Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Современные представления о педагогике личностно- ориентированного обучения.
Методологические принципы в педагогике личностно- ориентированного подхода
Основные требования к организации личностно- ориентированного подхода в системе обучения
Выводы по главе 1.
Глава 2 Практические основы исследования
2.1. Информационная справка о школе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Состояние материально-технической базы
Состояние учебно-методической базы
Учебная деятельность
Воспитательная работа школы
Использование в учреждении здоровьесберегающих технологий
Органы ученического самоуправления.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый ..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Направить творчество учителя на создание авторской, эффективной именно с учетом его потенциала системы - важнейшая функция руководителей школ, входящая в общую структуру их деятельности по управлению качеством образования. Подготовка руководителей к этому аспекту управленческой деятельности предполагает вооружением их диагностическим инструментарием определения различной степени готовности учителей к авторскому саморазвитию, к рефлексии своих достижений и возможностей. Чтобы помочь учителю в конструировании системы педагогической деятельности, руководитель должен понимать ее природу, структуру, и механизмы развития.

Методическая  поддержка состоит в оказании помощи учителю в восприятии «целевого  поля» своей деятельности; в определении  состава, необходимого и достаточного набора структурных элементов изучаемой предметной сферы -знаний и способов действия; набора технологий, обеспечивающих диагностику затруднений и дифференциацию учащихся, «доведение» каждого ученика до норм образовательного стандарта. Интегрирующим началом авторской системы является ее ориентация на создание целостной ситуации развития личности обучаемого.

 

 

 

 

Заключение 

 

Управление  реализацией личностно-ориентированного обучения опирается на следующие положения:

Ориентация  на обновление методов обучения, использование  эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах и вне школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности  школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение первоначальных приемов исследовательской работы учащимися;

• изменение  системы взаимоотношений ученик- учитель.

Реализация  основных задач школы осуществляется не только за счет кардинального пересмотра программ, но и за счет переосмысления направления  и содержания преподавания всех уже существующих предметов базисного учебного плана. Основной упор при этом  делается на интеграцию в учебной программе поли – и этнокультурных компонентов, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся и их успешному вхождению в динамически развивающееся открытое общество. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах  стимулирует интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагает различные точки зрения на окружающий мир.

Важны подходы  к организации учебно-воспитательного  процесса, ориентированные на развитие различных сфер личности школьника: когнитивного мышления (самостоятельности  в приобретении новых знаний и  мире), деятельностной (овладение различными способами  деятельности), аффективной сферы (способности чувствовать, сопереживать, эмоционально реагировать).

Необходим опыт расширения образовательного пространства на основе учета способностей, интересов  и возможностей учащихся, максимальная доступность образовательных ресурсов каждому ученику и педагогу.

Достижение  высоких результатов возможно лишь в том случае, если решена задача оптимального сочетания:

основного и  дополнительного образования;

разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности;

требований  стандарта и индивидуальных способностей и склонностей учащихся;

эмоционально-психологической  комфортности и интенсивности учебной  деятельности школьников.

Развитие школы  немыслимо, если сами педагоги не ориентируются  на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

С этой целью  необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием учебных курсов, участвовать в управлении школой, информировать общественность  о достижениях их наставников.

Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями,  специальной работы по ее координации и мониторингу, создания новых структур государственно-общественного  управления. Иерархическая структура управления образовательным учреждением тормозит инициативу педагогов и родителей, не позволяет им в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Для преодоления этого управляющая система школы должна обеспечить:

• целеполагание, прогнозирование результатов своей работы;

• оптимальную расстановку кадров;

• формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности, к работе в творческих группах;

• качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладает стимулирующим характером.

Массовый охват  родителей одинаковыми формами  работы малоэффективен. В современной  образовательной практике приоритетными должны становиться дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям, привлечение их к участию в образовательный процесс.

Отношения участников образовательного процесса должны строиться  на основе взаимного уважения, сотрудничества, соучастия, сопереживания, сотворчества.

На новый  уровень должна выйти воспитательная деятельность. На начальном этапе обучения, в процессе формирования личности  воспитание как целенаправленное воздействие на ребенка играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

Цели  воспитательной работы:

Создание благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата в школьном сообществе.

Формирование  базовой культуры личности.

