Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа
Внедрение рыночной экономики, новые экономические взаимоотношения, дальнейшее расширение сферы влияния, разделение и кооперация, дифференциация и интеграция труда указывают, что деятельность менеджеров и бизнесменов становится все более интенсивной, а это обуславливает необходимость неустанного совершенствования применяемых методов и приемов. Организации остро ощущают потребность в специалистах, обладающих обширными и глубокими познаниями в области современного менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
1.1 Понятие управления и его эволюция…….………………………………………….5
1.2 Характеристика методов управления организацией ……………………………...20
1.3 Методы анализа управления…………..…………………………………………….24
1.4 Зарубежный и российский опыт управления…………..…………………………..32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Каскад».
2.1 Общая характеристика ООО «Каскад»…………………………..………………....45
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Каскад»..………………48
2.3 Анализ функций управления ООО «Каскад»…………………………………53
2.3.1. Анализ функции планирования…………………………………………………..53
2.3.2. Анализ функции организации……………………………………………………58
2.3.3. Анализ функции мотивации……………………………………………………...59
2.3.4. Анализ функции контроля………………………………………………………..67
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ ООО«Каскад»……………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….80
Список Литературы…………………………………………………………………...…83
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.
Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.
Концепция российского менеджмента
как процесса выполнения взаимосвязанных
функций планирования, организации,
координирования и
Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.
Наиболее полное содержание
менеджмента как процесса отражают
основные функции, выступающие общим
условием управления социальными и
социально-экономическими процессами.
Процесс воздействия будет
Сущностная особенность
менеджмента обуславливает
В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента. Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.
Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Переходный этап развития рыночной экономики России (а также, в частности, и ПМР) характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.
Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.
Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостной процесс.
1.3 Методы анализа управления.
Методы управления представляют собой способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.
Методы управления — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
Методы управления — способы воздействия на коллективы трудящихся и отдельных работников для достижения поставленных целей.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. В управленческой деятельности методы управления занимают особое место, поскольку отвечают на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу наиболее эффективно, сокращая затраты времени на целеполагание и целереализацию.
При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение свою систему правил, приемов и подходов, что позволяет организации вырабатывать свой «фонд методов управления»[1]. Одна из попыток формирования «фонда методов управления» представлена в Приложении 5.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т. д.).
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации).
Классификации методов управления
Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач.
Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям.
В табл. 3.2 представлена наиболее известная классификация, в которой выделены:
• общенаучные методы, в основе которых:
— системный подход;
— комплексный подход;
— конкретно-исторический подход;
— моделирование;
— экспериментирование;
— социологическое исследование;
— экономико-математические методы (ЭММ);
• конкретные (или специфические) методы управления, выделяемые по трем основным направлениям:
— методы управления функциональными подсистемами;
— методы выполнения функций управления;
— методы принятия управленческих решений.
Таблица 1.2. Характеристика наиболее известных методов в науке управления
Название метода |
Характеристика |
Общенаучные методы | |
Системный подход |
Способ рассмотрения управляющей и управляемой систем в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью; способ выявления свойств системы, ее внутренних и внешних связей; способ использования методологии системного анализа |
Комплексный подход |
Способ рассмотрения управленческих
отношений и их конкретных форм в
единстве с общими свойствами и устойчивыми
взаимосвязями важнейших |
Конкретно-исторический подход |
Способ исследования возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности |
Моделирование |
Построение моделей |
Экспериментирование |
Научно поставленный опыт проверки возможных решений на одном или нескольких объектах, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления организацией |
Социологическое исследование |
Способ определения роли возможных
мотивов поведения и характера
взаимоотношений в трудовом коллективе
(социально-психологический |
Экономико-математические методы (ЭММ) |
Описание экономических |
Конкретные (или специфические) методы управления | |
Методы управления функциональными подсистемами |
Виды работ, используются специалистами функциональных подсистем (производство, персонал, маркетинг и др.) при разделении управленческого труда |
Методы выполнения функций управления |
Действия, связанные с выполнением функций (планирование, организовывание, мотивация, координация и др.), составляющих процесс управления |
Методы принятия управленческих решений |
Способы осуществления управленческой деятельности на этапах, необходимых для разрешения проблем: - методы постановки проблем; - методы решения проблем; - методы выбора решений; - методы организации выполнения принятия решений |
Рассмотрим более подробно некоторые из специфических методов управления.
Методы организации выполнения принятия решений - методы принятия управленческих решений на этапах, необходимых для разрешения проблем:
• методы постановки проблем;
• методы решения проблем;
• методы выбора решений;
• методы организации выполнения принятия решений.
Для первой группы характерны широко применяемые логически выверенные методы, в основе которых приемы сравнения, аналогии, декомпозиции целого на составные части и, наоборот, объединение отдельных частей в группы.
Вторая группа — это экспертные методы, использующие различную технику анализа. Среди них наиболее знамениты метод «мозгового штурма», метод Дельфы и метод номинальной групповой техники.
Методы третьей группы можно разделить на:
- методические приемы и подходы к хорошо структурированным проблемам, которым присуще четкое выделение целевой функции, взаимосвязи переменных, ограничений. К ним относятся ЭММ, теория массового обслуживания, метод дисперсионного и корреляционного анализа;
-
методы для слабоструктурирован
К четвертой группе относятся .методы составления плана реализации. Характеристика методов организации выполнения принятия решений представлена в табл. 3.3.
Методы управления также характеризуются в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Функция анализа является первой функцией управленческого цикла. Совокупность выполняемых работ в рамках данной функции достаточно обширна: сбор информации, ее обработка, классификация, систематизация, хранение и анализ в целях управления. Анализ предваряет все функции менеджмента, но не характеризует активность воздействия субъекта управления на объект управления. Анализ является внутренней функцией управления.
Аналитическая деятельность
— это удел управленца. Для управленца
аналитическая деятельность лежит
в плоскости базового процесса и
является предметом самых серьезных
размышлений. Аналитик — это управленец,
разрабатывающий решения. Право
придать результатам
Управленческий анализ показывает:
- что мешает добиться эффективного размещения ценностей;
Информация о работе Управление как процесс и его значимость для современной организации