Управление конфликтами и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы конфликтов (на основе литературных источников);
- обозначить методы разрешения и управления конфликтами;
- выявит наличие конфликтных ситуаций на анализируемом предприятии;
- исследовать направления совершенствования управления конфликтами.
Работа имеет следующую структуру:
введение;
основную часть, состоящую из трех глав;
заключение;
список литературы;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ……………………………...7
1.1. Определение конфликта …………………………………………………….7
1.2. Типы конфликтов …………………………………………………………..8
1.3. Непосредственные причины конфликтов ………………………………...11
1.4. Структура конфликтной ситуации ………………………………………..21
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ …………………………………23
2.1. Методы предупреждения конфликтов …………………………………...23
2.1. Методы разрешения конфликтов …………………………………………27
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА ………………………………………....33
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список использованной литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.43 Кб (Скачать файл)

Под ценностями разумеют положительную  или отрицательную значимость для  человека объектов окружающего мира. Критерии и способы оценки этой значимости находят выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, жизненных  установках, целях. Противоречия в оценках, несовпадение взглядов заставляют конфликтующие  стороны доказывать свою правоту  или же, приняв во внимание аргументы  оппонентов, удостовериться в недостатках  собственной точки зрения.

Так, многие учителя, работники  медицинских и культурно-просветительных  учреждений в разных формах протестуют против низкой оплаты своего труда. Они  усматривают в этом факте свидетельство  пренебрежительного отношения органов  власти к социальной сфере, недооценки значимости образования, здравоохранения  и культуры. В данном случае речь идет о расхождениях в понимании  ценностей, нравственной оценке того, что необходимо людям, обществу.

Таким образом, конфликт ценностей  сталкивает противоположные интерпретации  социальных связей и целей. В силу этого он проявляется не только в  интеллектуальной и духовно-нравственной областях,

но также как апелляция  к материальным потребностям, ориентация на социально-экономические отношения. Временно разъединяя людей, такой конфликт вместе с тем сохраняет ресурс ценностных установок на солидарность, что в конечном счете имеет положительное значение, помогает урегулированию конфликтных ситуаций.

Любой конфликт в организации  есть прямой результат накопления неудовлетворенности  существующим положением, возрастания  противоречий, обострения социальной напряженности. В Российской Федерации  общими факторами такой напряженности  в настоящее время, в частности, выступают: недовольство ходом и  результатами реформирования экономики; большие социальные издержки внедрения  рыночных отношений, включая неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры предприятий и регионов; административный и правовой беспредел; рост преступности и признаки нравственной деградации. Дополнением к этому могут служить условия, свойственные той или иной отрасли хозяйства, региону страны или конкретной организации.

 

    1. Структура конфликтной ситуации

Конфликт – не одномоментный  акт, а всегда процесс, происходящий в определённых границах. Он имеет  внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в которой  возникает и развивается.

Любой конфликт отличается своеобразием, развёртывается по-своему. Но при этом ему присуще нечто  общее, что характерно для «анатомического» строения и движения конфликтов, для  их исходного положения, структуры  и динамики развития.

Известны две модели описания конфликта – структурная и  процессуальная. Первая из них концентрирует  внимание на анализе условий, лежащих в основе конфликта, и на установлении параметров которые влияют на конфликтное поведение. Вторая же модель делает акцент на процессе протекания конфликта, то есть на его возникновении, последующих стадиях и фазах,  конечном исходе. Часто используется совмещение этих моделей, позволяющие отразить особенности структуры и динамики конкретного конфликта, оттенить его социально-психологическую специфику.

При выявлении структуры  конфликта полезно применение картографического  метода. Его смысл состоит в  графическом изображении слагаемых  конфликтов, определении основной проблемы, разделяющей непосредственных участников конфликтной ситуации. Исходное положение, основу конфликта образует конфликтная ситуация, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, группового поведения и межличностного взаимодействия.

Конфликтная ситуация включает в свою структуру ряд элементов. Важнейший из них – это непосредственные участники конфликта. Другой непременный элемент – проблема, требующая своего решения, основная причина, «яблоко раздора», то есть предмет конфликта.

Предмет конфликта – это  всегда та объективно существующая или  мыслимая (воображаемая) проблема, которая  подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и  оценках оппонентов. Этим предметом  могут быть ценности и связанные  с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное  положение личности в организации  и т.п.

Предмет конфликта должен отвечать ряду условий. Ему надлежит быть неделимым, то есть не распадаться  на самостоятельные проблемы, доступным  каждому участнику в плане  получения необходимых для определения  своей позиции сведений.

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

2.1. Методы предупреждения  конфликтов

Предупреждение конфликтов - деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.

Предупреждением конфликтов могут  заниматься:

  • субъекты, желающие обезопасить себя от роли противоборствующей стороны или пособника конфликта;
  • субъекты, желающие оказать помощь другим, предотвращая возникновение конфликта и заранее зная, что им не придется выполнять роль противоборствующей стороны.

Эффективность предупреждения конфликтов

Эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера.

Субъективные препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков. Например, есть люди, которые имеют привычку избавлять себя от скуки и унылого однообразия жизни за счет сознательного или несознательного провоцирования конфликтов с окружающими. Существует также тип людей, которые испытывают дискомфорт в нормальной ситуации и тяготеют к стрессовым ситуациям, также провоцируя их возникновение. Такие качества, как стремление к проявлению превосходства, хамство, хвастовство, неуважение к людям и другие в обязательном порядке создадут массу проблем для личности и сведут к минимуму возможности предупреждения конфликтов.

Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием.

  1. Во-первых, эти препятствия имеют социально-психологический характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие.
  2. Во-вторых, существуют нравственные препятствия. Нередко, и не без основания, конфликт рассматривается как частное дело сторон. С позиций гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично.
  3. В-третьих, существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения (даже из лучших побуждений) могут противоречить законодательству, быть противоправными.

Вмешательство в конфликт возможно лишь в случае, если он перерастает  рамки личных или групповых отношений  и становится социально-опасным (значимым).

Технология  предупреждения конфликтов

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия  на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия.

В целом, воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:

  • переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и тем самым изначально убрать предмет возможного конфликта;
  • изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе противоречия (то есть повлиять на изменение своего поведения);
  • изменить отношение оппонента к проблеме (то есть воздействовать на его сознание и поведение).

Достаточно эффективным приемом  изменения реальности под ожидания сторон и предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества.

Зачастую до начала конфликта участники  взаимодействия находятся в нейтральных  взаимоотношениях, возможно, и сотрудничают друг с другом. Поэтому весьма важно  не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить  конструктивность взаимоотношений.

МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Метод согласия. Его сущность заключается: в вовлечении возможного противника в свое дело; в создании условий, которые исключают противоречие интересов, формируют общие интересы.

Метод практической эмпатии. Он предполагает психологическую «настройку» на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей. На практике этот метод выражается в доброжелательности, отсутствии немотивированной враждебности и агрессивности, выражении сочувствия и готовности оказать партнеру помощь.

Метод сохранения репутации партнера. Конкурент — не значит враг. Противник может быть достоин уважения. Авторитетом и статусом противника подчеркивается собственный статус и авторитет. В любом случае, правила межличностного общения предполагают уважительное отношение к партнеру.

Метод взаимного дополнения. Этот метод заключается в создании ситуации, когда в совместном проекте возможно использовать определенные характеристики, черты своего партнера, которыми не обладает субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное отношение и сотрудничество, избежать многих конфликтов и остаться в выигрыше.

Метод исключения социальной дискриминации. В основе этого метода лежит недопустимость подчеркивания различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим.

Метод разделения заслуг. В условиях коллективного труда целесообразно общие заслуги (результаты) делить на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, окружающих и провоцирующих конфликт.

Метод психологического настраивания. В отличие от метода практической эмпатии он предполагает многообразное, позитивное воздействие на партнера, основой которого является своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение их последствий и т.п.

Метод психологического «поглаживания». Он заключается в постоянной и последовательной деятельности по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются различные поводы (презентации, юбилеи и т.п.). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и таким образом затруднить возникновение конфликта.

Принятие нормативных механизмов, регулирующих конфликты и предконфликтные ситуации с помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм.

Эффективность этой формы предупреждения конфликтов во многом зависит от отношения  общества и государственных органов  к существующим нормам, последовательности следования им.

Нормативное регулирование конфликтов, в отличие от временно действующих  институтов, делает систему более  стабильной. Оно определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов.

В целях предупреждения конфликтов во многих государствах широко распространена практика включения в договоры, заключающиеся  между фирмами, специальных параграфов, предусматривающих детальное поведение сторон при возникновении споров.

Заблаговременная запись в контракте  этих условий предупреждает спонтанный конфликт и удерживает стороны от непродуманных действий.

 

2.2. Методы разрешения  конфликта

Конфликт-слогами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их "безболезненного" разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.

В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии  сам разобраться в природе  и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто  бывает более убедительным, нежели мнение непосредственного руководителя. Это связано с тем, что каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях и по субъективным причинам может принять сторону его  оппонента. В этом случае конфликт не затухает, а усиливается, так как "обиженной" стороне необходимо уже бороться и против менеджера. Существуют три точки зрения на конфликт:

1) менеджер считает, что  конфликт не нужен и наносит  только вред организации. И,  поскольку конфликт - это всегда  плохо, дело менеджера - устранить  его любым способом;

Информация о работе Управление конфликтами и методы их разрешения