Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Введение
Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.
Методологические принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода
Основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения
Выводы по главе 1.
Глава 2 Практические основы исследования
2.1. Информационная справка о школе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Состояние материально-технической базы
Состояние учебно-методической базы
Учебная деятельность
Воспитательная работа школы
Использование в учреждении здоровьесберегающих технологий
Органы ученического самоуправления.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Направить творчество учителя на создание авторской, эффективной именно с учетом его потенциала системы - важнейшая функция руководителей школ, входящая в общую структуру их деятельности по управлению качеством образования. Подготовка руководителей к этому аспекту управленческой деятельности предполагает вооружением их диагностическим инструментарием определения различной степени готовности учителей к авторскому саморазвитию, к рефлексии своих достижений и возможностей. Чтобы помочь учителю в конструировании системы педагогической деятельности, руководитель должен понимать ее природу, структуру, и механизмы развития.
Методическая
поддержка состоит в оказании
помощи учителю в восприятии «целевого
поля» своей деятельности; в определении
состава, необходимого и достаточного
набора структурных элементов изучаемо
Заключение
Управление реализацией личностно-ориентированного обучения опирается на следующие положения:
Ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.
Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах и вне школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются:
• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
• направленность на развитие творческих способностей и освоение первоначальных приемов исследовательской работы учащимися;
• изменение
системы взаимоотношений
Реализация основных задач школы осуществляется не только за счет кардинального пересмотра программ, но и за счет переосмысления направления и содержания преподавания всех уже существующих предметов базисного учебного плана. Основной упор при этом делается на интеграцию в учебной программе поли – и этнокультурных компонентов, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся и их успешному вхождению в динамически развивающееся открытое общество. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах стимулирует интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагает различные точки зрения на окружающий мир.
Важны подходы
к организации учебно-
Необходим опыт расширения образовательного пространства на основе учета способностей, интересов и возможностей учащихся, максимальная доступность образовательных ресурсов каждому ученику и педагогу.
Достижение высоких результатов возможно лишь в том случае, если решена задача оптимального сочетания:
основного и дополнительного образования;
разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности;
требований стандарта и индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
эмоционально-психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников.
Развитие школы немыслимо, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.
С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием учебных курсов, участвовать в управлении школой, информировать общественность о достижениях их наставников.
Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями, специальной работы по ее координации и мониторингу, создания новых структур государственно-общественного управления. Иерархическая структура управления образовательным учреждением тормозит инициативу педагогов и родителей, не позволяет им в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Для преодоления этого управляющая система школы должна обеспечить:
• целеполагание, прогнозирование результатов своей работы;
• оптимальную расстановку кадров;
• формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности, к работе в творческих группах;
• качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладает стимулирующим характером.
Массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными должны становиться дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям, привлечение их к участию в образовательный процесс.
Отношения участников образовательного процесса должны строиться на основе взаимного уважения, сотрудничества, соучастия, сопереживания, сотворчества.
На новый уровень должна выйти воспитательная деятельность. На начальном этапе обучения, в процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на ребенка играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Цели воспитательной работы:
Создание благоприятного
духовно-нравственного и
Формирование базовой культуры личности.
Максимальное развитие личности ребенка, обладающей:
способностью осознания социальных потребностей общества и навыкам использования личных интеллектуальных и творческих возможностей для их удовлетворения;
умением видеть мир во всем его многообразии и развитой мотивацией к активной деятельности, направленной на добротворческие поступки.
Базовая культура
– есть наличие свойств, качеств,
ориентаций личности, позволяющих ей
развиваться в гармонии с общественной
культурой. Исходя из современной социально-
культура труда;
культура общения;
экологическая культура;
физическая культура;
правовая культура;
интеллектуальная и нравственная культура.
Базовые принципы воспитания:
Приоритет личностного подхода к учащимся.
Принцип добровольности и ответственности.
Приоритет творческой деятельности над репродуктивной.
Принцип организации школьного микросоциума как важнейшего способа и средства обучения и воспитания (принцип предполагает повышенные требования к преподавательскому составу).
Принцип плюралистичности (разногласия мнений).
Принцип осмысленности и осознанности.
приоритет «живого знания» (деятельностный подход).
Сегодня наша школа стремится стать Школой Воспитывающей. Ключевая задача нашей школы - создание целостной воспитательной системы на основе общешкольных ключевых дел (понятие введено В.А. Караковским) для формирования у детей субъектной позиции, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений, развития творческих способностей и чувства ответственности. Выпускник школы должен осознавать принадлежность к своей национальной культуре, способен ценить достоинства других культур. Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами и традициями. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы воспитания наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.
Мы выделяем ряд существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности:
проведение
личностно-ориентированных
расширение экскурсионной работы (форма «Музейная педагогика»),
расширение связей с внешкольными учреждениями,
разработка воспитательных программ в классных коллективах,
апробирование
новых воспитательных
Воспитательный процесс только тогда будет эффективен, когда классные руководители будут целенаправленно изучать коллектив и личность ребенка с помощью диагностических методик и давать правильную оценку результатам образования. Поэтому одним из направлений воспитательной деятельности классного руководителя должна стать целенаправленная аналитико-диагностическая работа.
Все эти факторы направлены на:
Осознание учащимися себя как членов социума, умеющих видеть его потребности и находить способы их удовлетворения.
Развитие навыков общения (коммуникативных навыков, этических представлений).
Развитие эмоциональной сферы, создание условий для приобретения и осмысления опыта эмоционального общения.
Обучение творческой деятельности. Развитие воображения, фантазии.
Закладку основ мировоззрения, системы ценностных ориентаций, а также интегративных качеств: ответственности, объективной самооценки, дисциплины.
Побуждение ученика к самовоспитанию и самопознанию.
Формирование навыка работы в микрогруппах (умения спланировать и оценить свою работу, работу товарища, обосновать оценку).
Освоение норм здорового образа жизни.
Именно самобытность ученика, неповторимость его субъектного опыта являются основными ценностями личностно-ориентированного образования. Главное в том, что не ученик приспосабливается к сис теме обучения - оно построено таким образом, что учитывает запросы, присущие будущему гражданину и человеку: стремление к свободе, обретению независимости; построение собственной системы смыслов познания; потребность в самоутверждении.
В проведенном исследовании нами изучены и обобщены основные результаты теоретического исследования, позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы и поставить перед собой задачи:
Рассмотрены существующие
известные теоретические и
В процессе теоретических изысканий и практической обработки результатов деятельности образовательного учреждения в данном направлении нами достигнута основная цель: теоретически обосновать и эмпирически апробировать процесс и условия реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
Дальнейшее
совершенствование личностно
Список литературы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.
Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
Информация о работе Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе