Управление как процесс и его значимость для современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Внедрение рыночной экономики, новые экономические взаимоотношения, дальнейшее расширение сферы влияния, разделение и кооперация, дифференциация и интеграция труда указывают, что деятельность менеджеров и бизнесменов становится все более интенсивной, а это обуславливает необходимость неустанного совершенствования применяемых методов и приемов. Организации остро ощущают потребность в специалистах, обладающих обширными и глубокими познаниями в области современного менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
1.1 Понятие управления и его эволюция…….………………………………………….5
1.2 Характеристика методов управления организацией ……………………………...20
1.3 Методы анализа управления…………..…………………………………………….24
1.4 Зарубежный и российский опыт управления…………..…………………………..32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Каскад».
2.1 Общая характеристика ООО «Каскад»…………………………..………………....45
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Каскад»..………………48
2.3 Анализ функций управления ООО «Каскад»…………………………………53
2.3.1. Анализ функции планирования…………………………………………………..53
2.3.2. Анализ функции организации……………………………………………………58
2.3.3. Анализ функции мотивации……………………………………………………...59
2.3.4. Анализ функции контроля………………………………………………………..67
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ ООО«Каскад»……………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….80
Список Литературы…………………………………………………………………...…83

Файлы: 1 файл

Курсовая... Готовая версия.docx

— 954.69 Кб (Скачать файл)

Рис. 1.6. Взаимосвязь общих  функций менеджмента

В первом контуре «цель  — планирование» процесс планирования завершается при условии, что  предусмотренные мероприятия и  запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных  целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

На втором этапе в контуре  «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных  решений, которые бы обеспечили безусловное  и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных  условиях осуществляется непрерывный  контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

Состав и содержание социально-психологических  функций менеджмента

Социально-психологические  функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между  людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

Социально-психологические  аспекты управления в современных  условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской  деятельности организации.

К социально-психологическим  функциям менеджмента относятся  делегирование и мотивация.

Обе эти функции позволяют  определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких  результатов.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и  понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

Побуждения человека и  коллектива проявляются в мотивационном  поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

Состав и содержание технологических  функций менеджмента

Технологические функции  менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.

Они включают два главных  компонента: коммуникации и решения.

Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Коммуникация как функция  менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков  на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникации в менеджменте  заключаются в следующем:

  1. определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
  2. организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
  3. формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
  4. разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
  5. координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
  6. разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

Управленческое решение - это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы. Состав основных решений по функциям менеджмента представлен в табл. 1.1.

Основные требования, предъявляемые  к управленческим решениям, заключаются  в следующем:

  1. целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития);
  2. иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);
  3. обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности);
  4. адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);
  5. обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);
  6. директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер).

Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента

Функция менеджмента

Типичные управленческие решения

Формирование целей

Принятие миссии предприятия

Формирование целевых  параметров

Принятие стратегической концепции предприятия

Утверждение целевых параметров проекта

Планирование

Формирование тематического  плана НИОКР

Утверждение календарного графика  работ по проекту

Утверждение сметы затрат по проекту

Формирование производственной программы предприятия

Утверждение штатного расписания по подразделениям

Запрос кредитных средств  на инновации

Принятие финансового  плана предприятия

Утверждение плана реализации продукции

Организация

Создание предприятия

Выбор организационно-правовой формы предприятия

Принятие организационной  структуры предприятия

Утверждение положений о  службах предприятия и должностных  инструкциях

Создание новых или  упразднение существующих подразделений  предприятия

Открытие филиала или  дочерней фирмы предприятия


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.1

Мотивация

 определение потребности  работников;

предоставление возможности  работнику удовлетворить эти  потребности через хорошую работу.

Контроль

Оценка состояния работ  по проекту

Оценка финансового состояния  предприятия

Анализ работы служб и  подразделений предприятия

Распоряжение об изменении  сроков проведения работ по проекту

Установление порядка  оценки деятельности исполнителей

Оценка исполнения стратегической концепции предприятия


 

1.2 Характеристика методов управления организацией.

В настоящее время в  управленческой мысли широко распространен  процессный подход к управлению, который  рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной  переменной от другой.

Большинство людей планируют  свою деятельность на день (месяц, год  и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая  повседневная работа затрагивает целый  ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческих работ, называемых функциями  управления. В социально- экономических  системах понятие “функция” также  широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как  возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно к  решению конкретной проблемы. Поэтому  функция рассматривается как  объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.

Составляющие процесса управления

Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные  функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Функции управляющей системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов  функций:

а) Планирование;

б) Организация;

в) Стимулирование /мотивация/;

г) Контроль.

Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса:

  • где организация находится в настоящее время;
  • куда она хочет двигаться;
  • как организация собирается сделать это.

Организация.

Этапы:

1. структурная организация  (включает структуру полномочий  и структуру коммуникаций;

2. организация процесса  производства (включает организацию  работы персонала, работы во  времени, работы в пространстве).

Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.

Этапы:

1. определение потребности  работников;

2. предоставление возможности  работнику удовлетворить эти  потребности через хорошую работу.

Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.

Этапы:

1. установление стандартов;

2. измерение того, что  было фактически достигнуто и  сравнение достигнутого с намеченными  стандартами;

3. определение  источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

Концепция управленческого процесса применима  ко всем типам организаций, поскольку  процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет  возможность их использования и  выбора содержания в зависимости  от условий каждой конкретной фирмы.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому  изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

Сущность и  содержание функций менеджмента

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами и способами), а также  соответствующая организация работ.

Как мы видим, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким  образом, для выполнения той или  иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно  в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать  его выполнение. Это и есть функции  управления. Хотя со временем техника  управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции  остались сравнительно неизменными.

Информация о работе Управление как процесс и его значимость для современной организации