Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.
Методологические принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода
Основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения
Выводы по главе 1.
Глава 2 Практические основы исследования
2.1. Информационная справка о школе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Состояние материально-технической базы
Состояние учебно-методической базы
Учебная деятельность
Воспитательная работа школы
Использование в учреждении здоровьесберегающих технологий
Органы ученического самоуправления.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый ..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

- создание и  использование специального банка данных, раскрывающих особенности развития индивидуальности каждого ребенка в условиях его школьной жизни;

разработка  диагностической карты изучения личности ученика в образовательном  процессе с учетом специфических  целей и задач образовательного учреждения (гимназия, лицей и др.);

выявление и  фиксация динамики целостного личностного  развития каждого учащегося через  анализ когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер и др. личностей как основных составляющих в их взаимосвязи и динамике;

разработка  индивидуальных образовательных программ,

способствующих  коррекции, стимулу, прогнозу личностного  развития;

составление на этой основе учебного «портфолио» учащегося, который должен использоваться при  переводе ученика из класса в класс, при поступлении в учебное заведение (включая другую школу, вуз).

Работа по изучению индивидуальности ученика мы относим  к личностно ориентированной  педагогической технологии, создающей  научную основу для внутренней и  внешней дифференциации. Причем внешняя дифференциация (распределение на группы по предмету избирательности, уровню овладения программой, по способностям и т.п.) должна обязательно основываться на внутренней дифференциации (изучение возможностей каждого ребенка без его предварительной отнесенности к какой-либо группе). Необходимо время, что бы каждый учащийся мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности (а не просто слабые и сильные стороны). Для этого необходима (особенно на первых ступенях обучения) единая для всех образовательная среда, но разнообразная, позволяющая изучить возможности каждого ребенка, проявить их, а затем уже вместе с родителями решать вопрос о том, как ими следует распорядиться. Выбор системы обучения должен определяться не готовностью детей к школе, а возможностью самой системы (включая подготовку учителя) создать необходимые условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, определения «вектора» его развития в процесс овладения знаниями.

Внешняя дифференциация детей по способностям на основе тестирования (особенно при приеме в школу) не отвечает основным принципам личностно ориентированной системы обучения. Последняя опирается на необходимость предоставления каждому ученику, ребенку равных стартовых возможностей, в рамках которых осуществляется систематическое, лонгитюдное изучение личности.   

Но равные условия  вовсе не одинаковые. Образовательная среда должна быть с самого начала разноуровневой, адаптационной для каждого учащегося.

Для этого педагоги должны располагать дифференцированными обучающими                                         программами, включающими учебный материал не только разной степени сложности, но и позволяющий выявлять индивидуальную избирательность ученика к его содержанию, виду и форме, разным способам его проработки; стимулирующий школьников к творческим видам деятельности. Личностно-ориентированная образовательная среда - это не только предоставление возможности работать с материалами разного уровня сложности, но и создание атмосферы доброжелательности, ориентация в общении на более подготовленных учеников. Это возможность учителя при индивидуальной, групповой, коллективной работе в классе гибко и динамично включать в систему учебно-познавательной деятельности каждого учащегося, используя его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта учащихся, поощрять самостоятельность, инициативу, творчество учащихся не зависимо от их успеваемости; признавать за каждым учащимся право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определение путей ее устранения; опираться на сложившиеся предметно-познавательные ориентации каждого учащегося, особенности его семантической активности.

Итак, изложены основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения, включающего в себя:

- анализ современной  функции образования в отличие от традиционной, изменение его содержания;

включение субъектного  опыта учащегося в работу с  научным знанием, учет индивидуальной избирательности ученика к типу, виду и форме программного материала, способам его переработки по ходу усвоения;

изучение динамики развития личности ученика в образовательном  процессе;

реализация особых форм общения  всех основных субъектов образовательного процесса;

создание адекватной образовательной  среды, включающей подготовку и проведение урока, организацию учебных помещений, активное во влечение семей в процесс адаптации их детей к личностно-ориентированной школе;

использование критериальной  базы для оценки учебных достижений, отвечающих целям и задачам данного  образовательного процесса.

 
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки  определить сущность личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков,И.С.Якиманская,А.А.Плигин).  
Проблемы управления учебным заведением в условиях личностно-ориентированного образования отражены в работах В.И. Бочкарева, Ю.А.Конаржевского, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, K.M. Ушакова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, В.В. Шогана и др.

Принципиальное значение имеют труды известных отечественных дидактов Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, В.Ф. Кривошеева, Ю.Г. Сокольникова, A.B. Хуторского, С.Т. Шацкого и др. 
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного образования она считает необходимым различать следующие понятия: 
 
Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. 
 
Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. 
 
Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.  
 
Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования

На основе вышеизложенного  мною определена цель исследования – на основе анализа образовательного процесса в учреждении разработать организационно-педагогические основы управления качеством образования в условиях реализации личностно-ориентированного обучения в школе.

Объект  исследования - реализации личностно-ориентированного обучения в школе.

Предмет исследования - личностно-ориентированный подход в обучении.

Гипотеза  исследования.

На современном этапе главной целью деятельности общеобразовательного учебного заведения является максимальное развитие учащихся в соответствии с их способностями. Управление качеством образования в условиях реализации личностно-ориентированного обучения в школе обеспечит достижение вышеназванной цели если: систематизированы подходы к управлению качеством образования на различных этапах развития педагогической мысли; определены принципы, функциональные характеристики и тенденции развития внутришкольного управления качеством образования; выделены принципы и тенденции развития личностно-ориентированного обучения, их влияние на систему управления качеством образования в школе; выделены методы ведения педагогического процесса, обеспечивающие возможность управления качеством образования в условиях личностно-ориентированного обучения; определены требования к системе управления, обеспечивающие качество образования; выстроена модель управления качеством образования в условиях личностно-ориентированного обучения в конкретном общеобразовательном учебном заведении.

 

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

проанализировать состояние качества образования в условиях реализации личностно-ориентированного обучения в школе

рассмотреть особенности  личностно-ориентированного обучения, их влияние на систему управления качеством образования в школе;

определить  организационно-педагогические условия (принципы, методы ведения педагогического процесса, требования к системе управления, включая требования к педагогическому составу, тенденции, факторы, критерии) обеспечивающие возможность управления качеством образования в условиях личностно-ориентированного обучения;

 разработать  модель управления качеством  образования в условиях личностно-ориентированного  обучения в школе, определить  основные критерии ее эффективности.

Методологической  основой являются важнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личности; положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образования; педагогическая теория деятельности, концепция поэтапного формирования интеллектуальных умений и навыков; теория системно-деятельностного и культурологического подходов, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии и экономики.

Для решения  поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документов, публикаций в периодической печати;

изучение отчетов, документов совещаний, конференций;

моделирования;

прогнозирования;

наблюдения; 

изучения результатов  деятельности;

систематизация и обобщение полученных результатов.

 

 

База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа» Русско - Полянского муниципального района Омской области.

Исследование  выполнялось в несколько этапов.

1 этап 

Изучение литературных источников, нормативных документов. Актуализация и современное состояние исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования, методической литературы, учебных планов и программ.

2 этап Определение  основных подходов к разработке  модели управления качеством  образования в условиях личностно-ориентированного  обучения. Анализ результатов реализации существующей модели в учебной деятельности школы, методической литературы, учебных планов и программ.

3 этап Систематизация  и обобщение полученных результатов.  Корректирование и уточнение  теоретических положений по результатам  проведенного исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

Проведенный анализ различных подходов к пониманию  личностно-ориентированного образования  позволил нам занять собственную научную позицию и под личностно-ориентированным образованием понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его "внутренняя модель мира", при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. 
 
1.В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

2 .В результате исследования, выделена совокупность принципов, определяющих эффективность технологии личностно-ориентированного обучения, к которым нами отнесены: принцип программирования; принцип организации; принцип актуализации; принцип творческой деятельности; принцип связи с жизнью и практикой.

Модель управления должна удовлетворять следующим  требований к процедуре управленческих воздействий: гуманного отношения к обучаемому, признания его самоценности; индивидуализации и дифференциации обучения; создания условий, обеспечивающих возникновение собственной активности обучаемого; обеспечения условий способствующих саморазвитию, самообучению и самообразованию обучаемого; учета субъективного опыта каждого обучаемого; организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого; обеспечения объективного контроля знаний обучаемых; целесообразности использования возможностей разнообразных форм, средств и технологий в обучении; комплексного использования возможностей средств информационных технологий при проведении разного рода занятий, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.

Информация о работе Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе