Управление конфликтами и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы конфликтов (на основе литературных источников);
- обозначить методы разрешения и управления конфликтами;
- выявит наличие конфликтных ситуаций на анализируемом предприятии;
- исследовать направления совершенствования управления конфликтами.
Работа имеет следующую структуру:
введение;
основную часть, состоящую из трех глав;
заключение;
список литературы;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ……………………………...7
1.1. Определение конфликта …………………………………………………….7
1.2. Типы конфликтов …………………………………………………………..8
1.3. Непосредственные причины конфликтов ………………………………...11
1.4. Структура конфликтной ситуации ………………………………………..21
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ …………………………………23
2.1. Методы предупреждения конфликтов …………………………………...23
2.1. Методы разрешения конфликтов …………………………………………27
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА ………………………………………....33
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список использованной литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.43 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..5

ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ……………………………...7

1.1. Определение конфликта …………………………………………………….7

1.2. Типы конфликтов …………………………………………………………..8

1.3. Непосредственные причины конфликтов ………………………………...11

1.4. Структура конфликтной ситуации ………………………………………..21

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ …………………………………23

2.1. Методы предупреждения  конфликтов …………………………………...23

2.1. Методы разрешения  конфликтов …………………………………………27

ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА ………………………………………....33

Заключение ……………………………………………………………………....39

Список использованной литературы …………………………………………..42

Введение

Конфликт  сам по себе не есть проблема, проблема в том, что нам делать с нашими различиями. Лучший способ предупредить конфликт – не допустить его. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать. Конфликты, затрагивая коренные интересы людей, их социальный статус, престиж, будущее материальное благосостояние, в условиях нестабильности социально-экономической обстановки в стране нередко вызывает у человека состояние тревожности, раздражительности, различных по глубине и содержанию межличностных конфликтов. 
Производственные конфликты, ставшие одним из важных компонентов кризиса, резко меняют социально-психологическую атмосферу в обществе. Источники этих конфликтов в изменении непосредственной ситуации и, как следствие, в изменении отношения к труду.

В связи  с этим, проблема межличностных конфликтов во взаимоотношениях сотрудников предприятия, умения разрешать и управлять  ими имеет актуальное значение.

Все это  вызвало необходимость теоретического исследования проблем, связанных с  конфликтами, выработки практических мер для управления конфликтами, а также прогнозирования их возникновения  и возможных последствий, что  и является целю данной работы.

Задачи  работы:

- рассмотреть  теоретические основы конфликтов (на основе литературных источников);

- обозначить  методы разрешения и управления  конфликтами;

- выявит  наличие конфликтных ситуаций  на анализируемом предприятии;

- исследовать  направления совершенствования  управления конфликтами.

Работа  имеет следующую структуру:

  • введение;

  • основную часть, состоящую из трех глав;

  • заключение;

  • список литературы;

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.

Глава первая раскрывает основные понятия, характеризующие  природу, типы, причины возникновения  и последствия конфликтов. 
Глава вторая имеет практический характер, где рассматриваются методы предупреждения и разрешения конфликтов.

В главе  третьей представлены важнейшие задачи менеджера. 
Основными источниками при написании данной работы послужили: учебная литература, справочная и научная литература, посвященные управлению персоналом и управлению конфликтами на предприятии, прочие актуальные источники информации.

 

ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ

1.1.Определение конфликта

Конфликт – явление  социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны  социального бытия, место и роль человека в нём.

Правомерно считать, что  межличностный конфликт – один из уходящих в глубины тысячелетий  способов взаимодействия человеческих существ. Он получил развитие раньше внутриличностного конфликта. Так как отношения между отдельными людьми предшествовали общению индивида с самим собой, его автокоммункации. Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьёзного расхождения их интересов, оценок, целей.

Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.1

Далее, конфликт – явление  осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально  отличается от других живых существ  тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности.

Таким образом, конфликт предстаёт  как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более  широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Конфликт – явление  широко распространённое, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают  во всех сферах общественной жизни  – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология.

Бесконфликтность – это  иллюзия, утопия и уж тем более  не благо. Конфликты, как и любые  социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. В этом смысле они не только допустимы, но и желательны, могут быть полезны как источник и фоктор общественной активности.

Конфликт – это такое  взаимодействие, которое протекает  в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Активное противоборство и противодействие отличают конфликт от других форм кронфронтации – таких, как отсутствие согласия по тому или иному вопросу, противоречие интересов различных общностей и индивидов, коллизии между нормальными и правовыми нормами, соревновательное соперничество в чём-то или жестокая конкуренция.

Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений  между людьми, способов взаимодействия при столкновении несовместимых  взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

 

1.2. Типы конфликтов

Внутриличностный конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и т. п. у одного и того же человека.

Внутриличностный конфликт выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнедеятельностью. Он часто возникает тогда, когда человеку приходится «играть» несколько несовместимых ролей. О подобном примере мы читаем в книге В. Зигерта, Л. Ланга «Руководить без конфликтов»: «Сотрудник получил повышение. Со многими он мог быть знаком долгие годы. Со всеми он был на «ты», вместе с другими перемывал косточки руководству. Теперь он сам стал руководителем. Может ли он оставаться на «ты»? Сам он «тыкать» уже не может».2

Подобный конфликт ролевой, когда  к одному человеку предъявляются  противоречивые требования, при которых  человек одновременно должен быть исполнителем нескольких ролей.

Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными установками, взглядами, ценностями, чертами характера.

Межличностный конфликт — система взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

Конфликт между личностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы: например, одна из продавщиц, желая больше заработать, предложила выехать в воскресный день на ярмарку с выездной продажей товаров. Коллектив магазина расценил такое предложение как «чрезмерное» усердие перед начальством и возмутился.

Подобный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: он часто вынужден предпринимать  дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.

Межгрупповой конфликт отражает это  противоречие, при котором конкурирующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые  цели и препятствующие друг другу  на пути их осуществления.

В торгово-коммерческой деятельности такого рода конкурентный вариант взаимоотношений  может возникнуть между предприятием-изготовителем  и коммерческим предприятием. Посредником  в таком конфликте является юрист. Он получает договоры поставок и анализирует  правильность их оформления, а также  стремится к максимальной выгоде при заключении его предприятием. По не удовлетворяющим предприятие  пунктам договора (например, требование предоплаты или высокие суммы  на транспортные расходы) составляется протокол разногласий и отправляется предприятию-изготовителю. Результатом  такого конфликта может стать  новый подход, открывающий путь решения  возникшей проблемы.

Типология конфликтов может проводиться  на основе учета специфики конфликтной  ситуации.

С этой точки зрения различают истинный, ложный, явный и скрытый конфликты.

Истинный конфликт — в основе такого конфликта лежит объективно существующая конфликтная ситуация, т. е. реально неделимый объект притязаний оппонентов. Примеры:

а) торгово-коммерческая фирма «Контакт»  и магазин «Продукты» конфликтуют  из-за площади здания второго этажа, которое по документу о собственности  принадлежит магазину, но которое  на протяжении двадцати лет занимало торговое объединение «Продтовары», преобразованное затем в торгово-коммерческую структуру «Контакт». Конфликтная ситуация по документам юриста должна разбираться в арбитражном суде;

б)  два покупателя претендуют на товарное изделие, существующее в единственном экземпляре;

в) сохранение чувства собственного достоинства. Истинный конфликт может быть явным и скрытым.

Явный конфликт предполагает наличие объективно существующей конфликтной ситуации, при которой цели оппонентов пересекаются и каждый из них имеет достаточно четкое представление о намерениях противодействующей стороны.

Скрытый конфликт — такой, при котором в условиях объективной ситуации один из оппонентов по каким-то причинам не воспринимает возникшее отношение как конкурентное.

Например, продавец допустил обсчет (обвес), но покупатель этого не заметил. Эта  объективная ситуация может вскрыться  и вылиться в открытый, явный конфликт.

Ложный конфликт — вид общения, при котором конкурентный характер взаимоотношений возникает в условиях объективной конфликтной ситуации. Такие случаи возможны, если объект притязаний в действительности не является неделимым. Однако оппоненты неадекватно оценивают сложившуюся ситуацию.

 

    1. Непосредственные причины конфликтов

Организация в широком  смысле представляет собой социальную систему, устойчивую форму объединения  людей – индивидов, групп и  иных общностей, причастных к определенной совместной деятельности, а также  условия их взаимодействия друг с  другом. Это более или менее сложное структурное образование, которому свойственны упорядоченность, формализация и стандартизация социальных связей и отношений, интеграция составляющих его элементов и их функций.

В обычном, узком смысле слова  организация есть способ организационного построения, призванного гарантировать  прочность объединения определенного числа людей и соответствующую структуру. Ей присущ ряд отличительных черт: целевая природа, поскольку организация создается для реализации тех или иных целей и характеризуется прежде всего через это целедостижение; распределение членов организации — участников совместной деятельности — по статусам и ролям в интересах достижения поставленной цели; функциональная специализация, основанная на общественном разделении труда и форм деятельности; наличие управляющих подсистем или звеньев, которые, используя свои специфические средства регулирования и контроля, обеспечивают координацию совместной деятельности, придание организации стабильности.

Экономические организации (акционерные общества, хозяйственные  товарищества, производственные и потребительские  кооперативы, государственные и  муниципальные коммерческие предприятия) имеют свои особенности в структурном  отношении и функционировании. В  частности, их специфика заключается  в том, что они создаются какими-то другими, более широкими организациями  или личностями специально для производства и реализации товаров, оказания всевозможных услуг, извлечения прибыли.

Информация о работе Управление конфликтами и методы их разрешения