Управление конфликтом при принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучить теоретические основы управления конфликтами в организации, проанализировать конфликтные ситуации в деятельности организации и разработать направления совершенствования системы конфликтов в организации.

Задачи исследования:
1) выявить причины возникновения и динамику развития конфликта;
2) выработать оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления конфликтами в организации……………………………………………………………………...4
1.1 Сущность, структура и функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов………………………………………………………………………4
1.2 Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов……………………………………………………………………….10
1.3 Переговорный процесс как способ разрешения конфликта……………14
ГЛАВА 2 Анализ конфликтных ситуаций в деятельности организации….21
2.1 Анализ структуры управления …………………………………………..21
2.2 Анализ конфликтов и источников их возникновения………………….26
2.3 Анализ методов разрешения конфликтов в организации……………...28
Заключение…………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word (1).docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

1) будущее при условии  самого неблагоприятного стечения  обстоятельств: возможный наихудший  вариант;

2) возможный наилучший  вариант развития событий;

3) наиболее вероятный  вариант прогноза развития объекта  управления.

Такая вариативность прогностической  модели повышает ее качество. Ключевые моменты в будущем развитии событий  необходимо прогнозировать. Это особенно касается ответственных решений, а  значит руководителей высшего ранга, поскольку их решения чаще всего  именно такие. Без хороших прогнозов  трудно рассчитывать на успех в управленческой деятельности, управлять событиями  – это значит уметь их предвидеть.

Четвертый этап подготовки решений называется построением  моделей целей.

При определении целей  может оказаться полезным выделить среди них цели трех уровней: конечных (стратегических), промежуточных (оперативных) и ближайших (тактических). В свою очередь конечные и промежуточные  цели могут быть представлены не однозначно, а также вариативно, в виде программы  «минимум» и программы «максимум». Таким образом, общая цель управления сложной системой, как правило, может  представлять систему подцелей, состоящую  из трех уровней и двух вариантов  по каждому из двух последних уровней. Для того чтобы цели не превратились в неработающие лозунги, необходимо выработать ясные критерии достижения целей всех уровней. Цели без определения  критериев их достижения представляют собой либо неработающие, либо плохо  работающие элементы управленческого  решения. Цели необходимо как следует  сформировать, сгруппировать, проанализировать, уделить большее внимание их достижению. После того как цели определены, можно принимать управленческое решение. Построение управленческой модели является пятым этапом в процессе подготовки и принятия управленческого решения. Само решение хорошее или плохое всегда принимается, однако, типичной ошибкой при этом являются существенные диспропорции. Поэтому шестым этапом в принятии управленческого решения является ответ на вопрос: «Как делать?».

Еще одним моментом, на который  крайне желательно обращать внимание, является необходимость прогноза возможных  ближайших и перспективных последствий (особенно негативных) принимаемых  решений. В зависимости от характера  связи с факторами, на которые  воздействуют, последствия могут  быть прямыми и косвенными. Если лицо, принимающее решение, продумывает  перспективные последствия, то легче  предусмотреть те из них, которые  являются прямыми. Между тем косвенные  последствия могут быть не менее  значимыми. Их важно предвидеть, поскольку  в противном случае именно они  могут свести на нет все прекрасные замыслы по улучшению действительности.

Еще одно требование к оптимальному решению: глубина и объем преобразования объекта управления не должны превышать  глубины и объема имеющихся знаний о нем. Необходимо хорошо знать не только те системы объекта управления, в работу которых идет вмешательство, но и системы, связанные с ними.

Претворение решения в  жизнь – это седьмой, наиболее сложный этап управленческой деятельности.

Восьмой этап – оценка результатов  деятельности. Следующий девятый  этап – принятие решения продолжение  или прекращение деятельности. Последний, десятый этап – обобщение полученного  опыта. Это также самостоятельный  очень важный этап, поскольку обучение на собственном опыте является практически  одним из наиболее результативных способов совершенствования деятельности руководителя.

