Управление товарным ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы планирвования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли;
дана подробная характеристика объекта исследования;
проведен анализ товарного ассортимента и методов его планирования в ООО "Ювелирная сеть - 585";
разработаны направления планирования товарного ассортимента ООО "Ювелирная сеть - 585" направленные на повышение эффективности.

Содержание работы

• Введение
• 1. Теоретические аспекты формирования планирования товарного ассортимента торгового предприятия
• 1.1 Сущность и содержание планирования торгового ассортимента предприятия розничной торговли
• 1.2 Методы планирования товарного ассортимента
• 1.3 Методы оценки эффективности товарного ассортимента
• 2. Анализ формирования и планирования торгового ассортимента на примере ООО "Ювелирная сеть - 585"
• 2.1 Краткая характеристика предприятия
• 2.2 Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ООО «Ювелирная сеть - 585»
• 2.3 Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
• 3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в ООО «Ювелирная сеть - 585»
• 3.1 Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности
• 3.2 Совершенствование методики планирования ассортимента
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

585.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Удельная маржинальная рентабельность = Маржинальная рентабельность / Срок оборачиваемости.

В качестве срока  оборачиваемости обычно принимают  финансовый цикл. Финансовый цикл, или  цикл обращения денежных средств, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Основные этапы в ходе производственной деятельности представлены на рис. 3.

Поэтому если предприятие  испытывает дефицит оборотных средств, то есть денежные средства являются ограничивающим фактором, то в качестве цикла оборачиваемости следует принимать финансовый цикл - время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота.

Однако если дефицита оборотных средств нет  и длина финансового цикла  близка к нулю или отрицательна (например, если предприятие получает авансы за продукцию на длительный срок), то ограничивающим фактором на количество произведенного товара будут уже не денежные средства, а производственные мощности или существующий спрос на товар.

Рисунок 1.3 - Схема  финансового цикла

Выше рассмотрен показатель оборачиваемости, который характеризует скорость обращения статей оборотного капитала. Но если коэффициент оборачиваемости товара для какой-либо ассортиментной группы превышает допустимое значение (товар продается дольше, чем запланировано), то возникает вопрос: действительно ли плохо продается товар или слишком большие остатки товара на складе?

На этот вопрос помогает ответить сравнение объемов  продаж с другими группами (первый рассмотренный критерий) и анализ уходимости товара с квадратного  метра торговой площади или погонного метра полки.

Уходимость = Продажи  за месяц / Занимаемое место (м2)

Введем понятие  собственного оборотного капитала (СОК). Собственный оборотный капитал  складывается из средств, вложенных  в товарную группу (запасы сырья, незавершенное  производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, (минус) кредиторская задолженность).

Коэффициент «прибыль на собственный оборотный капитал» (рентабельность капитала) показывает эффективность вложения средств  в отдельную ассортиментную группу. Показатель применяется в случае, когда существуют ограничения в денежных средствах. Если исходить только из ограничения по финансовым ресурсам, то с помощью данного показателя можно сделать следующие выводы:

Лучше всего  работать на «чужих» деньгах (предоплата от клиентов, товарный кредит от поставщиков). Тогда СОК отрицательный, дефицита денег нет, сам показатель прибыль на СОК не рассчитывается(не имеет смысла).

Если возможности  работы на «чужих» деньгах нет, то необходимо работать с ассортиментом, отдача от вложенных средств в который максимальна.

Для того чтобы  получить целостное представление  об ассортиментной группе, набор выбранных  количественных критериев для оценки ассортимента необходимо дополнять  качественными характеристиками.

Поэтому процесс  оптимизации структуры ассортимента все же следует начинать с определения целей компании, и уже на основании этих целей производить выбор наиболее значимых для компании в данный момент критериев оценки, которые дадут целостное представление о работе с ассортиментом.

Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками.

Планирование ассортимента товаров  в магазинах с учетом перечисленных  выше основных факторов и методов  позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

2. Анализ формирования  и планирования торгового ассортимента  на примере ООО "Ювелирная  сеть - 585"

2.1 Краткая характеристика предприятия

Объектом исследования в работе является ООО "Ювелирная  сеть - 585", свою деятельность Воробьев В.В. начала свою деятельность с марта 2001 года. Предприятие образовано как  розничная торговая сеть. Фирменное  название Ювелирный салон - «Мир золота».

Основной целью деятельности является и получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в сбытовой сети ювелирных изделий. Основными видами деятельности ООО "Ювелирная сеть - 585" является реализация ювелирных изделий и  сопутствующих товаров.

Так ИП Воробьвева В.В. осуществляет розничную торговлю режимом налогообложения  является единый налог на вмененный  доход. Помимо этого ИП Воробьева  уплачивает следующие налоги и взносы: взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на доходы физических лиц.

Преимуществом «Ювелирного  салона «Мир золота» является ассортиментная, ценовая политика, Относительным  недостатком является отсутствие собственных  торговых площадей.

Преимуществом ассортиментной политики можно назвать наличие широкого ассортимента как элитных, так и бижутерии, хорошее обслуживание покупателей и политика привлечения покупателей системой скидок.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.2.1 - Организационная структура  ООО "Ювелирная сеть - 585"

«Ювелирный салон «Мир золота»  располагается по адресу г. Волжский, ул. Мира 18. Арендованное помещение  находится в в специально отстроенном  помещении для торговли и поэтому  отвечает всем стандартам и требованиям  к данным типам магазинов. Общая арендуемая площадь - 30 м2,

С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости  товаров, размера товарооборота  и получаемой прибыли. Организационная  структура предприятия - пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия между его элементами. Организационная структура ООО "Ювелирная сеть - 585" представлена на рис. 2.1.

Экономический анализ хозяйственной  деятельности начинается с комплексного обзора основных показателей, характеризующих конечный результат работы предприятия, и заключается в исследовании факторов, влияющих на размер балансовой прибыли; анализе рентабельности, оценке эфективности хозяйственной деятельности и использования основного и оборотного капитала.

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности ООО "Ювелирная сеть - 585" за 2007-2009 годы

 

Показатели

Годы

Темп прироста показателей

 
 

2007

2008

2009

2008/2007

2009/2008

 

1. Розничный товарооборот, тыс.руб.

11 418

13 736

16 689

120,3

121,5

 

2. Валовая прибыль, тыс. руб.

1 804

2 047

2 654

113,5

129,7

 

3. Издержки обращения, тыс. руб.

1 367

1 533

2 014

112,1

131,4

 

4. Среднесписочная численность  работников, чел.

12

12

13

100,0

108,3

 

5. Фонд оплаты труда, тыс.руб.

753

782

956

103,9

122,3

 

6.Объем товарооборота на 1 работника в год, тыс.руб.

951,50

1 144,67

1 283,77

120,3

112,2

 

7. Уровень затрат на оплату  труда в общем объеме товарооборота, %

55,1

51,0

47,5

92,6

93,1

 

6. Чистая Прибыль, тыс.руб.

437

514

640

117,6

124,5

 

7. Рентабельность, %

3,8

3,7

3,8

97,8

102,5

 
             

Представленные данные в табл. 2.1 свидетельствуют о расширении деятельности предприятия, увеличению объемов продаж, ООО "Ювелирная сеть - 585" получает стабильную прибыль. Рост фонда оплаты труда не соответствует росту  объемов выручки предприятия, за исследуемый период фонд оплаты труда вырос на 116,6%, а объем валовой прибыли в 2009 году составил 147,3% от уровня 2007 года. Объем фонда заработной платы в издержках предприятия постоянно снижается с уровня 55,1% в 2007 году до 47,5% в 2009, но его объем остается значительным в общем объеме коммерческих затрат предприятия. Объем товарооборота на каждого работника из года в год повышается, но в большей степени это связано с ростом цен на ювелирные изделия.

2.2 Анализ товарного  ассортимента регионального торгового представительства ООО «Ювелирная сеть - 585»

Товарный ассортимент  фирмы на сегодняшний день является сложным, т.е. имеет внутреннюю классификацию  и включает различные товарные группы, товарные подгруппы, виды товаров и  их разновидности. Ассортимент состоит  из шести основных товарных групп:

- броши;

- обручальные кольца;

- подвески;

- украшения  для детей;

- кольца;

- браслеты.

Каждая из товарных групп ассортимента состоит из двух подгрупп:

1) гарнитуры;

2) отдельные  изделия.

Рисунок 2.2. Динамика общего количества разновидностей продукции  компании «Ювелирная сеть - 585»

Региональный  оптовый склад «Ювелирная сеть - 585» в Волжском существует с 2007 года. За это время ассортимент продукции  компании «Ювелирная сеть - 585» увеличился с 350 разновидностей товаров до 1740. Его  динамика представлена на рис.2.2.

В магазине ООО  «Ювелирная сеть - 585» ежемесячно проводится проверка полноты ассортимента, т.е. определяется степень соответствия количества разновидностей товаров, имеющихся  в продаже, количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. В таблице 2.2 представлены данные по количеству разновидностей товаров, присутствующих в продаже по месяцам на момент проверки, и товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Определим степень  устойчивости ассортимента ООО «Ювелирная сеть - 585» в Волжском. Расчет коэффициента устойчивости ассортимента представлен в табл.2.2.

Таблица 2.2 - Количество разновидностей товаров по ассортименту согласно актам проверок

 
 

Фактически в продаже

Количество отсутствующих разновидностей товаров

 

Месяц

2007

2008

2009

220

210

2009

 

Январь

130

710

1456

196

225

284

 

Февраль

154

695

1495

203

185

245

 

Март 

147

735

1548

192

276

192

 

Апрель

158

644

1548

188

295

192

 

Май

162

625

1698

172

222

42

 

Июнь

178

698

1650

181

206

90

 

Июль

169

714

1610

179

195

130

 

Август

171

725

1659

186

151

81

 

Сентябрь

164

769

1704

204

105

36

 

Октябрь

146

815

1715

177

70

25

 

Ноябрь

173

850

1725

163

97

15

 

Декабрь

187

823

1730

2261

2237

10

 

Предусмотрено ассортиментным перечнем

350

920

1740

       

Коэффициент устойчивости

     

0.46

0.80

1342

 
               

 

Видим, что степень  устойчивости ассортимента в ООО  «Ювелирная сеть - 585» возросла с 0.46 до 0.94, т.е. к настоящему времени товарный ассортимент стал почти полностью  устойчивым. Динамика коэффициента представлена на рис.2.3.

Рисунок 2.3 - Изменение коэффициента устойчивости ассортимента по годам

Как уже отмечалось, каждый товар (вид, разновидность) способен «отвечать» за финансовое состояние  предприятия. Выявлению этой зависимости  и посвящен операционный анализ ассортимента. Суть его заключается в определении рентабельности для каждого вида или разновидности товара.

Проведем операционный анализ рассматриваемого ассортимента и выявим наиболее прибыльные группы товаров.

Таким образом, видим, что наибольшую часть прибыли  торгового предприятия составляет прибыль от реализации подвесок и кулонов. Также существенную часть прибыли приносят продажи обручальных колец и просто колец. Рассматривая показатель рентабельности по анализируемым товарным группам, получаем тот же результат (рис.2.5): наиболее рентабельными группами товаров являются подвески, обручальные кольца и кольца.

Таблица 2.3 - Основные экономические показатели по укрупненным  товарным группам за 2009 г.

 

Показатель

Броши

Обручальные кольца

Подвески

Украшения для детей

Кольца

Браслеты

 

1. Закупная цена изделия, тыс.руб.

1,17

2,65

3,55

1,38

2,03

1,25

 

2. Количество проданных товаров

480

980

1234

834

1126

554

 

3. Переменные издержки, тыс. руб.

0,148

0,18

0,188

0,123

0,165

0,148

 

4. Постоянные издержки, тыс.руб.

2112

           

5. Продажная цена изделия, тыс.руб.

1,582

3,396

4,486

1,804

2,634

1,678

 

6. Выручка, тыс. руб.

759,36

3328,08

5535,72

1504,54

2965,88

929,612

 

7. Себестоимость товаров, тыс.  руб.

561,6

2597

4380,7

1150,92

2285,78

692,5

 

8. Общие переменные издержки, тыс.  руб.

71,04

176,4

231,992

102,582

185,79

81,992

 

9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8)

126,72

554,68

923,032

251,034

494,314

155,12

 

10. Постоянные издержки, тыс. руб.

107

468

778

212

417

131

 

11. Прибыль, тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10)

19,72

86,68

145,032

39,034

77,314

24,12

 

12. Запас финансовой прочности  (пороговая выручка), тыс. руб.

405,30

826,86

1040,11

704,32

949,89

467,86

 

13. СВОР, раз

1,87

4,02

5,32

2,14

3,12

1,99

 
               

Информация о работе Управление товарным ассортиментом