Максимальное  развитие личности ребенка, обладающей:

способностью  осознания социальных потребностей общества и навыкам использования личных интеллектуальных и творческих возможностей для их удовлетворения;

умением видеть мир во всем его многообразии и  развитой мотивацией к активной деятельности, направленной на добротворческие поступки.

Базовая культура – есть наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой. Исходя из современной социально-педагогической ситуации, основу содержания воспитания на первой ступени обучения составляют следующие приоритетные направления:

культура труда;

культура общения;

экологическая культура;

физическая  культура;

правовая культура;

интеллектуальная  и нравственная культура.

Базовые принципы воспитания:

Приоритет личностного  подхода к учащимся.

Принцип добровольности и ответственности.

Приоритет творческой деятельности над репродуктивной.

Принцип организации  школьного микросоциума как важнейшего способа и средства обучения и  воспитания (принцип предполагает повышенные требования к преподавательскому составу).

Принцип плюралистичности (разногласия мнений).

Принцип осмысленности  и осознанности.

приоритет «живого  знания» (деятельностный подход).

Сегодня наша школа  стремится стать Школой Воспитывающей. Ключевая задача нашей  школы - создание целостной воспитательной системы  на основе общешкольных ключевых дел (понятие введено В.А. Караковским) для формирования у детей субъектной позиции, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений, развития творческих способностей и чувства ответственности. Выпускник школы должен осознавать принадлежность к своей национальной культуре, способен ценить достоинства других культур. Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами и традициями. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы воспитания наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.        

Мы выделяем ряд  существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности:

проведение  личностно-ориентированных классных часов, активных тренингов гражданско-правовых навыков и умений через участие  в организационно-деятельностных играх, общешкольных и районных акциях,

расширение  экскурсионной работы (форма «Музейная  педагогика»),

расширение  связей с внешкольными учреждениями, 

разработка  воспитательных программ в классных коллективах,

 апробирование  новых воспитательных технологий (проектная технология,  технология  ситуационных классных часов по Е.Капустину, технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П.Иванова, технология педагогической поддержки О.Г.Газмана).

Воспитательный  процесс только тогда будет эффективен, когда классные руководители  будут целенаправленно изучать коллектив и личность ребенка с помощью диагностических методик и давать правильную оценку результатам образования. Поэтому одним из направлений воспитательной деятельности классного руководителя должна стать целенаправленная аналитико-диагностическая работа.

Все эти факторы  направлены на:

Осознание учащимися  себя как членов социума, умеющих  видеть его потребности и находить способы их удовлетворения.

Развитие навыков  общения (коммуникативных навыков, этических представлений).

Развитие эмоциональной сферы, создание условий для приобретения и осмысления опыта эмоционального общения.

Обучение творческой деятельности. Развитие воображения, фантазии.

Закладку основ  мировоззрения, системы ценностных ориентаций, а также интегративных  качеств: ответственности, объективной самооценки, дисциплины.

Побуждение  ученика к самовоспитанию и самопознанию.

Формирование  навыка работы в микрогруппах (умения спланировать и оценить свою работу, работу товарища, обосновать оценку).

Освоение норм здорового образа жизни.

 

Именно самобытность ученика, неповторимость его субъектного  опыта являются основными ценностями личностно-ориентированного образования. Главное в том, что не ученик приспосабливается  к сис теме обучения - оно построено  таким образом, что учитывает запросы, присущие будущему гражданину и человеку: стремление к свободе, обретению независимости; построение собственной системы смыслов познания; потребность в самоутверждении.

В проведенном  исследовании нами изучены и обобщены основные результаты теоретического  исследования, позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы и поставить перед собой задачи:

Рассмотрены существующие известные теоретические и опытно-экспериментальные  исследования в области личностно  ориентированного обучения.

В процессе теоретических  изысканий и практической обработки  результатов деятельности образовательного учреждения в данном направлении нами  достигнута основная цель: теоретически обосновать и эмпирически апробировать процесс и условия  реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

Дальнейшее  совершенствование личностно ориентированного подхода позволит более основательно и масштабно решать весь комплекс проблем, связанных с формированием  всесторонне развитой личности; появится возможность более эффективного, це ленаправленного, психолого-педагогического воздействия на учащихся, оперативного управления процессом становления и развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.

Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

Информация о работе Управление процессом реализации личностно-ориентированного обучения в школе