Управление кредитным процессом в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Российские коммерческие банки являются объектом пристального внимания. В настоящий момент банки стали весьма весомым фактором деловой и политической жизни общества, с их деятельностью увязывается решение широкого спектра проблем переходной экономики. Таким образом, банковская система, кроме выполнения своих “обычных функций”, является активным агентом и проводником экономических реформ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Организация процесса кредитования в коммерческом банке………...5
Глава 2. Формы и методы управления кредитным процессом в коммерческих банков…………………………………………………………………………......12
Глава 3. Основы управления кредитным риском в коммерческом банке……25
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы.............................................................................................38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Мотивация кредитного персонала имеет своей целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их профессионального развития. Каждый банк определяет индивидуально для себя способы мотивации кредитного персонала. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.

Координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка. Выполнение данной функции проявляется в соблюдении прииципа ликвидности для конкретного кредитного портфеля банка, а также в формировании портфеля кредитов.

Банковский  менеджмент можно рассматривать  с различных точек зрения, исходя из того, что в международной практике существуют три концепции коммерческого  банка: банк как портфель или баланс; банк как информационный процессор; банк как фирма финансовых услуг.

В нашей стране наиболее распространен подход к  процессу управления банком, рассматривающий  банк как фирму финансовых услуг, в основном трех видов: трансакционные услуги (т.е. расчетные), портфельные  услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке информации.

Ссудные операции банка включаются в состав портфельных  услуг банка, и управление ссудными операциями является частью процесса управления всеми портфельными услугами банка.

Нередко финансовое положение кредитных институтов, рыночные факторы (изменение стоимости активов, находящихся в портфеле, неблагоприятная валютная структура активов и др.), а также желание получить дополнительную прибыль от арбитража кредитных активов побуждают банки проводить операции по обмену активами на третьих заемщиков, обмену взаимной задолженности и на выкуп собственной задолженности против реализации части кредитного портфеля, что также является одним из методов регулирования кредитных операций.

Обменная сделка своп проводится участниками исходя из номинала обмениваемых активов по их рыночной стоимости. Поскольку различные активы имеют неодинаковые котировки, возникает несоответствие между рыночной стоимостью обмениваемых активов. Указанное несоответствие компенсируется путем перевода тем участником сделки, который приобретает актив с большей рыночной стоимостью, средств в ликвидной форме в пользу контрагента. Таким образом, участники операции регулируют свой кредитный портфель без дополнительного убытка или прибыли.

Например, банк А реализует свой кредитный актив  на заемщика X на сумму 1 млн. рублей против кредитного актива банка Б на заемщика У на сумму 900 тыс. рублей. Рыночная стоимость  принадлежащего банку А актива составляет 40 % от номинала, а рыночная стоимость актива банка Б - 50 % от номинала. Таким образом, в момент совершения операции банк А переведет банку Б сумму, рассчитываемую по следующей формуле:

ПК = Ст.1 - Ст.2,

где: ПК - наличный компонент сделки;

Ст. 1 - рыночная стоимость переуступаемого актива;

Ст. 2 - рыночная стоимость выкупаемою актива.

В нашем примере  подлежащая переводу в пользу банка  Б сумма составит 50 тыс. рублей.

Наиболее часто  встречаемым вариантом управления кредитными активами является операция их обмена. Технически это две независимые друг от друга сделки по переуступке одним кредитным институтом какого-либо актива другому кредитному институту при встречном выкупе согласованного актива контрагента.

Самостоятельность каждой операции проявляется в подписании двух сделок купли-продажи. При этом соглашения между сторонами практически зеркальны, поскольку реально в текстах меняются местами только наименование продавца и покупателя активов. Различия наиболее отчетливо выявляются в приложениях, в которых фиксируются платежные инструкции двух сторон, а также детали объектов соглашения (активов). В тех случаях, когда обмену подлежат разновалютные активы, скрытая конверсия валюты актива, равно как и скрытое регулирование сторонами валютной структуры кредитного портфеля, видно только из приложений.

Поскольку обмен  активами осуществляется по их реальной рыночной стоимости, покупатель в момент совершения сделки кредитует счет «НОСТРО» и переводит на счет продавца эквивалентную сумму с одновременным отражением выкупленного актива по дебету счета «Кредиты предоставленные». При продаже своего актива его держатель дебетует счет «НОСТРО» и кредитует счет - «Кредиты предоставленные»

Вместе с  тем, активы, участвующие в сделке, никогда не соответствуют друг другу по рыночной стоимости. Поэтому для балансовой эквивалентности обмена сторона, предоставившая к выкупу актив по более низкой рыночной стоимости, осуществляет перевод наличного компонента сделки, оформляя бухгалтерский перевод следующим образом - дебет счета «Расчеты по платежам наличного компонента по операциям обмена кредитными активами» кредит счета «НОСТРО». Получатель зачисляет поступившую сумму в дебет счета «НОСТРО» при одновременном кредитовании счета «Расчеты по платежам наличного компонента по операциям обмена кредитными активами». В конце финансового года средства с указанного счета относятся на резервы или на счет прибылей и убытков.

Операция по обмену кредитными активами предусматривает  обязательный обмен контрагентами  дубликатами всей имеющейся в  их распоряжении кредитной и иной документации по соответствующим активам.

В целях сокращения имеющейся задолженности, снижения издержек по обслуживанию привлеченных ресурсов и регулирования своего кредитного портфеля банк может предложить контрагенту провести обоюдный обмен задолженностью. Указанная операция не может рассматриваться как зачет взаимных денежных требований, поскольку осуществляется не по номиналу, а на основании рыночной цены обязательств контрагентов.

Взаимозачет является санационной сделкой, т.е. после проведения зачета балансы контрагентов показывают НЕТТО-сальдо обязательств и контртребований. Операция по обмену задолженностью представляет собой взаимный выкуп контрагентами обязательств с уплатой наличного компонента стороной, представившей к операции меньшую сумму, взвешенную по рыночной стоимости. Оформление сделки производится аналогично операции по обмену активами с той лишь разницей, что объектом соглашения является частичное урегулирование двусторонних взаимоотношений.

Несмотря на большую внешнюю схожесть соглашений по обмену активами и задолженностью, бухгалтерское оформление их значительно разнится. При обмене задолженностью каждый из контрагентов дебетует свой счет «НОСТРО» и кредитует счет «Кредиты предоставленные» на сумму реализованного актива. Второй проводкой стороны закрывают «свои кредитные обязательства (кредит счета «НОСТРО» - дебет счета «Кредиты привлеченные»). Одновременно плательщик дебетует на сумму наличного компонента счет соответствующих расходов при отражении платежа по кредиту счета «НОСТРО». Получатель средств оформляет поступление средств по дебету счета «НОСТРО» с их зачислением в кредит счета «Расчеты по платежам наличного компонента по операциям по выкупу задолженности».

Таким образом, мы рассмотрели различные формы  и методы управления кредитными операциями, которые позволяют банку поддерживать ликвидность баланса, вести наименее рискованную кредитную политику, а также максимизировать получение прибыли от проведения ссудных операций.

 

  • Глава 3. Основы управления кредитным риском в коммерческом банке

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или  их комбинаций на надёжность банка  характеризуется рисками.

Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.

Риски очень  сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза невозврата большой доли выданных кредитов).

В условиях рынка, где поведение экономических  субъектов и, тем более, индивидов  имеет вероятностный характер и  потому не поддается точному прогнозированию, любой вид коммерческой деятельности неизбежно связан с риском – риском потерь и убытков. В наиболее общем виде банковский риск ситуативная характеристика деятельности любого банка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неудачи. Он выражается вероятностью, точнее, угрозой получения отрицательных финансовых результатов: непредвиденных дополнительных расходов, потери банком части своих ресурсов и ожидаемой прибыли. Поэтому, с одной стороны, любой банк старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален. С другой стороны, банку необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности.

Иначе говоря, все  банки стараются минимизировать риск и максимизировать прибыль. Но осуществить последнее без  значительного увеличения риска, как  правило, не удается. Тем более это  сложно сделать в условиях экономики  переходного периода, политической нестабильности, правовой нерегулированности правового нигилизма. Неслучайно многие коммерческие банки идут на неоправданный риск, поднимая, например, ставку процента в 1,5-2 раза выше рыночной (так называемый процентный риск).

Многие коммерческие банки России сейчас работают в зоне повышенного риска. Но это скорее результат сознательной авантюристической  политики руководства некоторых  банков, нежели следствие некомпетентности их персонала. Последнее, конечно, тоже не редкость.

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки  имеют успех тогда, когда принимаемые  ими риски разумны, контролируемы  и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции.

Банки стремятся  получить наибольшую прибыль. Но это  стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Уровень риска  увеличивается, если:

    1. проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;
    2. поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту банка;
    3. руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может привести к финансовому ущербу (ухудшению возможностей получения необходимой и\или дополнительной прибыли);
    4. существующий порядок деятельности банка или несовершенство законодательства мешает принятию некоторых оптимальных для конкретной ситуации мер.

Существуют  общие причины возникновения  банковских рисков и тенденции изменения  их уровня. Вместе с тем, анализируя риски  российских банков на современном  этапе, важно учитывать:

  • кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;
  • неустойчивость политического положения;
  • отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;
  • инфляцию, и др.

Во всех случаях  риск должен быть определен и измерен. Анализ и оценка риска в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения вероятности того, что какое-то событие в будущем произойдет. Обычно эта вероятность выражается в процентах. Соответствующая работа может вестись, если выработаны критерии риска. Позволяющие ранжировать альтернативные события в зависимости от степени риска. Однако исходным пунктом работы является предварительный статистический анализ конкретной ситуации.

В предельно  общем виде управление банковскими  рисками включает в себя следующие  этапы:

  1. Оценка конкретного риска, сделанная на основе анализа всей совокупности рискообразующих факторов и прогноза ее (совокупности) изменения.
  2. Установление на этой основе оптимального уровня риска.
  3. Анализ отдельных операций с точки зрения их соответствия приемлемому уровню риска.
  4. Разработка конкретных мер по снижению риска.

Надёжность  банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и насколько  банк способен им управлять. К основным средствам (методикам) управления  рисками  можно  отнести   использование  принципа взвешенных рисков; осуществление  систематического анализа финансового       состояния    клиентов банка,  его   платёжеспособности   и кредитоспособности,      применение       принципа       разделения       рисков, рефинансирование кредитов; проведение политики  диверсификации (широкое перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных большому количеству клиентов, при сохранении общего объёма операций банка; страхование кредитов и депозитов; применение залога; применение реальных персональных и “мнимых” гарантий, хеджирование валютных сделок, увеличение спектра проводимых операций (диверсификация деятельности).

Информация о работе Управление кредитным процессом в коммерческом банке