Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании и разработке эффективной стратегии управления производством продукции растениеводства. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические аспекты управления производством продукции растениеводства на предприятии;
2) проанализировать современное состояние и тенденции развития производства и реализации основных видов продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое» п. Водный Волгоградской области;
3) произвести оценку действующей системы управления производством продукции растениеводства на рассматриваемом предприятии;
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретические основы управления процессом производства продукции растениеводства на предприятии……………………………………………...…5
2. Анализ экономических условий развития ГУП ОПХ «Орошаемое» п. Водный Волгоградской области………………………………………………..13
2.1. Экономическая характеристика ГУП ОПХ «Орошаемое» ………………13
2.2. Оценки эффективности управления производством продукции растениеводства на ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………..……………..18
2.3. Анализ динамики и эффективности производства продукции растениеводства на ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………………………20
2.4. Организация сбыта продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»………………………………………………………………….…27
3. Пути совершенствования процессов управления производством продукции растениеводства на ГУП ОПХ «Орошаемое» п. Водный Волгоградской области……………………………………………………………………………31
3.1. Оптимизация процесса управления производством продукции растениеводства…………………………………………………………………31
3.2. Прогнозирование безубыточности объема производства и продаж продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………….33
3.3. Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»…………………………………36
Выводы и предложения…………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………...…42
В целом вся работа по совершенствованию
управления ведется по двум направлениям:
во-первых, рационализация производственной
и организационной структуры; во-вторых,
совершенствование структуры
3.2. Прогнозирование безубыточности объема производства и продаж продукции растениеводства в ГУП ОПХ «Орошаемое»
Анализ безубыточности имеет своей целью определить, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие могло без посторонней помощи покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Такой анализ позволяет получить оценку объема, который должен быть обеспечен для того, чтобы предприятие не имело убытков. Анализ безубыточности помогает определить важнейший этап на жизненном пути предприятия - точку, в которой средств, выручаемых от продаж, становится достаточно для оплаты понесенных им расходов.
Посредством анализа безубыточности можно определить влияние объема производства на финансовые результаты деятельности предприятия. Это особенно важно, поскольку объем производства - один из важнейших факторов изменения совокупных издержек, выручки от реализации и прибыли.
Анализ безубыточности базируется
на зависимости между выручкой от
реализации, издержками и прибылью
в течение краткосрочного периода,
когда производство продукции ограничено
определенными
Расчет безубыточного объема продаж предприятия проведем по производству картофеля, так как картофелеводство является отраслью специализации предприятия. Для расчета безубыточного объема продаж вспомогательные данные приведем в таблице 9, в которой издержки производства на картофель и овощи разделим на постоянные и переменные. Также определим размер маржинального дохода и его долю в выручке.
Таблица 9
Оценка безубыточного объема продаж картофеля
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Выручка от продаж (В), тыс. руб. |
14685 |
9405 |
Прибыль от продаж (П), тыс. руб. |
6077,29 |
-1647,34 |
Постоянные затраты (Зconst), тыс. руб. |
8746 |
6440 |
Переменные затраты (Зvar), тыс. руб. |
8119 |
8902 |
Маржинальный доход (МД=В- Зvar), тыс. руб. |
6566 |
503 |
Доля МД в выручке (Дм. д.) |
0,45 |
0,05 |
Цена 1 ц. (Р), руб. |
1536 |
879,2 |
Переменные расходы на единицу продукции (Зvar. ед.), руб. |
849,27 |
832,2 |
Объем продаж (VPП), ц. |
9560 |
10697 |
С точки зрения экономической
теории безубыточность есть нормальное
состояние фирмы на современном
конкурентном рынке, находящемся в
состоянии долгосрочного
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
Таблица 10
Расчет безубыточного объема продаж подсолнечника
Показатель |
Формула для расчета |
2010 г. |
2011 г. |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. |
VPПкр= Зconst/Дм. д. |
19435,57 |
128800 |
Безубыточный объем продаж, ц. |
VPПкр= Зconst/(Р- Зvar. ед.) |
12735,72 |
137021,28 |
Критический объем реализации в % к максимальному объему |
Т= (Зconst/МД)∙100% |
133,2 |
1280,3 |
Зона безопасности, тыс.руб. |
ЗБ=В- VPПкр |
-4750,57 |
-119395 |
Зона безопасности, % |
ЗБ=(VPП- VPПкр)/ VPП |
-0,33 |
-11,81 |
Рассматривая данную таблицу мы видим, что безубыточный объем продаж в 2011 году составляет 137021,28 ц или 128800 тыс. руб., что на 124285,56 ц больше 2010 года или на 109364,43 тыс. руб. в стоимостном выражении. Это связано с тем что в 2010 году цена единицы продукции превышала цену 2011 года на 74,7 % при почти неизменных переменны затратах.
Поскольку на спрос влияет множество факторов, не зависящих от производителя или торгующей организации и не всегда предсказуемых с высокой степенью точности, результаты прогноза и оценки спроса нельзя считать достаточно надежными. В этих условиях необходимо знать, насколько предприятие может снизить объем реализации, не потерпев при этом убытка, для чего следует провести анализ разницы между фактическим, плановым и безубыточным объемами реализации.
Таблица 11
Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации продукцию в 2010-2011 гг.
Показатели |
Формула |
2010 г. |
2011 г. |
Критический уровень постоянных затрат, тыс. руб. |
Зconst=VPП∙(Р- Зvar. ед.) |
6565,14 |
502,76 |
Срок окупаемости постоянных затрат, мес. |
T=(12∙ VPПкр)/ VPП |
15,986 |
153,71 |
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции, руб. |
Зvar. ед.= Р- Зconst/VPП |
621,15 |
230,16 |
Критический уровень цены, руб. |
Ркр= Зconst/VPП+ Зvar. ед |
849,27 |
832,2 |
Итак, чтобы стать безубыточной, анализируемой организации в будущем периоде необходимо будет реализовать продукции по цене не менее чем 832,2 руб. Также следует обратить внимание на то, что в 2011 году зона безопасности составляет -11,81 % и это на -11,48 % меньше, чем в 2010 году. Следовательно, удельный вес "прибыльной зоны" в отчетном году уменьшился, так как чем меньше "зона безопасности" у организации, тем больше зона прибыли, и наоборот.
К важным задачам анализа хозяйственной деятельности относится выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства. Хозяйственные резервы – это возможность улучшения производительно- финансовой деятельности предприятия посредством максимального использования имеющегося производственного потенциала, достижений научно –технического прогресса и передового опыта.
Производство
Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства может осуществляться по следующим направлениям:
- расширение посевных площадей
- улучшение структуры посевных площадей
- предотвращения гибели посевов
Рассчитаем резерв увеличения
производства продукции за счет расширения
посевных площадей подсолнечника. Для
этого выявленный резерв расширения
посевной площади подсолнечника
умножим на фактическую урожайность
данной культуры. В результате этого
получим планируемый объем
На каждом конкретном предприятии следует учитывать только те резервы, для реализации которых имеются производственные и финансовые возможности. Анализ начинают с резервов повышения урожайности по каждой сельскохозяйственной культуре, в каждом внутрихозяйственном подразделении.
Наиболее важны резервы, которые есть на самом предприятии и
которые могут быть использованы за короткий период. Их выявляют на основе глубокого анализа показателей работы предприятия и его подразделений.
Проведенный анализ производства и реализации продукции растениеводства показал, что данная отрасль является рентабельной и прибыль хозяйство получает от реализации продукции растениеводства. Но, несмотря на прибыльную деятельность ГУП ОПХ «Орошаемое», как показал анализ, не полностью использует свои резервы, в результате показывая не максимально возможные экономические результаты своей производственно-хозяйственной деятельности. Вследствие чего, были предложены следующие мероприятия по улучшению эффективности деятельности предприятия.
Существенным резервом увеличения производства продукции растениеводства является улучшение структуры посевных площадей, т.е. увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета этого резерва необходимо разработать более оптимальную структуру посевов, а затем сравнить фактический объем производства продукции с возможным, который будет получен с той же фактической площади при фактической урожайности, но при улучшенной структуре посева.
Таблица 12
Подсчет резервов увеличения объема производства продукции растениеводства за счет улучшения структуры посевов
Культура |
Структура посевов, % |
Посевная площадь, га |
Фактическая урожайность в среднем за три года, ц |
Объем производства, ц, при структуре посевов | |||
Фактическая |
Возможная |
Фактическая |
Возможная |
Фактической |
Возможной | ||
Пшеница |
5,53 |
- |
142 |
- |
22,73 |
3227,66 |
- |
Ячмень |
19,21 |
19,21 |
493 |
493 |
18,17 |
8957,81 |
8957,81 |
Кукуруза |
8,96 |
8,96 |
230 |
230 |
19,67 |
4524,1 |
4524,1 |
Подсолнечник |
66,30 |
71,83 |
1702 |
1844 |
21,67 |
36882,34 |
39959,48 |
Итого |
100 |
100 |
2567 |
2567 |
- |
- |
- |
Исходя из расчета оптимальной структуры посевов, можно распределить площадь посевов следующим образом: наибольшую площадь отвести под посевы картофеля (42,62 %), исходя из того, что это наиболее прибыльная культура и предприятие старается засеять большую площадь именно ею; 16,95 % можно отвести под овощи открытого грунта, т.к. урожайность данной культуры за исследуемый период увеличивается и данный вид продукции необходим для обеспечения отрасли животноводства кормами.
Благодаря оптимизации структуры посевов, можно получить увеличение объема производства на 146828 ц картофеля и на 13204 ц овощей открытого грунта, реализация которого принесет предприятию дополнительную прибыль.
Немаловажным резервом увеличения
производства продукции является недопущение
потерь при уборке урожая. Для определения
этих резервов следует площадь погибших
или вовремя не убранных посевов
умножить на плановую или фактическую
урожайность соответствующих
Таблица 13
Резерв увеличения объема производства продукции за счет ликвидации потерь при уборке урожая
Наименование культуры |
Площади погибших посевов, га |
Урожайность, ц\га |
Резерв увеличения выхода продукции, ц |
Ячмень |
114 |
10,89 |
1241,46 |
Овощи открытого грунта |
10 |
212,57 |
2125,7 |
Таким образом, за счет правильной
организации агротехнических
картофелю - 2125,7 ц.
Оценивая положение ГУП ОПХ «Орошаемое» на рынке с.-х. продукции за время, прошедшее с момента создания организации за 2009 и 2011 годы, можно сделать оптимистические прогнозы на будущее, устойчивое развитие бизнеса организации.
Это позволило хозяйству за последние годы найти постоянных партнеров по обеспечению в поставках ГСМ, и семенных материалов, запасных частей, поставки новой техники и прицепного инвентаря. Хозяйство имеет постоянных партнеров по реализации с.-х. продукции по высоким стабильным ценам зарекомендовав себя лидером в с.-х. производстве в ближайшие 2-3 года. Перед коллективом ГУП ОПХ «Орошаемое», наряду с увеличением посевных площадей, стоит задача улучшить качество и плодородие имеющихся земель с применением новейших технологий, современных машин и оборудования, удобрений и семенного материала. Реконструкция старых и строительство новых складских помещений позволит хозяйству в ближайшие 2-3 года увеличить валовой объем производимой продукции в 1,5 -2 раза. Однако собственных средств для реализации поставленных задач явно не хватает, отсюда необходимы дополнительные кредитные ресурсы.