующий состав функциональных блоков по управлению персоналом, задачи которых являются первоочередными для кадровых служб (табл. 1.2).
Информация о работе Управление как процесс и его значимость для современной организации