Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Введение
Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.
Методологические принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода
Основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения
Выводы по главе 1.
Глава 2 Практические основы исследования
2.1. Информационная справка о школе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Состояние материально-технической базы
Состояние учебно-методической базы
Учебная деятельность
Воспитательная работа школы
Использование в учреждении здоровьесберегающих технологий
Органы ученического самоуправления.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
- создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности развития индивидуальности каждого ребенка в условиях его школьной жизни;
разработка диагностической карты изучения личности ученика в образовательном процессе с учетом специфических целей и задач образовательного учреждения (гимназия, лицей и др.);
выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого учащегося через анализ когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер и др. личностей как основных составляющих в их взаимосвязи и динамике;
разработка индивидуальных образовательных программ,
способствующих коррекции, стимулу, прогнозу личностного развития;
составление на этой основе учебного «портфолио» учащегося, который должен использоваться при переводе ученика из класса в класс, при поступлении в учебное заведение (включая другую школу, вуз).
Работа по изучению индивидуальности ученика мы относим к личностно ориентированной педагогической технологии, создающей научную основу для внутренней и внешней дифференциации. Причем внешняя дифференциация (распределение на группы по предмету избирательности, уровню овладения программой, по способностям и т.п.) должна обязательно основываться на внутренней дифференциации (изучение возможностей каждого ребенка без его предварительной отнесенности к какой-либо группе). Необходимо время, что бы каждый учащийся мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности (а не просто слабые и сильные стороны). Для этого необходима (особенно на первых ступенях обучения) единая для всех образовательная среда, но разнообразная, позволяющая изучить возможности каждого ребенка, проявить их, а затем уже вместе с родителями решать вопрос о том, как ими следует распорядиться. Выбор системы обучения должен определяться не готовностью детей к школе, а возможностью самой системы (включая подготовку учителя) создать необходимые условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, определения «вектора» его развития в процесс овладения знаниями.
Внешняя дифференциация детей по способностям на основе тестирования (особенно при приеме в школу) не отвечает основным принципам личностно ориентированной системы обучения. Последняя опирается на необходимость предоставления каждому ученику, ребенку равных стартовых возможностей, в рамках которых осуществляется систематическое, лонгитюдное изучение личности.
Но равные условия вовсе не одинаковые. Образовательная среда должна быть с самого начала разноуровневой, адаптационной для каждого учащегося.
Для
этого педагоги должны
располагать дифференцированными обучающими
программами, включающими учебный
материал не только разной степени сложности,
но и позволяющий выявлять индивидуальную
избирательность ученика к его содержанию,
виду и форме, разным способам его проработки;
стимулирующий школьников к творческим
видам деятельности. Личностно-
Итак, изложены основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения, включающего в себя:
- анализ современной функции образования в отличие от традиционной, изменение его содержания;
включение субъектного
опыта учащегося в работу с
научным знанием, учет индивидуальной
избирательности ученика к
изучение динамики развития личности ученика в образовательном процессе;
реализация особых форм общения всех основных субъектов образовательного процесса;
создание адекватной образовательной среды, включающей подготовку и проведение урока, организацию учебных помещений, активное во влечение семей в процесс адаптации их детей к личностно-ориентированной школе;
использование критериальной базы для оценки учебных достижений, отвечающих целям и задачам данного образовательного процесса.
В педагогике и педагогической
психологии до настоящего момента были
предприняты различные попытки
определить сущность личностно-ориентированного
образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков,И.С.Якиманская,А.А.
Проблемы управления учебным заведением
в условиях личностно-ориентированного
образования отражены в работах В.И. Бочкарева,
Ю.А.Конаржевского, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева,
М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова,
K.M. Ушакова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко,
В.В. Шогана и др.
Принципиальное значение
имеют труды известных
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика
главной действующей фигурой всего образовательного
процесса и есть личностно-ориентированная
педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного
образования она считает необходимым
различать следующие понятия:
Разноуровневый подход -
ориентация на разный уровень сложности
программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный
подход - выделение групп детей на основе
внешней (точнее, смешанной) дифференциации:
по знаниям, способностям, типу образовательного
учреждения.
Индивидуальный подход -
распределение детей по однородным группам:
успеваемости, способностям, социальной
(профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный
подход - отношение к каждому ребёнку
как к уникальности, несхожести, неповторимости.
В реализации этого подхода, во-первых,
работа должна быть системной, охватывающей
все ступени обучения. Во-вторых, нужна
особая образовательная среда в виде учебного
плана, организации условий для проявления
индивидуальной избирательности каждого
ученика, её устойчивости, без чего невозможно
говорить о познавательном стиле. В-третьих,
нужен специально подготовленный учитель,
который понимает и разделяет цели и ценности
личностно-ориентированного образования
На основе вышеизложенного мною определена цель исследования – на основе анализа образовательного процесса в учреждении разработать организационно-педагогические основы управления качеством образования в условиях реализации личностно-ориентированного обучения в школе.
Объект исследования - реализации личностно-ориентированного обучения в школе.
Предмет исследования - личностно-ориентированный подход в обучении.
Гипотеза исследования.
На современном этапе главной
целью деятельности
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
проанализировать состояние качества образования в условиях реализации личностно-ориентированного обучения в школе
рассмотреть особенности личностно-ориентированного обучения, их влияние на систему управления качеством образования в школе;
определить организационно-педагогические условия (принципы, методы ведения педагогического процесса, требования к системе управления, включая требования к педагогическому составу, тенденции, факторы, критерии) обеспечивающие возможность управления качеством образования в условиях личностно-ориентированного обучения;
разработать
модель управления качеством
образования в условиях
Методологической
основой являются важнейшие положения
диалектико-материалистического учения
о развитии личности; положение о взаимосвязи
и взаимообусловленности явлений, в частности
о взаимосвязи происходящих социально-экономических
изменений и обновлением системы образования;
педагогическая теория деятельности,
концепция поэтапного
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документов, публикаций в периодической печати;
изучение отчетов, документов совещаний, конференций;
моделирования;
прогнозирования;
наблюдения;
изучения результатов деятельности;
систематизация и обобщение полученных результатов.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа» Русско - Полянского муниципального района Омской области.
Исследование
выполнялось в несколько этапов
1 этап
Изучение литературных
источников, нормативных документов. Актуализация
и современное состояние исследуемой
проблемы. Определение исходных параметров
исследования, методической
2 этап Определение
основных подходов к
3 этап Систематизация
и обобщение полученных
Выводы по главе 1.
Проведенный анализ
различных подходов к пониманию
личностно-ориентированного образования
позволил нам занять собственную научную
позицию и под личностно-ориентированным
образованием понимать такой тип
образовательного процесса, в котором
личность ученика и личность учителя выступают
как его субъекты; целью образования является
развитие личности ребёнка, его индивидуальности
и неповторимости; в процессе обучения
учитываются ценностные ориентации ребёнка
и структура его убеждений, на основе которых
формируется его "внутренняя модель
мира", при этом процессы обучения и
учения взаимно согласовываются с учётом
механизмов познания, особенностей мыслительных
и поведенческих стратегий учащихся, а
отношения учитель-ученик построены на
принципах сотрудничества и свободы выбора.
1.В нашем понимании модель личностно-ориентированной
школы существенно отличается от других
существующих моделей и педагогических
систем. В первую очередь, тем, что она
предоставляет ребёнку большую свободу
выбора в процессе обучения. В её рамках
не ученик подстраивается под сложившийся
обучающий стиль учителя, а учитель, обладая
разнообразным технологическим инструментарием,
согласует свои приёмы и методы работы
с познавательным стилем обучения ребёнка.
2 .В результате исследования, выделена совокупность принципов, определяющих эффективность технологии личностно-ориентированного обучения, к которым нами отнесены: принцип программирования; принцип организации; принцип актуализации; принцип творческой деятельности; принцип связи с жизнью и практикой.
Модель управления
должна удовлетворять следующим
требований к процедуре управленческих
воздействий: гуманного
Информация о работе Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе