Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, курсовая работа
Цель работы: анализ факторов, обусловливающие возникновение и развитие конфликтов и разработка мер по профилактике и управлению этими конфликтами в организации.
Задачи работы:
- выявить особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях;
- определить способы и этапы управления конфликтом в ходе, какой- либо конфликтных ситуаций;
- определить характеристику основным методам предупреждения конфликтов;
- сделать анализ и дать хорошие рекомендации управления конфликтами в выбранной организации.
Введение 3
1 Теоретические основы управления конфликтами в организации 5
1.1 Понятие и виды конфликтов 5
1.2 Методы управления конфликтами в организации 14
1.3 Причины возникновения конфликтов в организации 22
2 Анализ управления конфликтами в организации 25
2.1 Общая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ управления конфликтами в организации 27
3 Рекомендации, управления конфликтами в организации, направленные на совершенствование процесса 33
3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами 33
3.2 Мероприятия, направленные на снятие напряжения, возникновение управления конфликтами 35
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение А Рекламное агентство «ДИОРА» 44
Приложение Б Организационная структура РА «Диора» 43
Приложение В Финансовый план РА „ДИОРА” за 2007 г 44
Приложение Г План решений конфликта в РА „ДИОРА” 46
- конфликты, возникающие как переход объективных противоречий во внутренний мир (моральные и адаптационные конфликты)
- конфликты, вытекающие из разногласий внутреннего мира индивида (мотивационные, конфликты неадекватной самооценки), отражающие отношение личности к окружающей среде [24].
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
- истерический - определяется завышенными претензиями индивида в сочетании с недооценкой условий или требований окружающих
- обессивно- психастенический - характеризуется противоречиями в собственных потребностях индивида, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением человека
- неврастенический - определяется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными [11].
Конструктивным является конфликт, который определяется наибольшим развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на разрешение. После ликвидации такого конфликта можно говорить о движение индивида вперед, о его развитии и самосовершенствование.
Деструктивным называется такой конфликт, при котором усугубляет раздвоение, деление личности, происходит перерастание в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
К сожалению, из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид.
Характеристика социальных конфликтов:
- межличностные конфликты. Четко поставленного определения межличностного конфликта не существует. И, конечно же, межличностный конфликт тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, существуют отличительные черты межличностного конфликта:
1) борьба людей происходит непосредственно в реальности, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Две стороны сталкиваются лицом к лицу;
2) проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
3) межличностные конфликты представляются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
4) различаются высоким эмоциональным фоном и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
5) затрагивают интересы окружающих.
- групповые конфликты
Групповой конфликт – борьба, в которой хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. Также необходимо сказать, что в зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов: «личность-группа» и «группа-группа» [1].
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются определенными особенностями, которые необходимо учитывать при таком конфликте.
Первая особенность связана со сторонами конфликта. Субъектом является, с одной стороны - личность, а с другой – группа. Таким образом, конфликтная борьба протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Можно также дополнить, что группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и не мобильна. Именно поэтому в таком конфликте стороны, включенные в группу, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить [8].
Вторая особенность выражает особенность причин конфликта. Такие явления связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:
- позиция – официальное, определяемое должностью положение;
- статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения);
- внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса;
- роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности;
- групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:
- с нарушением ролевых ожиданий от личности;
- с неадекватной внутренней установкой статуса личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки);
- с нарушением и отрицанием групповых норм.
Третья особенность выражена в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
- межгрупповые конфликты
Сторонами являются – группы (малые, средние и микрогруппы). В основе межгруппового конфликта лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов.
Как и любой другой конфликт , межгрупповой имеет свою личную специфику и особенность.
Главное, образ конфликтной ситуации, субъективный, носит характер групповых мнений, оценок и сводится к следующим приоритетам:
- деиндивидуализация взаимного восприятия. Стороны конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы - Они»;
- неадекватное социальное, групповое сравнение (своя группа оценивается выше, чем что либо);
- групповая атрибуция. Положительное поведение своей группы и отрицательное поведение чужой группы определяется внутренними причинами. А, соответственно, плохое поведение своей группы и хорошее поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами;
- агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид ведет себя более агрессивно, нежели когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причиной можно назвать эффект толпы, который вызывает «заразительность агрессии» и заметно снижает чувство индивидуальной ответственности за происходящее. В группе всегда есть лидер, на котором будет полностью лежать вся ответственность. Также, агрессия в группе обеспечивают ощущение анонимности, что снижает чувство индивидуальности и своей ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей воспринимается как социальное одобрение и поддержка [13].
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт [27].
Можно назвать основные причины трудового конфликта:
- неудовлетворительные условия труда
- система распределения ресурсов
- выполнение договоренностей
А также формы трудового конфликта:
- забастовка
- демонстрация
- обращение к общественности через средства массовой информации
- пикеты и т.д.
Особенностью внутриполитического конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических конфликтов выделяют классовые, конфликты между политическими партиями, конфликты между политическими группировками [14].
Существует необходимость изменения системы "равный-равный" в горизонтальном конфликте для уменьшения потенциальных:
- изменение отношений:
1) явно и определенно создать границы отделов и провести "демаркационную линию
2) усиление роли центральной власти в вопросах разграничения отделов;
3) установление равновесия отделов относительно статусов или знаний путем перераспределения ответственности или усиления "самого слабого" звена.
4) объединение отделов во главе с управляющим
- улучшение координации задач:
1) разделение задач между отделами;
2) улучшение процедуры координации между ними;
3) создание буферных запасов, чтобы подразделения сами могли планировали деятельность.
- структурирование общения и переговоров:
1) способность добиться формулирования своих условий для сотрудничества;
2) обучение технике ведения конструктивных переговоров;
3)подключение третьей стороны для ведения переговоров.
- улучшение межличностных отношений:
1) проведение обучения и тренингов;
2) проведение ротации кадров: обмен персоналом между отделами.
Вертикальный конфликт: «высший против низшего»
Как правило, вертикальный конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Руководитель стремится усилить свою власть и контроль, а подчиненный все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные работники используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают определенное пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость [5].
Необходимы существенные изменения системы "высший - низший" для уменьшения потенциальных конфликтов:
- руководителю нужно использовать разные стили лидерства
- замена личной власти обезличенной через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала
- личная власть может быть подменена корпоративной культурой
Вертикальный конфликт: “высший против среднего и против низшего”
"Средний" (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов [19].
Существуют необходимые изменения системы "высший – средний - низший" для уменьшения потенциальных конфликтов:
- установление более открытой коммуникации между всеми работниками организации;
- более четкое определение задач и распределение полномочий;
- обсуждение расхождений во мнениях сторон в конфликте.
Соблюдение дистанции в системе "средний - низший"
Сложно не заметить, что конфликты по уровням будто “заставляют” руководителей и менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать систему управления организацией, заниматься корпоративной культурой, организационной структурой и персоналом. А это не что иное, представляет собой развитие организации.
1.2 Методы управления конфликтами в организации
Внутриличностный метод управления конфликтом заключается в способности правильно организовать своё поведение, высказывание своей точки зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека [22].
Большое количество авторов предлагают использовать способ “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, именно для того, чтобы другой человек изменил своё отношение к определенному виду деятельности и работе. Этот способ помогает индивиду укрепить свою позицию, не превращая другого человека в своего врага.
“Я - высказывание” может быть очень даже полезно в любой обстановке, оно также особо эффективно, если человек рассержен, чем-то недоволен, раздражён. Следует сразу оговорить, что применение этого метода разрешения конфликта требует навыков и определенной практики, но это бывает также оправданным в последующей деятельности [18].
Этот метод управления конфликтом построен таким образом, позволяющий высказать своё собственное мнение индивида о сложившейся ситуации, выразить свои пожелания. «Я- высказывание» также полезен, когда человек хочет передать что-то другому человеку, но не хочет, чтобы тот воспринял это отрицательно и перешёл в атаку.
Содержание заявления от “я” состоит из события, реакций индивида и предпочитаемого исхода для личности.
Событие. Создавшаяся ситуация с учётом метода требует краткого описания без использования субъективных и эмоциональных выражений.
Можно, например, начать фразу так: “Когда на моём столе разбрасывают мои вещи…”, “Когда на меня повышают голос…”, “Когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику … ” [26].
Реакция индивида. Определенно поставленное высказывание, почему Вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять Вас, а когда Вы говорите от “Я”, не нападая на них, то такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения.
Реакция может быть и эмоциональной, например: “…я обижен (а) на Вас”, “…я буду считать, что меня Вы не понимаете”, “…я решаю всё делать сам (а)”
Предпочитаемый исход события. Когда индивид высказывает свои пожелания об исходе конфликта [15].
Структурные методы управления конфликтом - это определенные методы воздействия на организационные конфликты, возникающие из-за нечеткого распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д.
Информация о работе Управление конфликтами в организации «Диора»