Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью является изучить теоретические основы управления конфликтами в организации, проанализировать конфликтные ситуации в деятельности организации и разработать направления совершенствования системы конфликтов в организации.
Задачи исследования:
1) выявить причины возникновения и динамику развития конфликта;
2) выработать оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов;
Введение………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления конфликтами в организации……………………………………………………………………...4
1.1 Сущность, структура и функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов………………………………………………………………………4
1.2 Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов……………………………………………………………………….10
1.3 Переговорный процесс как способ разрешения конфликта……………14
ГЛАВА 2 Анализ конфликтных ситуаций в деятельности организации….21
2.1 Анализ структуры управления …………………………………………..21
2.2 Анализ конфликтов и источников их возникновения………………….26
2.3 Анализ методов разрешения конфликтов в организации……………...28
Заключение…………………………………………………………………….32
Курсовая работа по дисциплине:
Методы принятия управленческих решений
На тему:
«Управление конфликтом при принятии управленческих решений»
План
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теоретические основы
управления конфликтами в организации……………
1.1 Сущность, структура и функции
конфликтов. Причины возникновения конфликтов……………………………………………………
1.2 Оптимальные управленческие
решения как условие предупреждения конфликтов……………………………………………………
1.3 Переговорный процесс как способ разрешения конфликта……………14
ГЛАВА 2 Анализ конфликтных ситуаций в деятельности организации….21
2.1 Анализ структуры управления …………………………………………..21
2.2 Анализ конфликтов и
источников их возникновения………
2.3 Анализ методов разрешения
конфликтов в организации…………….
Заключение……………………………………………………
Введение
Современный менеджмент органически включает в себя управление персоналом как гибкой и динамичной организационной системой, способной самостоятельно и быстро реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции, изменчивую внешнюю и внутреннюю среду.Персонал является основным ресурсом предприятия, состоящим из отдельных работников, объединенных определенным образом и целенаправленно действующих для достижения целей предприятия, а также групповых и личных целей работников. Вместе с тем персонал осуществляет все действия, направленные на выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг.В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на примере мирового экономического кризиса, фирмы должны не только концентрировать внимание на внешнем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая благоприятно отразится на деятельности всех работников и организации в целом.
К сожалению, иногда внутренняя
среда организации может
Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.Современный руководитель должен уметь находить пути разрешения в различных конфликтных ситуациях. Важно сосредоточить внимание на управлении теми конфликтами, в которые руководство организации втягивается в силу складывающихся обстоятельств. Такого рода конфликты должны разрешаться с минимальными потерями для организации. Поэтому выбранная тема дипломной работы выглядит весьма актуально.
Целью является изучить теоретические основы управления конфликтами в организации, проанализировать конфликтные ситуации в деятельности организации и разработать направления совершенствования системы конфликтов в организации.
Задачи исследования:
1) выявить причины возникновения и динамику развития конфликта;
2) выработать оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов;
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Сущность, структура и функции конфликтов
В современной теории управления существует множество подходов к определению понятия конфликта. Одно из этих толкований определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и соответственно, мешает другой стороне делать то же самое.
Другое толкование конфликта
можно рассмотреть как наиболее
правильный способ разрешения противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия,
заключающийся в
По мнению А.Г. Здравомыслова, конфликт – это процесс, основанный на противоречиях, при котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг - другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов социальные позиции.
Американский социолог Л.
Козер раскрывает конфликт как идеологическое
явление, отражающие устремления и
чувства индивидов и социальных
групп в борьбе за объективные
цели: власть, изменение статуса, перераспределение
доходов, переоценку ценностей и
т. п. Ценность конфликтов состоит в
том, что они предотвращают
Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал, его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.
Во многих же случаях под конфликтом может пониматься одна из форм человеческого взаимодействия, где в основе лежат различные противоречия, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.
Конфликт чаще всего ассоциируется
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью.
В результате можно сказать, что
конфликт - явление всегда нежелательное,
что его необходимо, избегать, и
что его следует немедленно разрешать,
как только он возникает. При этом
важно учитывать, что причинами
конфликтов на предприятии могут
быть различные несовпадения мнений,
взглядов людей. Каждый человек индивидуален
и уникален по своей природе, характеру
и поведению. Считается, что эффективность
организации в большей степени
опирается на определение задач,
процедур, правил, взаимодействия должностных
лиц и разработку рациональной организационной
структуры. Такие механизмы, в основном,
устраняют условия, способствующие
появлению конфликта, и могут
быть использованы для разрешения возникающих
проблем. Бытует мнение, что конфликт
- не всегда желательное явление, что
по возможности его следует
Как известно, основными
формами взаимодействия людей в
совместной деятельности будет являться:
кооперация, соревнование (или конкуренция),
приспособление и сам конфликт. Таким
образом, можно сказать, что конфликт
формулируется как столкновение
противоположных позиций, мнений, оценок
и идей, которые люди пытаются разрешить
с помощью убеждения или
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру.
Структура конфликта здесь
понимается как совокупность устойчивых
связей конфликта, обеспечивающих его
целостность, тождественность самому
себе, отличие от других явлений
социальной жизни, без которых он
не может существовать как динамически
взаимосвязанная целостная
Каждый конфликт по своей
природе имеет объективное
Рассмотрим объективное содержание конфликта.
1. Участники конфликта.
В любом социальном конфликте, основными действующими лицами являются люди. Люди - важное звено в конфликте. Кроме того, они могут образовывать различные группировки, социальные или неформальные группы. Степень участия в конфликте может быть совершенно различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
Основные участники конфликта
Их часто называют сторонами
или противоборствующими
Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.
Также выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг.
Группы поддержки
Практически всегда в любом конфликте за участниками стоят силы, которые могут быть представлены отдельными людьми, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием. Группы поддержки представлены друзьями, могут быть, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов.
Другие участники конфликта
В данную группу входят субъекты,
которые оказывают
Организатор – лицо или группа, планирующие конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.
Иногда в число участников конфликта включают медиаторов - третьих лиц (посредников, судей, и т.д.).
2. Предмет конфликта
Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, идущая в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затихать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешиться. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта опираются на такое понятие, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта. Таким образом, заметим, что предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
3. Объект конфликта
Еще одним непременным
атрибутом конфликта является его
объект. Сразу выделить его в каждом
случае не всегда удается. Легче определить
проблему или предмет конфликта.
Объект лежит глубже и является ядром
проблемы, центральным звеном конфликтной
ситуации. Поэтому иногда его рассматривают
как причину, повод к конфликту.
Объектом конфликта может быть материальная
(ресурсы), социальная (власть) или духовная
(идея, нормы, принципы) ценность, к обладанию
или пользованию которой
Чтобы стать объектом конфликта,
элемент материальной, социальной или
духовной сферы находится на пересечении
личных, групповых, общественных или
государственных интересов
Информация о работе Управление конфликтом при принятии управленческих решений