Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью является изучить теоретические основы управления конфликтами в организации, проанализировать конфликтные ситуации в деятельности организации и разработать направления совершенствования системы конфликтов в организации.
Задачи исследования:
1) выявить причины возникновения и динамику развития конфликта;
2) выработать оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов;
Введение………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления конфликтами в организации……………………………………………………………………...4
1.1 Сущность, структура и функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов………………………………………………………………………4
1.2 Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов……………………………………………………………………….10
1.3 Переговорный процесс как способ разрешения конфликта……………14
ГЛАВА 2 Анализ конфликтных ситуаций в деятельности организации….21
2.1 Анализ структуры управления …………………………………………..21
2.2 Анализ конфликтов и источников их возникновения………………….26
2.3 Анализ методов разрешения конфликтов в организации……………...28
Заключение…………………………………………………………………….32
1) будущее при условии
самого неблагоприятного
2) возможный наилучший вариант развития событий;
3) наиболее вероятный
вариант прогноза развития
Такая вариативность прогностической модели повышает ее качество. Ключевые моменты в будущем развитии событий необходимо прогнозировать. Это особенно касается ответственных решений, а значит руководителей высшего ранга, поскольку их решения чаще всего именно такие. Без хороших прогнозов трудно рассчитывать на успех в управленческой деятельности, управлять событиями – это значит уметь их предвидеть.
Четвертый этап подготовки решений называется построением моделей целей.
При определении целей
может оказаться полезным выделить
среди них цели трех уровней: конечных
(стратегических), промежуточных (оперативных)
и ближайших (тактических). В свою
очередь конечные и промежуточные
цели могут быть представлены не однозначно,
а также вариативно, в виде программы
«минимум» и программы «
Еще одним моментом, на который
крайне желательно обращать внимание,
является необходимость прогноза возможных
ближайших и перспективных
Еще одно требование к оптимальному решению: глубина и объем преобразования объекта управления не должны превышать глубины и объема имеющихся знаний о нем. Необходимо хорошо знать не только те системы объекта управления, в работу которых идет вмешательство, но и системы, связанные с ними.
Претворение решения в жизнь – это седьмой, наиболее сложный этап управленческой деятельности.
Восьмой этап – оценка результатов деятельности. Следующий девятый этап – принятие решения продолжение или прекращение деятельности. Последний, десятый этап – обобщение полученного опыта. Это также самостоятельный очень важный этап, поскольку обучение на собственном опыте является практически одним из наиболее результативных способов совершенствования деятельности руководителя.
Самым важным фактором всех рассмотренных моделей, которые создавались при обосновании, формировании и принятии решений является, несомненно человек.
Оценивая положение дел в организации, необходимо прежде всего определить состояние работающих в ней людей, их количество и качество. Важно оценить их профессиональную подготовленность, нравственные качества, цели и интересы, выявить социальные группы и характер взаимоотношений как внутри групп, так и между ними, определить групповые интересы и т.д.
Причины достижений и промахов в работе организации следует, прежде всего, искать в человеке. Если организация работает плохо, то основные причины этого, скорее всего, связаны с недостатками профессиональной подготовленности людей, с их культурой, не соответствующей характеру деятельности, с неэффективным руководством, слабой заинтересованностью людей в хорошей работе, отсутствием условий для полного раскрытия их возможностей и удовлетворения потребностей.
Большое значение при принятии решения в организации имеют четкая организация труда, правильный режим работы, психологическое и моральное сотрудников. Это обеспечивает положительный и отличный настрой, уверенность в себе, в своих силах, уверенность в ходе рабочего дела. Чем сплоченнее коллектив, тем меньше возможностей для возникновения конфликтов в этой организации. Производственная и повседневная деятельность трудового коллектива формирует у него общность, мастерство своего дела, товарищество, моральную, а также психологическую устойчивость и выносливость. Главное – должным образом подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей. Если это выполнено, то при хорошем качестве управления самим процессом деятельности организация фактически «обречена» на успех. Такой подход сводит к минимуму вероятность возникновения межличностных и внутриличностных конфликтов.
Таким образом, обоснованные
управленческие решения, компетентное
руководство сотрудниками, коллективами
– важные условия профилактики конфликтов
между людьми, поддержания хорошего
социально - психологического климата
в коллективах. Грамотное руководство,
может предотвратить
1.3. Переговорный процесс как способ разрешения конфликта
Основным позитивным методом
разрешения конфликтов являются переговоры.
Мы предлагаем рассмотреть существенные
характеристики метода переговоров
и приемы его реализации. Переговоры
выполняют определенные функции, охватывая
многие аспекты деятельности работников.
Как метод решения конфликтов,
переговоры представляют собой набор
тактических приемов, направленных
на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих
сторон решений. Существует несколько
подходов к определению понятия
«переговоры». Цель этого метода заключается
в том, что конфликт для человека
оказывает вредное воздействие,
как на самого человека, так и
на его работу, на состояние всего
коллектива, на психологический климат
коллектива. Стороны приходят к пониманию
необходимости переговоров
Существуют различные
подходы к классификации
1. Переговоры о продлении действующих соглашений.
2. Переговоры о нормализации.
Проводятся с целью перевода
конфликтных отношений к более
конструктивному общению
3. Переговоры о
4. Переговоры о создании
новых условий. Их целью
5. Переговоры по достижению
побочных эффектов. Решаются второстепенные
вопросы (демонстрация
В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяют различные функции переговоров:
- информационная (стороны
заинтересованы в обмене
- коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);
- регуляции и координации действий;
- контроля (например, по поводу выполнения соглашений);
- отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки и наращивания сил);
- пропаганды (позволяет одной
из сторон показать себя в
выгодном свете в глазах
- проволочек (одна из сторон
идет на переговоры, чтобы вселить
надежду у оппонента на
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
- компромиссное, или «срединное решение»;
- ассиметричное решение, относительный компромисс;
- нахождение принципиально
нового решения путем
Рассмотрим их подробнее применительно к проблеме переговоров.
Первый тип решения – компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Применяется сам компромисс в том случае, когда конфликтующие люди убеждены, что примирение не будет. Они считают, что принятие примирения будет лишь усугублять положение дела.
Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда критерии нечетки или же стороны не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут двигаться, уступая друг другу. В таких случаях необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для человека, участник переговоров получает больше по другому вопросу, который представляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон. Когда статусы, возможности власти и контроля, а также интересы сторон не позволяют им найти «серединное» решение, то стороны могут прийти к компромиссному решению. Тогда уступки одной стороны значительно повышают уступки другой. Человек, получающий явно меньше условий половины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще больше потери. Правильность решения наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Третий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон. Этот тип решения заключается в совместном деловом осуждении точек зрения. Ищут решения, которые соответствуют потребностям и интересам обеих сторон. Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей.
Подготовка к переговорам
Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с того момента, когда одна из сторон выступит инициатором проведения переговоров и участники займутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготовка переговоров, во многом зависит их будущее и принятых на них решений. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: организационному и содержательному.
К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение времени и места встречи, повестки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Содержательная сторона переговоров включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Прежде чем стороны начнут готовиться к переговорам, анализируется проблема, которая будет решаться. Необходимо выработать общий подход к переговорам – их концепцию. При формировании общего подхода к переговорам определяются задачи, которые будут реализовываться на них. Необходимо определить возможные варианты решения. Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения. А также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности.
Ведение переговоров.
Переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению, рассмотрению и дискуссии проблемы. Для того чтобы ориентироваться в ситуации переговоров, необходимо хорошо понимать, продумывать, что представляет собой процесс взаимодействия при видении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения переговоров:
- уточнение интересов,
концепций и позиций
- обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);
- согласование позиций и выработка договоренностей.
В ходе уточнения интересов
и позиций снимается
Информация о работе Управление конфликтом при принятии управленческих решений