Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 03:49, курсовая работа
Актуальность выбранной темы как теоретическая, так и практическая очевидна, так как конфликт является естественной жизнью организации. Проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию.
Введение……………………………………………………………..………......................3
Глава 1. Природа возникновения конфликта……………………………….................... 6
1.1. Понятие конфликта и его сущность…………………………………………6
1.2. Причины и типы конфликтов……………………………………………….. 9
1.3. Фазы конфликта……………………………………………………………..13
Глава 2. Управление конфликтом……………………………………………………… .15
2.1. Прогнозирование конфликта ……………………………...………………...15
2.2. Предупреждение конфликта………………………………………………...16
2.3. Регулирование ………………………………………………………………16
2.4. Методы разрешения конфликта …………………………………………… 21
2.5. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации…………………………………………………........................................24
Глава 3. Изучение уровня конфликтности в организации……………………………..30
3.1. Исторические сведения об ОАО «Стройматериалы»…………………....30
3.2. Основные направления деятельности организации……………………….35
3.3. Организационная структура ОАО «Стройматериалы» …………………..38
3.4. Анализ социально-психологического климата и диагностика проблем....39
3.5. Рекомендации по управлению конфликтами в организации……………..44
Заключение……………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………… ……………...48
Приложение № 1………………………………………………………………………….49
Приложение № 2………………………………………………………………………….50
Анкета……………………………………………………………………………………..52
Данные, полученные в ходе анкетирования следует дополнить и результатами интервьюирования, которое показало, что уровень сплочённости мужского коллектива по определенным критериям (межличностные отношения в деловой сфере, в досуговой сфере и кризисной ситуации) оказался средним, при этом уровень групповой разобщённости - очень низким, наиболее высокие показатели были выявлены в деловой сфере.
На вопрос «Есть ли в вашем коллективе неформальные группы?» были получены следующие данные (см. Диграмму 1): 9% - есть неформальные группы;73% - нет неформальных групп;18% - затрудняются отвечать.
Диаграмма 1. Наличие неформальных групп:
При этом дружеские отношения с коллегами сложились у 0% респондентов, товарищеские отношения - у 18% респондентов, нейтральные отношения - 82%, враждебных и конфликтных отношений с коллегами не сложилось ни у кого. По результатам интервьюирования можно сделать следующие выводы: в коллективе нет больших постоянных неформальных групп и характер лидерства можно определить как ситуативный. Только в двух случаях об одном члене коллектива были получены резко негативные отзывы, это может свидетельствовать о нейтральном социально-психологическом климате в коллективе.
На вопрос: «Какие факторы играли главную роль при формировании отношений в коллективе?» ответы распределились следующим образом (Диаграмма 2.):3% - личные качества;3,3% - совместимость характеров;1% - условия организации труда; 0% - стиль управления;0,7% - профессионализм сотрудников.
Диаграмма 2. Факторы, формирующие отношения в коллективе:
На первое место выходят личные качества сотрудников, на второе - совместимость характеров, третье - условия организации труда, четвёртое - профессионализм сотрудников, вариант «стиль управления» никем не был выбран.Таким образом, мнение коллектива по основным моментам следующее - главными факторами выделяют «личные качества сотрудников» и «совместимость характеров», т.е. преимущественно психологические характеристики отдельной личности влияют на формирование отношений в коллективе.
Уровень конфликтности
коллектива можно проследить по следующим
вопросам: «Какие виды конфликтов возникают
наиболее часто?» и «Кто обычно выступает инициатором разрешения конфликтов?».
В ходе исследования были получены следующие
результаты (Таблица 2): в мужском коллективе
наиболее частыми являются конфликты
«начальник - подчинённый» и «начальник-коллектив»,
46% и 36% соответственно, при этом в качестве
инициатора разрешения конфликта на первое
место выхоит руководство - 64%, отдельные
работники - 9%, и достаточно распространённым
является вариант - «никто» -27%. Что может
свидетельствовать о ярком примере авторитарного
стиля управления. Среди самих работников
уровень конфликтности крайне низкий
(18%).
Таблица 2. «Какие виды конфликтов возникают
наиболее часто?» и «Кто обычно выступает
инициатором разрешения конфликтов?»
виды конфликтов инициатор разрешений конфликта |
начальник-начальник |
начальник-подчиненный |
начальник-коллектив |
коллектив-работник |
работник-работник |
всего |
руководство |
0 |
20 |
40 |
10 |
0 |
7/64% |
коллектив |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0/0% |
отдельные работники |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
1/9% |
никто |
0 |
30 |
0 |
0 |
0 |
3/27% |
сумма |
0/0% |
5/46% |
4/36% |
2/18% |
0/0% |
11/100% |
Таким образом, можно сделать следующий вывод, руководство при решении производственных вопросов применяет авторитарный стиль управления, а для решения вопросов межличностного характера использует методы демократического стиля управления. То есть, социально-психологический климат достаточно благоприятный.
Следующая группа вопросов
ставила задачу определить на что
ориентировались респонденты
Диаграмма 3. Основные ориентиры при выборе рабочего места:
Приоритетным показателем стал уровень заработной платы, на второе место выходит вариант «не было другого выбора», третье место - «возможность карьерного роста», а остальные варианты (место расположения, престиж профессии, дружеские отношения в коллективе, руководство) не получили ни одного выбора.
Интересную картину дают ответы на вопрос: «Отметьте значение отношений в коллективе при выборе вами рабочего места?». При этом представители коллектива (Диаграмма 4) практически единогласно определяют их как «безразлично» - 91%.
Диаграмма 4. Значение отношений в коллективе при выборе рабочего места:
Группировка вопросов «Уровень образования» и «Что более всего вы цените в вашем коллективе?» дала следующие результаты. В коллективе наиболее ценным является «взаимопомощь» - 46%, для респондентов со средне-профессиональным (36%) и высшим (28%) образованием. (Таблица3).
Таблица 3. «Уровень образования» и «Что более всего вы цените в вашем коллективе?»
уровень образования ценности коллектива |
неполное среднее |
среднее |
средне професси-ональное |
высшее |
всего |
взаимопомощь |
20 |
0 |
20 |
10 |
5/46% |
независимость |
0 |
0 |
0 |
10 |
1/9% |
возможность поговорить «по душам» |
0 |
10 |
0 |
0 |
1/9% |
возможность получить информацию |
0 |
0 |
20 |
0 |
2/18% |
ничего |
0 |
10 |
0 |
10 |
2/18% |
сумма |
2/18% |
2/18% |
4/36% |
3/28% |
11/100% |
Подобные ответ в определении основных ценностей коллектива можно также объяснить наличием благоприятного социально-психологического климата в коллективе. При этом на вопрос «Определите состояние климата вашего коллектива?» были получены следующие данные (Диграмма 5):21% - отличный,36% - хороший,32% - нейтральный,11% - плохой,0% -очень плохой.
Диаграмма 5. Общее состояние климата коллектива:
В среднем наиболее приоритетным в коллективе является демократический стиль управления (10 из 10 баллов), авторитарный и попустительский стили управления получили соответственно 3 из 10 и 2 из 10. При этом 91% респондентов определили стиль управления в своём коллективе как авторитарный и 9% - как попустительский, что, по всей видимости, можно определить различным подходом руководства к подчинённым, либо неосведомлённости подчинённых, поскольку из вышеизложенного картина управления данным коллективом даёт возможность говорить о применении руководством авторитарного стиля управления. Из полученных данных видно, что такой подход не в полной мере устраивает работников и приводит к тенденции разобщённости коллектива.
Одной из задач исследования было выявление закономерности влияния стиля управления на формирование благоприятного стиля управления и уровня конфликтности в коллективе. В ходе группировки вопросов: «Оцените климат вашего коллектива?» и «Какой стиль управления в вашем коллективе?», были получены следующие данные: респонденты практически единогласны в том, что при нейтральном климате коллектива (100%) руководство применяет авторитарный стиль управления (91%).
Вывод: в коллективе структурного
подразделения ОАО «
3.5. Рекомендации по управлению конфликтами в организации
По результатам исследования разработаны следующие рекомендации по решению конфликтной ситуации.
1. Выяснить истинные причины конфликта и провести их диагностику. Определить предмет конфликта и оппонентов. Даже если проведена диагностика компонентов конфликта, нельзя исключить вероятность ошибки в определении предмета конфликта и его реальных оппонентов. Иногда активно выступающие оппоненты на самом деле не являются самостоятельными игроками и действуют по наводке реальных оппонентов, предпочитающих по тем или иным причинам находиться в «тени». Для того чтобы избежать такой ошибки, диагностику следует проводить по максимально развернутой схеме, в которой главным вопросом, требующим ответа, является вопрос: кому это выгодно?
2. Определить возможность
переговоров. После признания
наличия конфликта и
3. Согласовать процедуру
переговоров. Определить, где, когда
и как начнутся переговоры, т.е.
оговорить сроки, место,
4. Выработать совместные подходы к проблеме, выявить позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты
решений. Стороны при
6. Принять согласованное
решение. После рассмотрения
7. Реализовать принятое
решение на практике. Если процесс
совместных действий
Помимо общих принципов управления конфликтами, существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов. Эти нередко тесно связанные друг с другом правила обращения с конфликтами таковы: рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски. Иррациональность, неосмысленность поведения всегда затрудняет решение конфликта ;концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы ;расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия; дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество ;проведение различия между участником и предметом конфликта.