Самым важным фактором всех рассмотренных моделей, которые  создавались при обосновании, формировании и принятии решений является, несомненно человек.

Оценивая положение дел  в организации, необходимо прежде всего  определить состояние работающих в  ней людей, их количество и качество. Важно оценить их профессиональную подготовленность, нравственные качества, цели и интересы, выявить социальные группы и характер взаимоотношений  как внутри групп, так и между  ними, определить групповые интересы и т.д.

Причины достижений и промахов в работе организации следует, прежде всего, искать в человеке. Если организация  работает плохо, то основные причины  этого, скорее всего, связаны с недостатками профессиональной подготовленности людей, с их культурой, не соответствующей  характеру деятельности, с неэффективным  руководством, слабой заинтересованностью  людей в хорошей работе, отсутствием  условий для полного раскрытия  их возможностей и удовлетворения потребностей.

Большое значение при принятии решения в организации имеют  четкая организация труда, правильный режим работы, психологическое и  моральное сотрудников. Это обеспечивает положительный и отличный настрой, уверенность в себе, в своих  силах, уверенность в ходе рабочего дела. Чем сплоченнее коллектив, тем  меньше возможностей для возникновения  конфликтов в этой организации. Производственная и повседневная деятельность трудового  коллектива формирует у него общность, мастерство своего дела, товарищество, моральную, а также психологическую  устойчивость и выносливость. Главное  – должным образом подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей. Если это выполнено, то при хорошем качестве управления самим процессом деятельности организация  фактически «обречена» на успех. Такой  подход сводит к минимуму вероятность  возникновения межличностных и внутриличностных конфликтов.

Таким образом, обоснованные управленческие решения, компетентное руководство сотрудниками, коллективами – важные условия профилактики конфликтов между людьми, поддержания хорошего социально - психологического климата  в коллективах. Грамотное руководство, может предотвратить значительную часть конфликтов в организации.При правильном подходе директора управления конфликтами, последствия конфликта могут иметь, как отрицательные и разрушительные, так положительные и правильные последствия. Это отношение влияет на возможность развития конфликтов: устранит ли причину или создаст причины для конфликта.

 

1.3. Переговорный процесс как способ разрешения конфликта

Основным позитивным методом  разрешения конфликтов являются переговоры. Мы предлагаем рассмотреть существенные характеристики метода переговоров  и приемы его реализации. Переговоры выполняют определенные функции, охватывая  многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов, переговоры представляют собой набор  тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих  сторон решений. Существует несколько  подходов к определению понятия  «переговоры». Цель этого метода заключается  в том, что конфликт для человека оказывает вредное воздействие, как на самого человека, так и  на его работу, на состояние всего  коллектива, на психологический климат коллектива. Стороны приходят к пониманию  необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов  или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся  в рамках конфликтных отношений  и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия  и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта  бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение – это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

Существуют различные  подходы к классификации переговоров. Один из них основывается на выделении  различных целей их участников.

1. Переговоры о продлении  действующих соглашений.

2. Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода  конфликтных отношений к более  конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием  третьей стороны.

3. Переговоры о перераспределении.  Одна из сторон требует изменений  в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются  угрозами наступающей стороны.

4. Переговоры о создании  новых условий. Их целью является  формирование новых отношений,  заключения новых соглашений.

5. Переговоры по достижению  побочных эффектов. Решаются второстепенные  вопросы (демонстрация миролюбия,  уяснение позиций, отвлечение  внимания и т.д.).

В зависимости от того, какие  цели преследуют участники переговоров, выделяют различные функции переговоров:

- информационная (стороны  заинтересованы в обмене взглядами,  но не готовы по каким - либо  причинам на совместные действия);

- коммуникативная (налаживание  новых связей, отношений);

- регуляции и координации  действий;

- контроля (например, по поводу  выполнения соглашений);

- отвлечения внимания (одна  из сторон стремится выиграть  время для перегруппировки и  наращивания сил);

- пропаганды (позволяет одной  из сторон показать себя в  выгодном свете в глазах общественности);

- проволочек (одна из сторон  идет на переговоры, чтобы вселить  надежду у оппонента на решение  проблемы, успокоить ее).

Существует три типа совместных решений участников переговоров:

- компромиссное, или «срединное  решение»;

- ассиметричное решение,  относительный компромисс;

- нахождение принципиально  нового решения путем сотрудничества.

Рассмотрим их подробнее  применительно к проблеме переговоров.

Первый тип решения  – компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение  на переговорах. Применяется сам  компромисс в том случае, когда  конфликтующие люди убеждены, что  примирение не будет. Они считают, что  принятие примирения будет лишь усугублять положение дела.

Однако чаще приходится встречаться  с ситуациями, когда критерии нечетки  или же стороны не могут найти  ту «середину», по отношению к которой  они могут двигаться, уступая  друг другу. В таких случаях необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для человека, участник переговоров получает больше по другому вопросу, который представляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон. Когда статусы, возможности власти и контроля, а также интересы сторон не позволяют им найти «серединное» решение, то стороны могут прийти к компромиссному решению. Тогда уступки одной стороны значительно повышают уступки другой. Человек, получающий явно меньше условий половины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще больше потери. Правильность решения наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Третий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон. Этот тип решения заключается в совместном деловом осуждении точек зрения. Ищут решения, которые соответствуют потребностям и интересам обеих сторон. Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей.

Подготовка к переговорам

Переговоры начинаются задолго  до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с  того момента, когда одна из сторон выступит инициатором проведения переговоров  и участники займутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготовка переговоров, во многом зависит их будущее  и принятых на них решений. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: организационному и содержательному.

К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение времени и места  встречи, повестки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными  организациями касающихся их вопросов. Содержательная сторона переговоров  включает: анализ проблемы и интересов  участников; формирование общего подхода  к переговорам и собственной  позиции на них; определение возможных  вариантов решения. Прежде чем стороны  начнут готовиться к переговорам, анализируется  проблема, которая будет решаться. Необходимо выработать общий подход к переговорам – их концепцию. При формировании общего подхода  к переговорам определяются задачи, которые будут реализовываться  на них. Необходимо определить возможные  варианты решения. Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения. А также их аргументацию. Предложения  являются ключевыми элементами позиции. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности.

 

 

Ведение переговоров.

Переговоры начинаются с  того момента, когда стороны приступают к обсуждению, рассмотрению и дискуссии  проблемы. Для того чтобы ориентироваться  в ситуации переговоров, необходимо хорошо понимать, продумывать, что представляет собой процесс взаимодействия при  видении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения переговоров:

- уточнение интересов,  концепций и позиций участников;

- обсуждение (обоснование  своих взглядов и предложений);

- согласование позиций  и выработка договоренностей.

В ходе уточнения интересов  и позиций снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Находится «общий язык» с партнером  по переговорам. Обсуждая вопросы, необходимо убедиться, что под одним и  тем же термином стороны понимают одинаковые, а не разные вещи. Этап уточнения  проявляется в изложении сторонами  позиций и предоставлении разъяснений  к ним. Внося предложения, стороны  тем самым определяют свои приоритеты, свое понимание возможных путей  решения проблемы. Этап обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы  максимально понятно обосновать собственную позицию. Он приобретает  особое значение, если стороны ориентируются  на решение проблемы путем компромисса. Обсуждение является логическим продолжением уточнения позиций. Стороны путем  выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений  партнеров показывают, с чем и  почему они принципиально не согласны или, напротив, что может предметом  дальнейшего обсуждения. Если стороны  стремятся решить проблему путем  переговоров, то результатом этапа  аргументации должно быть определение  рамок возможной договоренности.

Информация о работе Управление конфликтом при принятии управленческих решений