Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, курсовая работа
Цель работы: анализ факторов, обусловливающие возникновение и развитие конфликтов и разработка мер по профилактике и управлению этими конфликтами в организации.
Задачи работы:
- выявить особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях;
- определить способы и этапы управления конфликтом в ходе, какой- либо конфликтных ситуаций;
- определить характеристику основным методам предупреждения конфликтов;
- сделать анализ и дать хорошие рекомендации управления конфликтами в выбранной организации.
Введение 3
1 Теоретические основы управления конфликтами в организации 5
1.1 Понятие и виды конфликтов 5
1.2 Методы управления конфликтами в организации 14
1.3 Причины возникновения конфликтов в организации 22
2 Анализ управления конфликтами в организации 25
2.1 Общая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ управления конфликтами в организации 27
3 Рекомендации, управления конфликтами в организации, направленные на совершенствование процесса 33
3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами 33
3.2 Мероприятия, направленные на снятие напряжения, возникновение управления конфликтами 35
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение А Рекламное агентство «ДИОРА» 44
Приложение Б Организационная структура РА «Диора» 43
Приложение В Финансовый план РА „ДИОРА” за 2007 г 44
Приложение Г План решений конфликта в РА „ДИОРА” 46
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
(ГОУВПО «ВГТУ»)
Инженерно-экономический факультет
Кафедра Управление персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Управление персоналом
Тема Управление конфликтами в организации «Диора»
Расчетно-пояснительная записка
2010
Содержание
Задание на курсовую работу
Замечания руководителя
Введение
1 Теоретические основы управления конфликтами в организации 5
1.1 Понятие и виды конфликтов
1.2 Методы управления конфликтами
в организации
1.3 Причины возникновения конфликтов в
организации
2 Анализ управления конфликтами в организации 25
2.1 Общая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ управления конфликтами в организации
3 Рекомендации, управления
конфликтами в организации, направленные
на совершенствование процесса
3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами 33
3.2 Мероприятия, направленные на снятие
напряжения, возникновение управления
конфликтами
Заключение
Список литературы
Приложение А Рекламное агентство «ДИОРА» 44
Введение
Часто люди в своей совместной деловой активности сталкиваются, и тогда происходит конфликт. Поэтому одной из функций менеджера, является умение предотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из войны их интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что часто управленцы, которые не могут сосредоточиться или владеть собой в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами пытаются или ликвидировать конфликт или отложить его, что не дает полного решения проблем в коллективе.
Конфликты в организации имеют свою индивидуальность, которая проявляется в причинах, динамике, видах конфликтов, а также способах их разрешения. Неразрешенные конфликты могут серьезно осложнить работу коллектива организации, могут препятствовать достижению целей и задач работы организации. Поэтому важно знать, какова специфика конфликтов, и каковы пути рационального разрешения конфликтов.
Цель работы: анализ факторов, обусловливающие возникновение и развитие конфликтов и разработка мер по профилактике и управлению этими конфликтами в организации.
Задачи работы:
- выявить особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях;
- определить способы и этапы управления конфликтом в ходе, какой- либо конфликтных ситуаций;
- определить характеристику основным методам предупреждения конфликтов;
- сделать анализ и дать хорошие рекомендации управления конфликтами в выбранной организации.
Объектом исследования данной работы является непосредственно конфликт. В процессе взаимодействия с окружающей средой индивиду нередко приходится сталкиваться с различного рода конфликтами, происходящими на разных уровнях и имеющими разные последствия. И, конечно же, с такими конфликтами необходимо справляться.
Предмет исследования моей курсовой работы является организационный конфликт, решение которого приобретает значение и необходимость для дальнейшего успеха и развития любой организации.
1 Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Понятие и виды конфликтов
Конфликт (от лат. cоnflictus) — столкновение или борьба, враждебное взаимоотношение. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять положение, несовместимое и противоположное по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особенное взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимости взглядов, позиций и интересов [12].Основанием для классификации конфликтов является: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации.
Также можно выделить следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные.
Стабилизирующие конфликты направлены на ликвидацию отклонений от нормы и закрепление признаков нормы.
Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в условиях внешней среды за счет изменения ее функций и структуры и создание новых связей [26].
Деструктивные конфликты способствуют разрушению устоявшейся нормы и возвращению к старым нормам или полное рассмотрение проблемной ситуации. Стороны деструктивных конфликтов тратят свою энергию на контроль друг друга или оказание друг другу противодействие. Существуют также конфликты деструктивно-ситуативные (стремление участников к личной выгоде) и деструктивно-тотальные (стремление к престижу и власти). В любом случае стороны противоречат общим целям и интересам всего коллектива, потому что участники конфликта добиваются своих целей средствами, аморальными в данном обществе [2].
Существует также другой подход - это деление конфликтов на деловые и эмоциональные. Но любой конфликт сопровождается эмоциями. И очень редко в коллективах происходит конфликтная ситуация из-за личной неприязни. Чаще происходит конфликтная ситуация и определенный инцидент, который их и сталкивает.
Одна очень распространенная классификация также сводится к делению конфликтов на социальные и внутриличностные [30].
К социальным конфликтам необходимо отнести: межличностные конфликты, межгрупповые, конфликт между личностью и группой, между группой и обществом. А внутриличностные выражаются в различиях и противоречиях между "хочу - не хочу", "могу - не могу" и "надо" в разных сочетаниях. Например, конфликт "хочу и не могу", "хочу и хочу" и т.д. Эта классификация очень удобна для анализа определенной ситуации, но на самом деле, внутриличностные и социальные конфликты тесно переплетены между собой и могут изменяться друг под друга [10].
Характеристика внутриличностных конфликтов
Мне кажется, что совершенно легко объяснить тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и за рубежом ведется, в основном, в рамках психологического направления. Мы подробно рассмотрим конфликты в этом аспекте, поскольку они сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.
В рамках психологического направления акцент делается на внутриличностного конфликта. У человека в ситуации конфликта происходит столкновение желаний. Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-Я [15].
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях. Действует эта часть структуры психики на бессознательном уровне.
Я – разумная инстанция, определенна на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы структуры психики Оно Я приводит в соответствие с требованиями настоящей реальности, действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная общественными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности. То есть это своеобразное определение структуры психики, которая представляет идеализированное мнение.
Главные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и других. Но такие процессы протекают в психике не всегда успешно [20].
В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс, своеобразное падение в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария».
У К. Хорни внутриличностный конфликт рассматривается со стороны двух видов - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К. Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, происходящее в психике личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение всей своей жизни, и самооценкой на неосознаваемом бессознательном уровне. А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта предлагает определить как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни [29].
Когнитивная психология определяет конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний. Существует определенная классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе лежит изменение структур внутреннего мира индивида, вступающего в конфликт [3].
Весь наш внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку:
- мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
- ценности - «надо» (общественные ценности и морали)
- самооценка - «могу» (личные характеристики)
Известно что, Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами (таблица 1):
Таблица 1.1 - Возрастные кризисы
№ |
Возраст |
Содержание кризиса |
1 |
0-1 год |
Доверие-недоверие |
2 |
1-3 года |
Автономия – стыд, сомнение |
3 |
3-6 |
Инициатива – чувство вины |
4 |
6-12 |
Трудолюбие – чувство недостаточной полноценности |
5 |
12-19 |
Я - идентичность – смешение ролей |
6 |
20-25 |
Близость-изоляция |
7 |
26-64 |
Порождение, творчество – застой |
8 |
65 – смерть |
Интеграция – отчаяние |
Сделав небольшой вывод, можно сказать, что внутриличностный конфликт определяется как острое отрицательное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности в психике, отражающее противоречивые связи с общественной средой и задерживающие принятие решения.
Таблица 1.2 - Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
Тип конфликта |
Причина |
Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение-приближение) |
Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов |
Компромисс |
Витальный (избегание-избегание) |
Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами |
Компромисс |
Амбивалентный (приближение-избегание) |
Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона |
Примирение |
Конечно же, говоря о внутриличностных конфликтах, нужно понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует.
Такие конфликты всегда - результат воздействия на личность социальной среды, общества.
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
Информация о работе Управление конфликтами в организации «Диора»