Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании и разработке эффективной стратегии управления производством продукции растениеводства. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические аспекты управления производством продукции растениеводства на предприятии;
2) проанализировать современное состояние и тенденции развития производства и реализации основных видов продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое» п. Водный Волгоградской области;
3) произвести оценку действующей системы управления производством продукции растениеводства на рассматриваемом предприятии;
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретические основы управления процессом производства продукции растениеводства на предприятии……………………………………………...…5
2. Анализ экономических условий развития ГУП ОПХ «Орошаемое» п. Водный Волгоградской области………………………………………………..13
2.1. Экономическая характеристика ГУП ОПХ «Орошаемое» ………………13
2.2. Оценки эффективности управления производством продукции растениеводства на ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………..……………..18
2.3. Анализ динамики и эффективности производства продукции растениеводства на ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………………………20
2.4. Организация сбыта продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»………………………………………………………………….…27
3. Пути совершенствования процессов управления производством продукции растениеводства на ГУП ОПХ «Орошаемое» п. Водный Волгоградской области……………………………………………………………………………31
3.1. Оптимизация процесса управления производством продукции растениеводства…………………………………………………………………31
3.2. Прогнозирование безубыточности объема производства и продаж продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………….33
3.3. Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………………………36
Выводы и предложения…………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………...…42
Рассматривая данные таблицы 5 за исследуемый период по экономической эффективности производства продукции растениеводства, можно сделать вывод, что урожайность по зерновым и картофелю имеет нестабильную динамику. Это связано с неблагоприятными погодными условиями. Только по овощам урожайность из года в год увеличивается и в 2011 году наблюдается значительный рост урожайности.
Рассматривая основные элементы затрат, такие как затраты труда, необходимо отметить, что наиболее высокие затраты труда на 1ц приходится для возделывания картофеля и овощей. Трудоемкости 1 ц картофеля в 2011 году составила 2,25 чел-ч. Для получения 1 ц овощей, работникам необходимо затратить 2,24 чел-ч. в 2011 году. В данному году трудоемкость производства картофеля незначительно превысила трудоемкость по овощам.
Так же картофель в 2010-2011 гг. лидирует и по такому показателю, как производственная себестоимость, т.е. для получения 1 ц. в 2011 году необходимо затратить 1033 рублей.
Полная себестоимость, которая включает в себя затраты на производство и реализацию продукции в 2011 году по картофелю и овощам оказалась равной производственной. Это обусловлено тем, что предприятие в 2011 году реализовало всего половину произведенной продукции, остальная часть осталась на семена и реализацию в будущем году. В предыдущие периоды наблюдается превышение полной себестоимости над производственной. Это объясняется тем, что предприятие реализовало не всю часть полученной продукции, а оставило ее на будущий год для реализации по более высокой цене и как посадочный материал.
Следствием диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию стала нестабильная динамика прибыли, это четко выражено при рассмотрении прибыли на 1га и на 1 ц в границах исследуемого периода. Основной объем прибыли предприятие получает за счет реализации
картофеля.
Окупаемость затрат – показатель, отражающий способность предприятия обеспечивать собственное воспроизводство. Рассматривая окупаемость затрат в ГУП ОПХ «Орошаемое», необходимо отметить, что деятельность организации обеспечивает простое воспроизводство, при этом имеет резервы и возможности его расширить.
Анализируя уровень
Таблица 6
Экономическая эффективность производства на предприятии
Показатель |
Годы |
2011 г. в % к 2009 г. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
Произведено на 100 га пашни, ц | ||||
зерна |
1310 |
2050 |
997 |
76,11 |
картофеля |
20800 |
20120 |
22800 |
109,62 |
овощей |
40690 |
49250 |
60120 |
147,75 |
Произведено на 1 среднегодового работника, ц: |
||||
зерна |
67,59 |
232.1 |
41,94 |
62,05 |
картофеля |
315,18 |
248,23 |
168,81 |
53,56 |
овощей |
234,26 |
70,36 |
218,61 |
93,32 |
Произведено валовой продукции, тыс. руб. |
45666,24 |
61943,27 |
45503,17 |
99,64 |
на 100 га с.-х. угодий |
1253,19 |
1699,87 |
1248,72 |
99,64 |
на 1 среднегодового работника |
691,91 |
804,46 |
517,08 |
74,73 |
на 1000 руб. основных фондов, руб. |
441,68 |
603,01 |
449,23 |
101,71 |
Прибыль всего, тыс. руб. |
497 |
3731 |
3843 |
773,24 |
в.т.ч. растениеводство |
867 |
8332 |
-3029 |
-394,37 |
Уровень рентабельности (+), % |
0,47 |
8,52 |
-10,68 |
-2272,3 |
в т.ч. растениеводства |
5 |
43,02 |
-13,52 |
-270,4 |
В таблице 6 представлены данные характеризующие производственную и коммерческую эффективность деятельности предприятия.
В состав производственной эффективности входят показатели валовой
продукции, рассчитанная на 100 га с.-х. угодий, на 1 среднегодового работника, на 1000 руб. основных фондов.
При этом уровень рентабельности составляет 0,47 % в базисном году, а в отчетном -10,68 %.
Характеризуя данные таблицы 5 можно сделать вывод о том, что ГУП ОПХ «Орошаемое» является прибыльным предприятием лишь в 2010 г. Прибыль, полученная за счет реализации растениеводческой продукции, составила 636 тыс. руб. в 2010 году.
В данном разделе рассмотрим экономическую
эффективность реализации основных
видов продукции
Таблица 7 Экономическая эффективность реализации основных видов продукции на предприятии | ||||||
Показатель |
2010 г. |
2011г. | ||||
зерно |
картофель |
овощи |
зерно |
картофель |
овощи | |
Товарная урожайность, ц/га |
11,62 |
100,6 |
258,24 |
2,41 |
164,6 |
360,25 |
Цена реализации 1 ц., руб. |
479,6 |
1536 |
960,5 |
500 |
879,2 |
504,9 |
Коммерческая себестоимость 1 ц., руб. |
424 |
882,3 |
960,5 |
559,9 |
1033 |
595,2 |
Окупаемость полных затрат руб. |
1,13 |
1,74 |
1 |
0,89 |
0,85 |
0,85 |
Прибыль, руб.: |
636 |
5125 |
1451 |
-165 |
-1643 |
-1041 |
на 1 га |
98312 |
309043 |
473046 |
-4985 |
-200458 |
-303,6 |
на 1 ц |
55,6 |
653,7 |
0 |
-60 |
-154 |
-90,3 |
на 1 руб. полных затрат |
0,08 |
0,3 |
0,39 |
-0,08 |
-0,11 |
-0,09 |
Уровень совокупной рентабельности, % |
13,12 |
74,1 |
38,61 |
-16,65 |
-14,87 |
-15,17 |
Рентабельность продаж, % |
11,6 |
42,6 |
27,86 |
-19,98 |
-17,47 |
-17,9 |
Анализируя данные таблицы 7, можно сделать вывод о том, что
зерновое производство ГУП ОПХ «Орошаемое» является не достаточно
конкурентоспособным. Товарная урожайность имеет на протяжении
исследуемого периода тенденцию спада на 9.21 ц/га по зерновым.
Что касается картофеля и овощей, то здесь товарная урожайность выросла в 2011 г. до 64 ц/га по картофелю и до 102,01 ц/га по овощам или на 63,6 % и 39,5 % соответственно. Цена реализации в свою очередь в 2011 году снизилась по картофелю на 656,8 руб., по овощам на 365,3 руб.
В 2011 гг. наблюдается убыток по всем культурам, т.е. данное предприятие 2011 гг. не получило никакой прибыли и понесло убыток от реализации зерновых, картофеля и овощей.
Далее из таблицы видно что окупаемость полных затрат в 2011 году по зерновым, картофелю и овощам составляет 0,89 руб., 0,85 руб. и 0,85 руб. соответственно. Это означает, что в 2011 г. на 1 рубль полных затрат приходится всего 0,89 руб., 0,85 руб. и 0,85 руб. выручки соответственно. В следствие чего, предприятие получило убытки по зерновым, картофелю и овощам. На 1 ц продукции по зерновым, картофелю и овощам они составили 60 руб., 154 руб. и 90,3 руб. соответственно, а на 1 га посева 4985 руб., 200458 руб. и 303,6 руб. соответственно в 2011 году. Наибольший уровень рентабельности был получен по картофелю в 2010 г. и составил 74,1 % против -14,87 % в 2010 году.
Особое внимание следует уделять экономической оценке рынков сбыта продукции, что позволит разрабатывать адекватные рыночной ситуации управленческие решения по формированию политики цен и коммуникаций, выбору посредников и т.д.
Маркетинговая служба в ГУП ОПХ «Орошаемое» отсутствует, все маркетинговые задачи решает председатель, он же организует планирование ассортимента, занимается товародвижением и сбытом продукции.
Таблица 8
Экономическая оценка рынков сбыта основных видов продукции
Показатель |
Внешний рынок |
Внутренний рынок | ||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||||
Зерно | ||||||||||
1. Объем реализации продукции, ц |
- |
- |
- |
1005 |
11433 |
1652 | ||||
2. Выручка от реализации, тыс. руб. |
- |
- |
- |
362 |
5483 |
826 | ||||
3. Цена реализации 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
360,2 |
479,6 |
500 | ||||
4. Коммерческая себестоимость 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
780,1 |
424 |
559,9 | ||||
5. Прибыль на 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
-419,9 |
55,6 |
-60 | ||||
6. Рентабельность, % |
- |
- |
- |
-53,8 |
13,1 |
-6,3 | ||||
Картофель | ||||||||||
1. Объем реализации продукции, ц |
- |
- |
- |
10797 |
9560 |
10697 | ||||
2. Выручка от реализации, тыс. руб. |
- |
- |
- |
9906 |
14685 |
9405 | ||||
3. Цена реализации 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
918 |
1536 |
879,2 | ||||
4. Коммерческая себестоимость 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
731 |
882,3 |
1033 | ||||
5. Прибыль на 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
187 |
653,7 |
-154 | ||||
6. Рентабельность, % |
- |
- |
- |
25,6 |
74,09 |
14,9 | ||||
Овощи | ||||||||||
1. Объем реализации продукции, ц |
- |
- |
- |
12782 |
5423 |
11528 | ||||
2. Выручка от реализации, тыс. руб. |
- |
- |
- |
4087 |
5209 |
5820 | ||||
3. Цена реализации 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
319,8 |
960,5 |
504,9 | ||||
4. Коммерческая себестоимость 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
332,3 |
960,5 |
595,2 | ||||
5. Прибыль на 1 ц, руб. |
- |
- |
- |
-12,5 |
0 |
-90,3 | ||||
6. Рентабельность, % |
- |
- |
- |
-3,76 |
0 |
-0,15 |
Таким образом, проанализировав фактическое состояние производства и реализации продукции в ГУП ОПХ «Орошаемое» можно сказать, что основными направлениями повышения его экономической эффективности должны явиться: оптимизация ассортимента; рационализация запасов; снижение риска и минимизация потерь от невостребованной продукции; выявление резервов производства и реализации продукции; повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Для устойчивого повышения
Процесс рационального управления
включает разработку комплекса организационно
- технических и социально - экономических
мероприятий, обеспечивающих более
эффективное использование
Мероприятия по рационализации управления могут носить как текущий, так и перспективный характер. Перспективный план, как правило, является частью общего плана предприятия по внедрению достижений науки и передовой практики.
Работа по совершенствованию управления производством на предприятии проводится в три основных этапа:
этапе разрабатываются основные направления совершенствования систем управления, определяется содержание конкретных мероприятий, ответственные исполнители, затраты на внедрение мероприятий (в том числе капитальные вложения), источники финансирования, сроки выполнения мероприятий, проектируемый рост эффективности управления;
3. Внедрение мероприятий. На
этом этапе осуществляется
Одним из важнейших направлений совершенствования системы управления предприятием является рационализация структуры управления.
При формировании рациональной структуры управления предприятием необходимо соблюдать ряд требований. Наиболее важными из них являются следующие: