Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является формирование профессиональных знаний и представлений об особенностях управления персоналом в условиях кризиса.
Изучение данной тематики позволило более детально изучить: основные цели и задачи кадровой политики в условиях кризиса на предприятии; методические подходы к оценке кадрового потенциала организации; основные направления его реструктуризации; принципы формирования команд в условиях кризиса; типы кадровой политики организации.
Введение 3
Глава 1. Жизненные циклы развития
1.1. Жизненный цикл развития организации и кадрового потенциала
1.2. Особенности развития персонала в зависимости от стадий жизненного цикла
Глава 2. Принципы и методы формирования кадровой политики кризисного предприятия
2.1. Кадровая политика в условиях кризиса
2.2. Принципы формирования кадровой политики кризисного предприятия
2.3. Методы формирования кадровой политики кризисного предприятия
Глава 3. Персонал управления в условиях кризиса
3.1. Профессиональные проблемы менеджера в кризисной ситуации
3.2. Назначение и область деятельности менеджера по антикризисному управлению
3.3. Модель менеджера антикризисного управления
3.4. Кадровый аудит
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
на тему:
«Управление персоналом в условиях кризиса»
Факультет ЦДО Направление (специальность) 08.01.04 «Экономика труда» Специализация «Экономика труда и управление персоналом» Кафедра Экономики труда и управления персоналом Дата защиты___________________ Оценка________________________ |
Исполнитель: Пшеницин К.А. Группа ЭТРп-09-НУ Руководитель: Федорова А.Э. |
Новоуральск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
||
Глава 1. Жизненные циклы развития |
4 | |
1.1. Жизненный цикл развития организации и кадрового потенциала |
4 | |
1.2. Особенности развития персонала в зависимости от стадий жизненного цикла |
7 | |
Глава 2. Принципы и методы формирования кадровой политики кризисного предприятия |
11 | |
2.1. Кадровая политика в условиях кризиса |
11 | |
2.2. Принципы формирования кадровой политики кризисного предприятия |
15 | |
2.3. Методы формирования кадровой политики кризисного предприятия |
19 | |
Глава 3. Персонал управления в условиях кризиса |
32 | |
3.1. Профессиональные проблемы менеджера в кризисной ситуации |
32 | |
3.2. Назначение и область деятельности менеджера по антикризисному управлению |
33 | |
3.3. Модель менеджера антикризисного управления |
39 | |
3.4. Кадровый аудит |
44 | |
Заключение |
64 | |
Список использованной литературы |
69 |
ВВЕДЕНИЕ
Кризис - это явление неизбежное даже при стабильном развитии общества, организации и личности. Умение оценить причину его возникновения, степень проявления, влияние на развитие определенной системы и найти выход из создавшейся ситуации - это главная задача менеджера по антикризисному управлению.
Целью настоящей работы является формирование профессиональных знаний и представлений об особенностях управления персоналом в условиях кризиса.
Изучение данной тематики позволило более детально изучить: основные цели и задачи кадровой политики в условиях кризиса на предприятии; методические подходы к оценке кадрового потенциала организации; основные направления его реструктуризации; принципы формирования команд в условиях кризиса; типы кадровой политики организации.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ
1.1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Согласно организационному подходу к управлению, развитие организации по шкале времени и шкале эффективности ее деятельности может быть представлено в терминах «жизненного цикла», означающего, как процесс развития, так и его стадии. Взгляд на организацию сквозь призму жизненного цикла позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации.
Полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии: (см. рис.1)
- формирование организации;
- рост или размножение;
- стабилизация;
- спад;
- ликвидация.
Рис. 1 Жизненный цикл развития организации
Размножение организации может означать открытие филиалов или создание дочерних предприятий (№1, 2, 3 и т.д.) Последняя стадия после
спада деятельности организации вовсе не должна завершаться «смертью»
или ликвидацией. Вполне возможным считается и вариант
ее «возрождения», или вариант продления
жизни на определенный период. Каждой
стадии развития организации соответст
Целесообразно выделять следующие стадии жизненного цикла формирования и использования кадрового потенциала:
1. Период от рождения
до получения общего и
- стадия рождения (социальная
политика воспроизводства
- стадия дошкольного воспитания (социальная политика здоровья и развития нации);
- стадия общего образования.
2. Период специального
образования кадрового
3. Период использования кадрового потенциала. Данную стадию можно разделить на 3 подстадии:
- вступление в состав рабочей силы, характеризующийся значительными трудностями адаптации, низким начальным уровнем заработной платы и значительными темпами ее роста;
- основной период эффективной
и стабильной трудовой
- период постепенного
возрастного снижения трудовой
активности и адаптации к
4. Пенсионный период.
На рисунке 2 обосновано соединение жизненного цикла формирования кадровой политики и жизненного цикла формирования и использования кадрового потенциала.
Рис.2. Жизненный цикл формирования и использования кадрового потенциала
А - жизненный цикл развития кадрового потенциала;
Б - жизненный цикл затрат
и доходов кадрового
1, 2, 3, жизненный цикл кадровой политики (соответственно, например, социализма, переходного периода, периода стабилизации и т.д.);
ЗВиО - затраты на воспитание и образование; ДиКП - доходы от использования кадрового потенциала; ЗПО -затраты на пенсионное обеспечение.
На рисунке видно, что
если основной кадровый потенциал получил обучение
при одной системе, то при использовании
данного потенциала в другой системе требуются
дополнительные знания, навыки и умения. Данный факт требует учета при формировании кадровой политики
определенного временного периода. При
формировании кадровой политики институциональные
структуры также должны учитывать необходимость
следующего баланса для воспрои
ДиКП >= ЗвиО + ЗПО
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Новая философия формирования кадровой политики в России должна исходить из того, что кадровую политику необходимо интегрировать в стратегию развития предприятия, учитывая экономические законы данного развития.
Особенности кадрового
персонала организации в зависи
Следует обратить внимание на то, что в зависимости от стадии жизненного цикла и типа кадровой стратегии организации то или иное направление становится ведущим или наиболее важным видом. деятельности работников кадровых служб. Целесообразно говорить о содержании кадровых мероприятий, характерных для открытого и закрытого типа кадровых стратегий. При этом необходимо учитывать три уровня планирования: долгосрочный (стратегический), среднесрочный (тактический) и краткосрочный (оперативный). Конкретная ситуация: «Кадры решают все...»
В первые годы перестройки
руководство известного во всем мире
машиностроительного
Наверное, можно заподозрить этого руководителя в некотором лукавстве и желании хоть как-то оправдать результаты принятого решения. Но это если брать за точку отсчета интересы только одного конкретного предприятия. А если пытаться применить популярный в управленческой среде «helicopter view» и оценить инвестиции с позиций общества? Вероятно, вполне можно говорить о действительно существенной для общества «добавленной стоимости».
Таблица 1 Характеристика особенностей персонала в зависимости от стадий жизненного цикла и стратегии развития организации
Стадия жизненного цикла организации |
Тип стратегии |
Краткая характеристика стратегии |
Характеристика особенностей кадрового персонала |
1 |
2 |
3 |
4 |
формирование организации |
Предпринимательская |
- Недостаточность ресурсов для удовлетворения растущего спроса - Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска. - Быстрое осуществление |
Работники должны быть инициативными, коммуникабельными, новаторами, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. |
Рост организации |
Стратегия динамического роста или ограниченного роста |
- Создание фундамента для стабил - Снижение степени риска. - Определение миссии фирмы и политики развития фирмы. |
- Организационная - закрепленность персонала - Гибкость в изменяющихся |
Период стабильного развития |
Стратегия прибыльности |
- Сохранение существующего уровня прибыльности. - Минимизация затрат. - Низкий уровень риска. - Хорошо развита управленческая система. |
- Прекращение найма персонала. - Максимальная результативность персонала. |
Спад |
Ликвидационная стратегия или |
- Продажа активов. - Устранение возможных убытков. - Падение прибыли. |
- Сокращение числа работающих. - Узко-ориентированные работники. - Персонал готов работать |
Предпринимательская стратегия |
- Сокращение затрат с целью выжить в ближайшее время. - Мероприятия, связанные со стабилизацией деятельности предприятия. - Гибкость к изменяющимся |
- Самоотверженность персонала. - Готовность персонала - Новаторство. |
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Термин «кадровая политика» в литературных источниках трансформируется в зависимости от объекта исследования, например, кадровая политика предприятия, кадровая политика региона, антикризисная кадровая политика организации, кадровая политика Федерации.
В приказе Министерства экономи
С точки зрения Т.Ю. Базарова, «Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, действием рынка труда» [1].
В учебнике «Антикризисное управление» кадровая политика рассматривается
как «система научно обоснованных целей,
задач, ориентиров, приоритетов, потре
С нашей точки зрения, кадровая
политика - это система мер, направленных
на формирование институциональных
структур, в соответствии с целями,
задачами и интересами страны, для эффективного
процесса воспроизводства кадро
Кадровая политика неразрывно связана
с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований,
интегрирует управленческие знания, накопленный
прошлый и настоящий отечественный и зарубежный
практический опыт работы с персоналом.
Кадровая политика определяет основное
содержание программы набора, отбора,
расстановки, подготовки и переподготовки
персонала организации, но не сводится к ней. Она отражает тенденции изменения и
Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса