Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является формирование профессиональных знаний и представлений об особенностях управления персоналом в условиях кризиса.
Изучение данной тематики позволило более детально изучить: основные цели и задачи кадровой политики в условиях кризиса на предприятии; методические подходы к оценке кадрового потенциала организации; основные направления его реструктуризации; принципы формирования команд в условиях кризиса; типы кадровой политики организации.
Введение 3
Глава 1. Жизненные циклы развития
1.1. Жизненный цикл развития организации и кадрового потенциала
1.2. Особенности развития персонала в зависимости от стадий жизненного цикла
Глава 2. Принципы и методы формирования кадровой политики кризисного предприятия
2.1. Кадровая политика в условиях кризиса
2.2. Принципы формирования кадровой политики кризисного предприятия
2.3. Методы формирования кадровой политики кризисного предприятия
Глава 3. Персонал управления в условиях кризиса
3.1. Профессиональные проблемы менеджера в кризисной ситуации
3.2. Назначение и область деятельности менеджера по антикризисному управлению
3.3. Модель менеджера антикризисного управления
3.4. Кадровый аудит
Заключение
Список использованной литературы
Информационная политика определяет создание и поддержку системы движения кадровой информации(наличие вакансий, возможности профессионального и карьерного роста, социальные вопросы и т.д.)
Финансовая политика формирует принципы распределения средств
Политика развития персонала
- это обеспечение программы
Оценка результатов деятельности реализуется посредством анализа соответствия кадровой политики и стратегии организации; выявления проблем в кадровой работе; оценки кадрового потенциала.
На кадровую политику в целом, на содержание и специфику конкретных программ управления персоналом влияют факторы двух типов -внешние по отношению к организации и внутренние.
При анализе внешних факторов прежд
Среди внутренних факторов для предприятия наиболее значимыми являются следующие:
- цели предприятия,
их временная перспектива и
степень проработки. Для предприятий
«бабочек-одночасок», целью которых является быстрое получение прибыли, требуются совершенно иные «профессионалы»,
чем для предприятий, ориентированных
на открытие множества филиалов
- стиль руководства, определяемый максимальным использованием опыта каждого работника, оптимальным взаимодействием членов коллектива, наличием хороших коммуникаций в группах;
- перспективы профессионального роста;
- стиль управления;
- система контроля.
Рис.10. Факторы, определяющие кадровую политику предприятия
Индивидуально заключенный
договор между работником и предприятием
является и дополнительным стимулом,
и гарантией определенных услов
Вышеперечисленные факторы определяют тип кадровой политики на предприятии.
С другой стороны эффективность кадровой политики определяется дополнительным набором фактором (см. рис.11).
В условиях рыночной экономики, когда условия внешней среды меняются очень быстро, главным фактором эффективности кадровой политики является ее гибкость и адаптивность. Это возможно при наличии на предприятии высококвалифицированного кадрового потенциала. За годы перехода к рынку стало очевидным, что потенциал работника становится все более явным критическим фактором развития предприятия. Именно креативность системы управления сможет в XXI веке сделать предприятие конкурентоспособным. Управленческие теории нового века будут решать вопрос ухода от штампов.
На гибкость кадровой политики влияют, в свою очередь, ряд факторов:
- иерархическая структура предприятия (это отношение «власть - подчинение»);
- культура (совместные ценности, социальные нормы);
- рынок (отношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг).
Эти факторы на практике
редко реализуются в
Таблица 9. Трансформация факторов эффе
Период социализма |
Переходный период к рынку |
Период стабилизации экономики |
Период экономического роста (прогноз) |
1)Иерархическая структура 2) Культура |
1)Иерархическая структура 2) Рынок |
1)Рынок 2) Иерархическая структура 3) Культура |
1) Культура 2) Рынок 3)Иерархическая структура |
В практике выделяется четыре типа кадровых политик, осуществляемых на предприятии в условиях кризиса.
«Пассивная». У руководства
предприятия отсутствует четко
выраженная программа действий в
отношении персонала, и в условиях
кризиса на предприятии кадровая работа сводится в лучшем
случае к ликвидации негативных последствий. Кадровая служба
не имеет прогноза кадровых потреб
«Реактивная». Руководство
предприятия осуществляет контроль
за системами кризисной ситуации
(возникновением конфликтных ситуаций,
отсутствием квалифицированной
«Превентивная». Руководство
предприятия имеет обоснованные
«Активная» (рациональная).
Руководство предприятия имеет
как качественный прогноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации, в то же время имеет
средства для влияния на нее. Кадровая
служба предприятия располагает не только
средствами диагностики персонала, но
и прогнозирования кадровой ситуации
на среднесрочный и долгосрочный период.
В плане финансового оздоровления содержатся
краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребно
«Авантюристическая» (разновидность
«активной»). Руководство предприятия не имеет качественного
диагноза, обоснованного прогноза развити
4.2. Типы команд
Команда - это небольшое количество людей со взаимодополняющими навыками, верных общей цели, ряду ценностей и подходу, за который они принимают общую ответственность.
Без создания работоспособной команды, способной эффективно и творчески работать, вывести предприятие из кризиса практически невозможно. Антикризисный управляющий подбирает свой тип команды.
Антикризисная команда - состав руководителей и специалистов, объединенных общей целью
и интересами, связанными с оздоровлением
и развитием предприятия, профессионально
подготовленных и способных обеспечить
достижение поставленной цели, готовых
к сотрудничеству и взаимодействию. В
этих условиях важно выделить людей, готовых
сотрудничать при разработке и реализации
программы оздоровления предприятия.
Они-то и составляют антикризисную команду руководи
Управленческая антикризисная к
Второе условие - в нее должны входить профессионально подготовленные к решению задач оздоровления предприятия люди трех категорий:
- адаптивные менеджеры, способные легко приспосабливаться к изменениям во внешней среде и нововведениям в организации, а также взять на себя дополнительные функции, права и полномочия;
- квалифицированные специалисты,
- маркетологи (руководители и специалисты), обладающие информацией, связями, профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для динамичного изучения спроса, поиска и освоения новых ниш и торговых связей.
Третье условие - готовность
к командной работе. В числе квалифицированных руководителе
При формировании команды необходим
Таблица 10 Отличие команды от рабочей группы
Рабочая группа |
Команда |
Сильный, явно выраженный лидер |
Разделение лидерских функций |
Индивидуальная подотчетность |
Индивидуальная и общая подотче |
Назначение группы совпадает
с более широкой задачей органи |
Команда сама разрабатывает свое конкретное назначение |
Индивидуальные результаты работы |
Коллективные результаты работы |
Проводятся эффективные встречи |
Открытие дискуссий и активные встречи по решению проблем |
Эффективность измеряется опосредованно по влиянию на других |
Эффективность измеряется непосредственно по оценке результатов коллективной работы |
Обсуждает, решает и перепоручает |
Обсуждает, решает и вместе выполняет работу |
Создание команды - это процесс, состоящий из нескольких этапов:
- адаптация - взаимное информирование, анализ задач;
- группирование - создание объединений по симпатиям, интересам;
- кооперация - осознание желания работать по решению определенных задач;
- нормирование деятельности - разработка принципов группового взаимодействия;
- функционирование - в виде коллектива, корпорации, команды.
При создании эффективной команды необходимо учитывать следующую типологию совместной деятельности: совместно-взаимодействующий (СВД); совместно-индивидуальный (СИД); совместно-последовательный (СПД); совместно-творческий (СТД).
Существуют четыре основные типа команд (система 4 КхК).
1. Кружок - группа свободно
объединившихся личностей,
2. Комбинат - иерархически организованная система
закрытого типа с четким распределением функций. В данной команде все расставлено по местам, очень жестко
задана технология. Для комбината характерна совместно-последовательная
деятельность (СПД) и совместное взаимодействие
(СВД). Руководитель даннойкома
3. Клика - закрытая, хорошо
организованная система, с
4. Команда лидеров - группа профессионалов, каждый
из которых готов выступить в качестве лидера в своей области деятельности.
Для команды характерно самоупр
5. Во многом тип команды зависит от типа лидерства в данной команде (см. табл. 11).
Каждому типу команды соответствует определенный тип культуры. Определяющими факторами каждой культуры являются:
- происхождение - история создания и основные события в жизни организации;
- технология деятельности,
определяющая способ
- ценности и символы организации, как провозглашенные, искусственно созданные для внешнего окружения, так и внутренние, служащие регуляторами поведения ее членов.
Таблица 11 Типы лидерства (Ч.Манзом и Г.Симз)
Критерий |
Сильный человек |
Транзактор |
Герой-визионер |
Сверхлидер |
Главный аспект |
Приказы |
Награды |
Видение |
Самоуправление |
Источник мудрости и направления лидера |
Лидер |
Лидер |
Лидер |
По большей части подчиненные и лишь затем - лидер |
Реакция подчиненных |
Подчинение, основанное на страхе |
Прагматичное подчинение |
Эмоциональная верность, основанная на видении лидера |
Верность, основанная на чувстве собственности |
Типичное поведение лидера |
Направление/приказ. Установленные цели. Запугивание и выговор |
Установление целей при взаимодействии. Последовательное персональное награждение. Последовательное материальное награждение. Последовательные замечания. |
Разъяснения видения лидера. Акцент на ценностях лидера. Проповедь/увещевание. Убеждение. |
Моделирование самоуправления. Развитие самоуправления через конструктивные замечания, основанные на награждениях. Продвижение самоуправляющихся команд. |
Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса