Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.
Методологические принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода
Основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения
Выводы по главе 1.
Глава 2 Практические основы исследования
2.1. Информационная справка о школе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Состояние материально-технической базы
Состояние учебно-методической базы
Учебная деятельность
Воспитательная работа школы
Использование в учреждении здоровьесберегающих технологий
Органы ученического самоуправления.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый ..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

 

БОУ ДПО «ИРООО»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: Управление процессом  реализации личностно-ориентированного обучения в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Барсукова Татьяна  Александровна,

слушатель группы М 2-11.

Научный руководитель:

Ждан Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук,

проректор по учебно-методической

работе БОУ  ДПО «ИРООО»

 

 

 

 

Омск-2012 г.

 

Содержание

 

 

Введение

Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.

Методологические  принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода

Основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения

Выводы  по главе 1.

Глава 2  Практические основы исследования

2.1. Информационная  справка о школе.

Кадровое обеспечение  образовательного процесса

Состояние материально-технической  базы

Состояние учебно-методической базы

Учебная деятельность

Воспитательная  работа школы

Использование в учреждении здоровьесберегающих    технологий

Органы ученического самоуправления.

Выводы по главе 2

Заключение 

Список  литературы

 

 

 

 

Введение  Стратегические задачи современного образования.

 

Концепция «Нашей новой школы»,  представленная в  государственной стратегической инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева  в послании Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года,  явила новый идеальный образ состояния школы, планка развития образовательной среды поднята очень высоко.  Направление «Наша новая школа» оправдано временем, стратегическими задачами развития государства, и главное — запросами современного ученика.

Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа» в  качестве приоритетных определяет следующие  направления модернизации школьного  образования:

Введение нового поколения образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, основная образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Система поддержки  талантливых детей. Необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, учащихся, формирования ученических портфолио.

Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.

Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями различной сферы.

Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

Анализ перечисленных  выше направлений показывает, что  они являются актуальными и востребованными  участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное  учреждение как открытое  образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.     

В ходе изучения удовлетворенности и потребностей участников образовательного процесса были проведены собеседования, анкетирования, социологические опросы  , т.е. изучен микросоциум.

Родители хотят, чтобы:

школа обеспечивала успешную подготовку для продолжения  профессионального образования  выпускников – 100%;

ребенок изучал иностранный язык – 72%;

школа обеспечивала не только физический, но и душевный комфорт- 89%;

ребенок  обучился навыкам продуктивного общения  и сотрудничества, в том числе  с носителями различных культур, взглядов, принципам бесконфликтной коммуникации- 60%;

 школа способствовала  удовлетворению  разнообразных интересов ребенка и развитию его способностей – 50%;

учитывались индивидуально-личностные особенности ребенка, поддерживались его инициативы – 46%;

осуществлялось  квалифицированное кадровая и социально-психологическая  помощь – 40%;

сохранялось и  укреплялось здоровье ребенка – 78%.

Учащиеся  хотят, чтобы в школе:

было интересно  учиться – 87%;

чтобы к ним  все относились с уважением и  пониманием- 80%;

у них был  учебный успех, в том числе  и  в другой школе-76%;

можно было получить хорошие знания-90%;

дети были воспитанными, добрыми, аккуратными, помогали друг другу-67%;

были красивые учителя- 55%.

Педагоги  ожидают:

создание в  школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий-100%;

улучшения материально-технического, санитарно-гигиенического и эстетического обеспечения-90%;

создание условий  для творческой самореализации, совершенствования  в профессиональной деятельности- 87%;

привлекательного  имиджа школы, конкурентноспособности, престижности в районе- 95%;

 успешной  самореализации своих выпускников в дальнейшем обучении-100%.

 

Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.

Методологические  принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода

Диагностика образовательной  среды школы выявила факторы, проблемы,  сдерживающие реализацию данных направлений развития школы:

-недостаточная  сформированность у учащихся  нравственных качеств личности: уровня принятия чужой культуры, внешнего облика людей другой  национальности

-учащиеся испытывают  трудности при переходе в 5,10 классы

-проблема комплектации 1-х классов: снижение количества  обучающихся 

-недостаточная  вовлеченность родителей в образовательный  процесс, в процесс управления  школой: мониторинг показал, что  только 33 % родителей считают себя  полноправными и полноценными участниками образовательного процесса. общая демографическая ситуация), снижение уровня здоровья детей

Подошло время  заявить о необходимости учета потребностей всех субъектов образовательной деятельности, использовании уникальных потенциальных возможностей своего учреждения для выполнения социального заказа и решения выявленных проблем.

В настоящее  время широкое использование технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе к учению не случайно. По мнению многих исследователей именно личностно-ориентированное обучение позволяет наиболее полно удовлетворить запросы личности, общества и экономики; реализовать вышеприведенную триаду целей развития образования сегодня и на перспективу. Это, в конечном счете, даст возможность выпускнику самостоятельно ориентироваться в производственном процессе, преодолевать разного рода противоречивые производственные ситуации, проявить личностную творческую активность.

Школа оказывает  неблагоприятное воздействие на детей с высоким уровнем умственного  развития постоянным сдерживанием их темпа обучения. В то же время учащиеся с недостаточным уровнем умственного развития, не успевая за навязанным им темпом обучения, порой становятся неуспешными.

Успехи учащихся в учебе и в их умственном развитии во многом зависят от того, какова их «зона ближайшего развития» и насколько она учитывается педагогами, работающими с этими детьми. Поэтому личностно-ориентированная система обучения предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его наличные возможности, способствует тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной «зоне его ближайшего развития». Эта система создает новые условия для учебной деятельности, способствует развитию личности ученика с учетом «зоны его ближайшего развития».

За базисные методологические принципы современного в педагогике личностно ориентированного подхода в обучении взяты следующие принципы:

1. Содержание  образования должно отражать  совокупность общественных практик,  основных видов человеческой деятельности, овладение которыми осуществляется через усвоение знаний, умений, навыков, форм и методов, мышления, накопленных человечеством  в  виде  социального  (общественно-исторического) опыта. При этом как равноценные признаются все формы мышления, а   не только научно-теоретические.

Образовательный процесс должен быть направлен на согласование двух разнонаправленных источников знаний: обучения и учения.                                                                                 

Профессиональная  позиция учителя (в отличие от учащегося) состоит в том, что  он является носителем социокультурных образцов, подлежащих усвоению, выразителем их содержания. Но это вовсе не означает, что «внедрение» этих образцов в сознание учеников должно рассматриваться как однонаправленный процесс от учителя к ученику.

Личностно-ориентированный  подход в системе обучения предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, его анализ, сравнение, выбор оптимального (с позиции научного знания) содержания этого опыта, переход его в систему понятий, т.е. своеобразное «окультуривание» субъектного опыта. Эта работа должна проводиться учителем на уроке систематически, целенаправленно, уважительно в отношении суждения учащихся, не только с позиций «правильный - неправильный» ответ, но и с точки зрения его оригинальности, своеобразия, индивидуального подхода.

Проектирование  работы по использованию в образовательном  процессе субъектного опыта ученика предполагает разработку дидактического

материала, обеспечивающего:

а)        выявление индивидуальной избирательности учащегося к типу, виду, форме материала;

б)        предоставление учащемуся свободы выбора этого материала при усвоении знаний;

в)        выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении познавательных различных задач.

В личностно  ориентированном обучении за норму усвоения должен быть принят спектр различных содержаний, виды и формы материала, способов его проработки, доступных каждому учащемуся, а не обязательное следование образцу, заданному учителем, включенному в образовательный стандарт. Субъектный опыт как ценность образования проявляется именно через его содержание, способы, рефлексию. Выявить это можно через анализ процесса работы каждого учащегося.

Очевидно,                                                            что при использовании учителем личностно ориентированной технологии должны применяться специальные педагогические приемы по выявлению способов учебной работы как устойчивых личностных образований.

Нужны и иные критерии эффективности деятельности как самого учите ля, так и ученика.

Работа по раскрытию, использованию субъектного опыта  учащегося в образовательном  процессе предполагает принципиально  другое построение и реализацию общения  учителя и учащегося в процессе учебно-познавательной деятельности. Вместо преобладающего монолога учителя на уроке, широко практикуется диалог, полилог, причем при активном участии всех школьников (особенно в старших классах), независимо от их успеваемости. Такая работа требует, конечно, изменения педагогического мышления учителя, его профессиональной позиции, ориентации на свободу ребенка в использовании субъектного опыта при реализации педагогических требований. Начинать это необходимо уже в начальной школе, где закладывается определенный стиль педагогического взаимодействия учителя и ученика.

Школа, организуемый в ней образовательный процесс — та уникальная ситуация, где личность не просто проявляется, но специально и целенаправленно изучается.

Основные  требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе  обучения.

В школу каждый ребенок приходит уже сформировавшимся индивидуумом, раскрываясь как личность с уже имеющимися у него психофизиологическими возможностями, данными ему от природы, с присущим ему мироощущением, со своими интересами, жизненными ценностями и устремлениями, личными потребностями, которые он хочет реализовать обязательно.

Школа должна все это выявить, направить в социально значимое русло, обеспечить динамику индивидуального развития с опорой на исходные данные учащегося. При этом эти данные не должны сравниваться с возможностями другого (более сильного или более слабого), а рассматриваются как данность, с которой учитель должен работать применительно к каждому учащемуся, определяя индивидуальную траекторию развития, своеобразную «вертикаль» его личностного роста, становления. Изучение личности ребенка в школе - это задача, по нашему мнению, основная, уникальная и профессионально очень ответственная, требующая разработки специальной личностно ориентированной технологии. При этом имеется в виду следующее:

Информация о работе Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе