Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:23, дипломная работа
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Теоретические подходы к управлению конфликтами и стрессами на предприятии
1.1. Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии, причины их возникновения……………………………………………..…..8 стр.
1.2. Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций………..……………………………………………...21 стр.
1.3. Технология разработки мероприятий по управлению конфликтами и стрессами……………………………………………….…40 стр.
Глава 2. Анализ процессов управления конфликтами и стрессами (на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА»)
2.1. Общая характеристика ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»……………...44 стр.
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»……………….……………………50 стр.
2.3. Анализ возникновения конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии и специфика их преодоления…………………………........58 стр.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами в ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»
3.1. Направления улучшения микроклимата в ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов…………………………62 стр.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии………………………………………………………………...66 стр.
Заключение………………………………………...….……………….87 стр.
Список литературы………………………………………….………..91 стр.
Б) Ограничиться проведением психологического мониторинга один раз в год с целью выяснения возникновения конфликтов.
а) маркетинг рынка труда – изучение информации 16 часов;
б) подбор персонала (привлечение) и прием – 16 часов
в) отбор персонала – 4 часа на человека тратит специалист по кадрам, руководитель 1,2 часа на человека;
г) увольнение – 2 часа на человека.
На человека психолог будет тратить 0, 72 часа:
На маркетинг рынка труда (изучение информации) - 8 часов;
Подбор персонала – 10 часов.
Так как за год уволилось 11 человек, то 18 : 11 = 0,72 часа, а директор 1,2 часа.
Тчел = (0,72 + 4 + 2) * 103,33 + 193,3 * 1,2 = 926,36 рублей.
Эт = 926,36 * 84 * (0,3 – 0,1) = 15563 рубля.
Привлечение работ психолога позволит сэкономить время, которое генеральный директор тратит на разрешение конфликтов и сосредоточиться на решении главных задач организации.
Если удастся понизить уровень текучести кадров за счет работы психолога раз в год, то предприятию можно уложиться в сумму 15563 рубля. Затраты на привлечение услуг специализированного психолога будут составлять 15 563 рубля в год.
Работа психолога будет благоприятно влиять на атмосферу в трудовом коллективе, психологические тренинги будут снижать напряженность, связанную с работой и взаимоотношениями в коллективе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что текучесть кадров уменьшится примерно на 5,4%
15563 /289133*100% = 5,4%.
Заключение
Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности компании и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии конфликта разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению.
Проведенный анализ управления конфликтами на предприятии путем включенного наблюдения автора в естественные условия показал, что в процессе деятельности ЗАО «ЗОРЯНА» ежедневно возникают разногласия, которые перерастают в конфликты. Конфликты проявляются, как столкновения между:
- клиентами и генеральным
- генеральным директором и сотру
- между сотрудниками
Как показал первичный анализ по управлению конфликтами на предприятии, генеральный директор стремится решить возникающие конфликты при помощи компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. На наблюдение показало, что в коллективе существуют недомолвки между директором и подчиненными по поводу методов руководства. Коллектив предприятия считает, что директор не знает истинного положения дел в коллективе, а, следовательно, принимает неверные решения в плане распределения фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает отличившихся. Руководство ограничивается общением с исполнительным директором, и через него отдает все приказы и распоряжения. Директор ЗАО «ЗОРЯНА» чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его стороны.
Таким образом, анализ показал, что генеральный директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе так же существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.
Для определения конфликта на анализируемом предприятии было проведено исследование социально-психологического климата в коллективе. Для этого был проведен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д Марлоу и Д. Крауна. диагностика проводилась путем опроса Работников предприятия. Результаты теста позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению есть взаимосвязь. Для подтверждения гипотезы был рассчитан коэффициент корреляции Спирмена. Расчеты подтвердили выдвинутую гипотезу.
Для разрешения скрытого конфликта в коллективе, предлагаются следующие мероприятия:
- Необходимо сплотить коллектив, дать работникам предприятия почувствовать себя частью большого и дружного коллектива. Для этого необходимо периодически проводить корпоративные мероприятия: спортивные соревнования, совместное проведение праздничных мероприятий с выездом всего коллектива за город и т. п.
- Уделить большое внимание стиму
- Создать положительный
- Уделить особое внимание
Внедрение данных мероприятий позволит решить возникший конфликт на предприятии, также это позволит получить ряд других продолжительных плюсов, а именно:
- возникновение атмосферы
- повышение мотивации
- развитие корпоративной
- улучшение условий труда;
- повысит устойчивость имиджа организации.
Как показала оценка эффективности проекта привлечения работ специализированного психолога, наиболее эффективными эти мероприятия будут, если руководить ими будет специалист: на 5,4% уменьшится текучесть кадров, а так же понизится уровень конфликтных ситуаций.
Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Рассматривать функциональные и дисфункциональные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта для организации, подразделений, людей. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем. Наиболее рациональной и оптимальной по результатам является линия на сотрудничество.
Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Как мы уже отмечали, конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе, отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки.
Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций. [12, стр.75]
Список используемой литературы
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2004 год.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. – Л.: ЛГУ, 2006 год.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия
и контроль. – СПб.: 2005 год.
4. Бэрон Р, Ричардсон Д. Агрессия. – СПб:
2006 год.
5. Вересов Н.Н. Формула противостояния,
или как устранить конфликт в коллективе.
– М.: «Флинта», 2004 год.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. –
СПб.: 2007 год.
7. Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально-психологические
аспекты исследования конфликта // Современная
конфликтология в контексте культуры
мира. – М.: АСТ, 2006 год.
8. Зайцев А. К. Социальный конфликт на
предприятии. – Калуга, 2003 год.
9. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. –
Ростов: Феникс, 2005 год.
10. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: 2006.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.:
2005 год.
12. Карелин А. Большая энциклопедия психологических
тестов. – М.: Владос, 2007 год.
13. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина.
– СПб.: 2005 год.
14. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель.
Элементы психологии менеджмента в повседневной
работе. – М.: «Дело», 2003 год.
15. Куницына В.Н, Казаринова Н.В, Погольша
Л.М. Межличностные отношения. – СПб.: 2006
год.
16. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. -
Ижевск, 2006 год.
17. Лютенс Ф. Организационное поведение.
– М.: Инфра-М, 2007 год.
18. Майерс Д. Социальная психология. –
СПб., 2005 год.
19. Мастенбрук У. Управление конфликтными
ситуациями и развитие организации. –
М.: ИНФРА-М, 2006 год.
20. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой
психологический словарь. – М.: Академия,
2006 год.
21. Общение и оптимизация совместной деятельности
/ Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушек.–М.:
МГУ, 2007 год.
22. Олейник А. Н. Основы конфликтологии.
– М.: АПО, 2004 год.
23. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугов. - М.:
Дело, 2007 год.
24. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная
социальная психология. - СПб.: «Речь»,
2005 год.
25. Прихожан А.М. Причины, профилактика
и преодоление тревожности // Психологическая
наука и образование. – 2008 год. - № 2.
26. Психология и этика делового общения
/ Под ред. В.К. Лавриненко. М., 2007 год.
27. Пугачев Е.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М., 2008 год.
28. Робер М., Гильман Ф. Психология индивида и группы. М., 2007 год.
29. Рощин С.К. Об исследованиях организационного
климата. В кн.: Винокуров Л.В., Скрипюк
И.И. Организационная психология: Хрестоматия.
– СПб., 2007 год.
30. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности
в современной зарубежной психологии
// Вопросы психологии. 2001 год. - № 1.
31. Самоукина Н.В. Психология профессиональной
деятельности. – СПб, 2005 год.
32. Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 2004 год.
33. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 2005 год.
34. Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 2003 год.
35. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М., 2005 год.
36. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006 год.
37. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2007 год.
38. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. М., 2004 год.
39. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. М., 2005 год.
40. Фишер Р., ЭргельД. Подготовка к переговорам. М., 2004 год.
Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 6.
41. Фатеев Н.И. Влияние особенностей управления
на социально-психологический климат
коллектива // Вопросы психологии. 2006 год
. - № 1.
42. Филиппов А. В. Работа с кадрами. - М.:
Экономика, 2005. - 311 с.;
43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.
В 2 т. – М.: Просвещение, 2007 год. – т. 1.
44. Хасан Б.И. Конструктивная психология
конфликта. – СПб., 2004 год.
45. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 2005 год.
46. Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. М., 2005 год.
47. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 2006 год.
48. Шейное В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 2006 год.
49. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарология. М., 2006 год.
50. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2008 год.
51. Шейнов А.В. Конфликты в нашей жизни. – М.: Амалфея, 2006 год.
52. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М., 2005 год.
53. Щекин Г. Профессия – менеджер по кадрам // Кадры, персонал - М.: 2007. № 8. С. 19-26.
54. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 2006 год .
55. www.conflictologiy.narod.ru
56. www.moymir.ru
57. www.cfin.ru
1 Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2007.-№ 6.
2 Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-2005.-№ 5.
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии